Эрнест Хэмингуэй придумал, как победить рабочий паралич
Эрнест Хэмингуэй |
Как сообщает BBC, американский писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе, автор произведений «Прощай, оружие!», «По ком звонит колокол?», «Праздник, который всегда с тобой», «Старик и море» и многих других, Эрнест Хэмингуэй был еще и изобретателем хитроумного психологического трюка — «полезное прерывание».
Когда в 1935 году корреспондент журнала Esquire спросил у молодого писателя, как много он пишет в день, тот ответил: «Если вы пишете книгу и у вас все получается, когда вы начинаете понимать, что произойдет дальше, то очень полезно остановиться,. Если вы будете делать так каждый день, то у вас никогда не случится никакого творческого кризиса».
В 2017 году исследователь из японского университета Чиба Есинори Ояма (Yoshinori Oyama) услышал об этом совете Хэмингуэя и решил выяснить, может ли он быть полезен для других людей. Свое исследование Ояма проводил вместе с Эммануэлем Манало (Emmanuel Manalo) из университета Киото.
Оптимизм как ключевой фактор
Основным мотивом исследования японцев была мысль, что прерывание выполнения какой-либо задачи может быть полезным. Чтобы проверить действие совета Хэмингуэя, профессора решили не ограничиваться только писателями, а расширить аудиторию. Кроме того, они добавили два принципа: вы должны ощущать, что вы близки к завершению задачи, которая, в свою очередь, должна быть достаточно сложной, чтобы вам было дело до ее завершения.
Исследование состояло из двух частей. В первой Есинори Ояма попросил 260 студентов старших курсов вручную скопировать текст из газетных колонок на бумагу.
Фото: BBC.com |
Как только первые несколько студентов подняли руки, говоря, что они закончили, Ояма сказал остальным остановиться. У всех не закончивших он спросил, как много слов им осталось скопировать и насколько желающими продолжить они себя чувствовали. Как и ожидали исследователи, студенты, у которых осталось меньше текста для копирования, горели большим желанием вернуться к нему, чем те, у которых осталось больше.
Эммануэль Манало считает, что ключевым фактором является оптимизм: «Нам нужно верить в себя, у нас должно быть некое ожидание, что мы можем что-то сделать. И когда мы приближаемся к завершению того, что у нас раньше не получалось, наш оптимизм возрастает».
Гештальтизм
Еще один фактор основан на идее, выдвинутой в начале ХХ века австрийскими и немецкими психологами и названной «Гештальтизм». Они утверждали, что люди учатся понимать мир, выискивая закономерности, поэтому целая картина для них важнее, чем ее отдельные части.
«Когда у нас есть части чего-либо, нам всегда хочется создать нечто целое. Например, если нам показать контур треугольника, составленного из разбитых тире, наш мозг автоматически заполнит все пробелы и скажет нам, что это треугольник, а не изображение, состоящее из множества линий», — цитирует издание Эммануэля Манало.
Он добавил, что тот же принцип и в наших действиях: «Мы тем больше хотим завершить что-либо, чем ближе оно к завершению».
Фото: BBC.com |
Поняв, что опыт с копированием текста в целом поддерживает идею Хэмингуэя, и что это вряд ли является тем делом, которое люди делают регулярно, исследователи решили узнать, будет ли теория работать в более повседневных задачах. Они поделили класс из 130 учеников на две группы и попросили каждую написать свои воспоминания о детском саде и о школьных годах. В первой группе ученикам помогли структурировать ответы. Им предложили разбить воспоминания на периоды: детский сад — начальная школа — средняя школа — старшая школа. Второй группе такую помощь не предлагали.
И снова, когда первые ученики почти закончили свое задание, всех попросили прерваться. Учеников спросили, насколько они близки к завершению и как сильно хотят продолжить задание. Как и в случае с копированием текста, те, кто был ближе всего к финишу, чувствовали себя более мотивированными. В то же время те ученики, которым помогли со структурированием, были более заинтересованы в том, чтобы вернуться к заданию.
Прерванная задача
Последствия перерывов в 2014 году также изучала Даниэлла Купор (Daniella Kupor) из университета Бостона. И полученные результаты опытов Есинори Оямы и Эммануэля Манало согласуются с ее исследованиями.
В одном случае Купор и ее коллеги из Стэнфордского и Йельского университетов попросили группу людей посмотреть короткий видеоклип, в котором комик рассказывал анекдот из их детства. Половине из них дали досмотреть видео до конца, остальным — только до середины.
Затем участников попросили сделать воображаемые покупки в интернет-магазине. Им сказали, что именно нужно найти в продаже, затем представили две вещи, которые могли уложиться в счет, а могли и не уложиться. После опроса выяснилось, что те, кому не дали досмотреть видео, были более склонны что-то купить, чем продолжать поиски.
Фото: BBC.com |
«Когда прерывание мешает человеку достичь определенной цели или задачи, оказывается, что он принимает более быстрые и менее продуманные решения в совершенно несвязанных областях. Он чувствует это отсутствие завершенности и возникающая в результате неудовлетворенная потребность может перекинуться на другие, никак друг с другом не связанные сферы, и склонить его закончить что-либо уже в этих сферах», — приводит BBC слова Даниэллы Купор.
Ее исследование показывает, что прерывания могут дать мотивацию, но вместе с тем обнаруживает, что это не всегда может быть полезно. Как пример, здравый смысл подсказывает нам, что мы можем пожалеть о своих решениях, если должным образом не продумаем их.
Однако, ученые не исключают вероятность того, что идея Хэмингуэя нуждается в ряде условий, чтобы проявиться наилучшим образом. Так, в своих опытах Даниэлла Купор прерывала участников в середине задачи и она не исключает, что все дело в конкретном времени: «Чтобы использовать эффект наиболее правильным образом, перерыв следует запланировать на тот момент, когда вы уверены, что знаете, в каком направлении движетесь со своей работой».
В любом случае, добавляет Капор, возможно, этой стратегией следует пользоваться с осторожностью, «пока мы не узнаем больше о том, как пауза в решении задачи может повлиять на нашу психологию».
Есинори Ояма и Эммануэль Манало более оптимистичны. Они считают, что идею Хэмингуэя можно использовать для достижения любой цели — большой или маленькой — и уверены, что она уж точно придется ко двору на работе и в сфере образования.
Так, сам Ояма вовсю использует данную стратегию во время своих научной трудов. А вместе с Манало они в настоящее время пытаются понять, сможет ли она помочь выпускникам закончить кандидатские диссертации. Идея состоит в том, что, помогая ряду студентов разделить свою работу на части, принцип Хэмингуэя будет срабатывать по мере приближения к концу каждой из них.
И хотя американский классик утверждал, что прерывания должны быть самопроизвольными, японские исследователи больше озабочены самим фактом незавершенности задачи, а не тем, почему и как это происходит. Они не видят большой разницы, если прерывания тщательно спланированы.
Ученые заключают: если мы хотим писать как Хэмингуэй, одеваться как Хэмингуэй, выпивать как Хэмингуэй, то, может быть, тогда следует и начать работать как Хэмингуэй?