В храме мученицы Татианы покажут фильм «Игумен Серафим. Долг благочестия»

Документальный фильм посвящён начальнику Свято-Серафимовского скита Пермской епархии игумену Серафиму (Кузнецову) (1875–1959), привёзшему в 1921 году святые мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары из Алапаевска в Иерусалим.
 

Показ, который состоится в Татианинском храме 17 ноября 2019 года, приурочен к 60-летию со дня кончины игумена Серафима.

В основе фильма — не только уникальная историческая хроника, но и живые свидетельства современников игумена Серафима, а также представителей Русской духовной миссии сегодня.

Дикторский текст, который читает митрополит Рязанский и Михайловский Марк, базируется на церковно-исторических документах, среди которых и письма патриарха Иерусалимского Дамиана, и документы самого отца Серафима, и его переписка со священноначалием Русской духовной миссии, а также на фрагментах изданных и рукописных материалов из творческого наследия игумена Серафима.

Документальный фильм «Долг благочестия» стал итогом многолетнего исследовательского труда его автора послушницы Ксении Хайнбюхер и логическим продолжением фильма «Восхождение в безмолвие» (1999 г.), также повествующем о перенесении игуменом Серафимом мощей алапаевских мучеников. Оказавшись на послушании в 1996 году в Свято-Николаевском Белогорском монастыре на Урале, сестра Ксения стала соавтором первого фильма об этом великом русском молитвеннике.

Послушница Ксения родилась в 1959 году во Франкфурте-на-Майне (Германия). Имеет актерское и режиссерское образование.

 
Послушница Ксения Хайнбюхер. Фото: Православие.ru 

Фильм в храме мученицы Татианы представит Светлана Николаевна Баконина, кандидат исторических наук, научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской православной церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Начало в 12.30. Вход свободный.

Монах с «Русского Афона»

Первая половина жизни игумена Серафима (Кузнецова) на поприще служения Церкви была связана с обустройством скита знаменитого Белогорского Свято-Николаевского монастыря. На Урале монастырь, находящийся в уединенном месте в 100 верстах от Перми, на возвышенности, среди лесов, до революции называли «Русским Афоном». Он был основан в 1893 г. в память о чудесном избавлении наследника Российского престола цесаревича Николая от опасности в Японии.

Игумен Серафим был человеком истинно монашеского устроения, и на первом месте для него всегда было собирание крупиц духовного опыта, все, что связано с внутренним деланием. Но за послушание он принял на себя и благоустройство обители, которое понимал не только как возведение стен, но и приобретение святынь. В 1908 г. он привез из паломнических поездок на Афон и на Восток крест с частицей Честного и Животворящего Креста Господня, камень от Голгофы и от Гробницы Божией Матери, ковчежец с мощами великих святых: Иоанна Крестителя, апостолов Андрея Первозванного, евангелистов Луки и Марка, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, пророка Исаии, великомученика Георгия и др.

 
 Игумен Серафим (Кузнецов) 

Важной частью служения отца Серафима была просветительская публицистическая деятельность. В 1907 г. вышла в свет его книга «Скитский насельник», в 1910-м — «Путевые впечатления», где он подробно описал свое путешествие в Иерусалим и на Святую Гору. Перед революцией он принимал и деятельное участие в издании патриотического журнала «Голос долга», на страницах которого статьи, посвященные Православной церкви, сведения о молитвенной помощи святых, соседствовали с экскурсами по истории дома Романовых. Его издания доходили до государя, и заслужили Высочайшее одобрение.

По приглашению игумена Серафима в 1914 г. великая княгиня Елизавета Федоровна посетила Белогорский монастырь и Серафимовский скит. Этот визит был частью паломнической поездки по русским монастырям, которую Елизавета Федоровна совершила вместе со своей сестрой принцессой Викторией Баттенбергской.

После этой поездки на Урал игумен Серафим стал одним из духовников Елизаветы Федоровны. Между ними завязалась переписка. А когда в середине октября 1917 г. власть перешла в руки большевистского «ЦК», игумен Серафим отправился в Москву, предчувствуя опасность, нависшую над царской семьей. Он предложил Елизавете Федоровне выехать на Урал, в Алапаевск, где, как он говорил, «есть хорошие люди в старообрядческих скитах»: «…они сумеют сохранить Ваше Высочество». Но княгиня отказалась из опасений, как бы ее исчезновение не отразилось на судьбе ее близких. Прощаясь с отцом Серафимом, она попросила: «Если меня убьют, то прошу вас, похороните меня по-христиански». Знал о. Серафим и об ее желании — быть похороненной в Иерусалиме, на Елеонской горе, возле храма в честь святой равноапостольной Марии Магдалины, месте, связанном для нее с воспоминаниями о самом счастливом времени и о путешествии 1888 г., совершенном вместе с мужем великим князем Сергеем Александровичем.

Из центра княгиню и ее спутников — великого князя Сергея Михайловича с преданным слугой — Федором Ремезом, трех сыновей великого князя Константина Константиновича — Иоанна, Константина и Игоря, юного князя Владимира Палея, и келейницу матушки инокиню Варвару (Яковлеву) — переместили в Екатеринбург, где была особенно сильная большевистская организация, и 18 июля 1918 г., на следующий день, после убийства семьи Николая Александровича, сбросили в заброшенную Староселимскую шахту близ р. Межной в 12 верстах от Алапаевска.

 
 Преподобномученица Елисавета и инокиня Варвара 

Мощи преподобномученицы Елисаветы могли бы так и остаться в безымянной могиле на Урале или подвергнуться осквернению, если бы не верность слову и не мужество ее духовника. Как только с приходом на Урал армии Колчака был освобожден Алапаевск, игумен Серафим приехал к месту трагедии с двумя послушниками. Отец Серафим участвовал лично в поисках тел и их извлечении со дна шахты.

Когда же в июле 1919 г. стало ясно, что Алапаевск будет взят красными, игумен Серафим взял на себя спасение останков пострадавших. Путь был тяжелым и опасным — через всю Сибирь в Китай, где была надежда получить помощь русской Миссии.

В Чите, в Покровском женском монастыре, о. Серафим нашел временный приют. Исход гражданской войны был не определен, а для продолжения следования требовались немалые средства. Опасаясь потерять останки, игумен Серафим не решался на их временное погребение, и местом для них стала его келья, где под полом, под небольшим слоем земли были сокрыты все восемь гробов.

Через шесть месяцев ожидания в Чите наконец пожертвовали средства и игумен Серафим смог продолжить свой путь.

В Пекине шесть тел нашли пристанище в новом склепе на кладбище Русской духовной миссии. А игумен Серафим продолжал следование в Иерусалим вместе с останками Елисаветы Федоровны и инокини Варвары. Местом последнего упокоения для них стал храм святой равноапостольной Марии Магдалины, построенный когда-то великим князем Сергеем Александровичем Романовым. В склепе подклета церкви установили раки для мощей великой княгини и ее преданной келейницы.

Игумен Серафим до конца жизни остался в Иерусалиме. По благословению Иерусалимского патриарха Дамиана ему отвели небольшой участок поблизости от часовни, где он построил себе домик.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале