Эрнест Хэмингуэй придумал, как победить рабочий паралич

Как выяснилось, знаменитый американский писатель помимо всего прочего изобрел технику, которая может повысить свою производительность.
 
 Эрнест Хэмингуэй

Как сообщает BBC, американский писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе, автор произведений «Прощай, оружие!», «По ком звонит колокол?», «Праздник, который всегда с тобой», «Старик и море» и многих других, Эрнест Хэмингуэй был еще и изобретателем хитроумного психологического трюка — «полезное прерывание».

Когда в 1935 году корреспондент журнала Esquire спросил у молодого писателя, как много он пишет в день, тот ответил: «Если вы пишете книгу и у вас все получается, когда вы начинаете понимать, что произойдет дальше, то очень полезно остановиться,. Если вы будете делать так каждый день, то у вас никогда не случится никакого творческого кризиса».

В 2017 году исследователь из японского университета Чиба Есинори Ояма (Yoshinori Oyama) услышал об этом совете Хэмингуэя и решил выяснить, может ли он быть полезен для других людей. Свое исследование Ояма проводил вместе с Эммануэлем Манало (Emmanuel Manalo) из университета Киото.

Оптимизм как ключевой фактор

Основным мотивом исследования японцев была мысль, что прерывание выполнения какой-либо задачи может быть полезным. Чтобы проверить действие совета Хэмингуэя, профессора решили не ограничиваться только писателями, а расширить аудиторию. Кроме того, они добавили два принципа: вы должны ощущать, что вы близки к завершению задачи, которая, в свою очередь, должна быть достаточно сложной, чтобы вам было дело до ее завершения.

Исследование состояло из двух частей. В первой Есинори Ояма попросил 260 студентов старших курсов вручную скопировать текст из газетных колонок на бумагу.

 
 Фото: BBC.com 

Как только первые несколько студентов подняли руки, говоря, что они закончили, Ояма сказал остальным остановиться. У всех не закончивших он спросил, как много слов им осталось скопировать и насколько желающими продолжить они себя чувствовали. Как и ожидали исследователи, студенты, у которых осталось меньше текста для копирования, горели большим желанием вернуться к нему, чем те, у которых осталось больше.

Эммануэль Манало считает, что ключевым фактором является оптимизм: «Нам нужно верить в себя, у нас должно быть некое ожидание, что мы можем что-то сделать. И когда мы приближаемся к завершению того, что у нас раньше не получалось, наш оптимизм возрастает».

Гештальтизм

Еще один фактор основан на идее, выдвинутой в начале ХХ века австрийскими и немецкими психологами и названной «Гештальтизм». Они утверждали, что люди учатся понимать мир, выискивая закономерности, поэтому целая картина для них важнее, чем ее отдельные части.

«Когда у нас есть части чего-либо, нам всегда хочется создать нечто целое. Например, если нам показать контур треугольника, составленного из разбитых тире, наш мозг автоматически заполнит все пробелы и скажет нам, что это треугольник, а не изображение, состоящее из множества линий», — цитирует издание Эммануэля Манало.

Он добавил, что тот же принцип и в наших действиях: «Мы тем больше хотим завершить что-либо, чем ближе оно к завершению».

 
  Фото: BBC.com 

Поняв, что опыт с копированием текста в целом поддерживает идею Хэмингуэя, и что это вряд ли является тем делом, которое люди делают регулярно, исследователи решили узнать, будет ли теория работать в более повседневных задачах. Они поделили класс из 130 учеников на две группы и попросили каждую написать свои воспоминания о детском саде и о школьных годах. В первой группе ученикам помогли структурировать ответы. Им предложили разбить воспоминания на периоды: детский сад — начальная школа — средняя школа — старшая школа. Второй группе такую помощь не предлагали.

И снова, когда первые ученики почти закончили свое задание, всех попросили прерваться. Учеников спросили, насколько они близки к завершению и как сильно хотят продолжить задание. Как и в случае с копированием текста, те, кто был ближе всего к финишу, чувствовали себя более мотивированными. В то же время те ученики, которым помогли со структурированием, были более заинтересованы в том, чтобы вернуться к заданию.

Прерванная задача

Последствия перерывов в 2014 году также изучала Даниэлла Купор (Daniella Kupor) из университета Бостона. И полученные результаты опытов Есинори Оямы и Эммануэля Манало согласуются с ее исследованиями.

В одном случае Купор и ее коллеги из Стэнфордского и Йельского университетов попросили группу людей посмотреть короткий видеоклип, в котором комик рассказывал анекдот из их детства. Половине из них дали досмотреть видео до конца, остальным — только до середины.

Затем участников попросили сделать воображаемые покупки в интернет-магазине. Им сказали, что именно нужно найти в продаже, затем представили две вещи, которые могли уложиться в счет, а могли и не уложиться. После опроса выяснилось, что те, кому не дали досмотреть видео, были более склонны что-то купить, чем продолжать поиски.

 
  Фото: BBC.com 

«Когда прерывание мешает человеку достичь определенной цели или задачи, оказывается, что он принимает более быстрые и менее продуманные решения в совершенно несвязанных областях. Он чувствует это отсутствие завершенности и возникающая в результате неудовлетворенная потребность может перекинуться на другие, никак друг с другом не связанные сферы, и склонить его закончить что-либо уже в этих сферах», — приводит BBC слова Даниэллы Купор.

Ее исследование показывает, что прерывания могут дать мотивацию, но вместе с тем обнаруживает, что это не всегда может быть полезно. Как пример, здравый смысл подсказывает нам, что мы можем пожалеть о своих решениях, если должным образом не продумаем их.

Однако, ученые не исключают вероятность того, что идея Хэмингуэя нуждается в ряде условий, чтобы проявиться наилучшим образом. Так, в своих опытах Даниэлла Купор прерывала участников в середине задачи и она не исключает, что все дело в конкретном времени: «Чтобы использовать эффект наиболее правильным образом, перерыв следует запланировать на тот момент, когда вы уверены, что знаете, в каком направлении движетесь со своей работой».

В любом случае, добавляет Капор, возможно, этой стратегией следует пользоваться с осторожностью, «пока мы не узнаем больше о том, как пауза в решении задачи может повлиять на нашу психологию».

Есинори Ояма и Эммануэль Манало более оптимистичны. Они считают, что идею Хэмингуэя можно использовать для достижения любой цели — большой или маленькой — и уверены, что она уж точно придется ко двору на работе и в сфере образования.

Так, сам Ояма вовсю использует данную стратегию во время своих научной трудов. А вместе с Манало они в настоящее время пытаются понять, сможет ли она помочь выпускникам закончить кандидатские диссертации. Идея состоит в том, что, помогая ряду студентов разделить свою работу на части, принцип Хэмингуэя будет срабатывать по мере приближения к концу каждой из них.

И хотя американский классик утверждал, что прерывания должны быть самопроизвольными, японские исследователи больше озабочены самим фактом незавершенности задачи, а не тем, почему и как это происходит. Они не видят большой разницы, если прерывания  тщательно спланированы.

Ученые заключают: если мы хотим писать как Хэмингуэй, одеваться как Хэмингуэй, выпивать как Хэмингуэй, то, может быть, тогда следует и начать работать как Хэмингуэй?

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале