Леонид Гардаш: Хочу, чтобы смерть посередине комедии была драматичной, а шутка в драме — веселой
Леонид Гардаш |
— Леонид, как бы вы охарактеризовали жанр своего нового фильма «Покорми кота, или Как я полюбил и перестал бояться Дональда Трампа»? Почему вы сняли этот фильм?
— Это практически чистая комедия. Он вдохновлен старыми французскими комедиями с Пьером Ришаром и Луи де Фюнесом. И фильмами Леонида Гайдая, конечно.
Мы сняли его практически случайно: нужно было срочно сделать дипломный фильм. Работа была больше интуитивная, голова была занята другими проектами. К тому же не задалось общение с хозяином квартиры, в которой мы снимали фильм, пришлось работать в спешке. Картина многое потеряла из-за этого. Но я изначально не планировал делать ее серьёзной — просто весёлая зарисовочка. Дипломной она не стала: опытные мастера посоветовали все-таки защищаться «Точкой бифуркации», так как там «есть киноязык».
Когда я отправлял «Покорми кота…» на фестивальВГИК, я думал: «Ну всё…». Ведь после студенческого голосования во ВГИКе мы даже не оказались в топ-5. А когда начали приходить положительные отзывы от зрителей, я был в шоке.
Постер фильма «Покорми кота, или Как я полюбил и перестал бояться Дональда Трампа» |
— Так при чём тут Дональд Трамп? Это всё-таки какой-то символ?
— Да нет! Я не хотел нагружать смыслами изначально комедийную историю. Мы добавили линию, что враньё до добра не доводит, и всё! Дональд Трамп как раз, как по мне, символизирует «легкость» фильма. Это просто шутка для тех, кто старается заглянуть слишком глубоко в фильм. Я подумал, что нужно как-то «похулиганить». И такое название, конечно, показалось максимально интригующим — зрители весь фильм будут смотреть и думать: «При чём здесь Дональд Трамп?»
— Вы считаете, что кино не должно вгонять в тоску?
— У каждого фильма есть свой зритель. Сложно судить, кто лучше — Гайдай, которого смотрел весь Советский Союз, или Тарковский, которого смотрела вся интеллигенция Советского Союза и весь мир. Я, когда создаю фильм, стараюсь, чтобы как можно большему числу зрителей его было интересно смотреть. Стараюсь передать какую-то хорошую мысль — иногда сложную, иногда простую.
Актёры (слева направо) — Константин Маховиков, Анна Уколова, Аля Сирченко, 2019 г. |
— Но есть же режиссёры, которые находят золотую середину? Стэнли Кубрик или Ридли Скотт — это же вполне зрительское кино!
— Я могу таких режиссёров ещё назвать — это Квентин Тарантино, Мартин Скорсезе. Это, я считаю, действительно идеал, когда и критики довольны, и зрители.
— Роль богатого художника в фильме исполнил ваш отец. Вы специально прописали этого персонажа под него?
— Единственный персонаж, прописанный под актёра, —это главный герой, Артём [актёр —Константин Маховиков]. А ещё, когда мы придумывали сюжет, нам сразу виделась Анна Уколова в образе матери главного героя (один из наших актёров, Дмитрий Малашенко, с ней вместе в театре играет, и сказал, что может попробовать её «завербовать»). А насчёт отца — нет. Я долго думал насчёт разных кандидатур и в конце концов пришел к мысли, что отец хорошо сыграет эту роль, тем более я планировал ещё снять его в своем сериале в роли второго плана. Это для него была «разминка» актёрская, так как он уже давно нигде не играл.
Леонид с отцом, Леонидом Гардашом-старшим, 2019 г. |
— То есть вы из актерской семьи?
—В молодости мой отец работал клоуном, окончил цирковое училище, потом — режиссёром цирковых выступлений. В 1990-е он занимался творчеством, снимал всякие короткометражки. Потом быт взял верх, отец ушёл в компанию Disney, где организовывает премьеры и занимается дистрибуцией рекламы. Он там уже более 15 лет. А моя мамав 2008 году поступила на второе высшее, и сейчас она профессиональный сценарист, уже кучу фильмов и сериалов написала, помогает с моими проектами. Обычно мы собираем творческую группу, brain-storm такой… В неё входят мои родители и ещё несколько близких людей, которые накидывают идеи. Затем мы их обсуждаем и развиваем сценарий. Конкретно сам сценарий пишет моя мама, а редактирую я.
— А как вы пришли к тому, что захотели снимать кино? Вас вдохновили родители, какие-то фильмы?
— Ну вот именно когда я рос, никто кино не занимался, я никогда не был в детстве на съёмочной площадке. Но мне всегда нравились кино, театр, я хотел быть актёром, меня отдавали во всякие театральные кружки. В какой-то момент я сильно поругался со школьным режиссёром. Женщина, которая заведовала школьным театральным кружком, рубила все мои идеи, требовала, чтобы играли именно так, как она хочет. Меня это бесило, я понимал, что спектакль становится хуже. Какой смысл играть, если я просто «болванчик»? Получается, я должен отдаться судьбе, точнее даже не судьбе, а каким-то глупым режиссёрам, которые могут загубить мою работу? Тогда я спросил маму, чем занимается режиссёр. Мама описала, и мне показалось, что это легко и одновременно почётно. После этого я начал всем сообщать, что я режиссёр, ничего для этого, по сути, не делая. Ну, какие-то детские работы на видеокамеру снимал. Так я потихоньку укрепился в мысли, что я режиссёр.
Актёр Константин Маховиков в образе главного героя, 2019 г. |
— Расскажите об учёбе во ВГИКе.
— Я очень люблю ВГИК. Какие бы в нём ни были минусы (они есть везде), он абсолютно бесплатно дал мне образование, возможность снимать фильмы, показывать их на фестивалях не только в Москве, но и по всей России. Благодаря ВГИКовскому фестивалю мой фильм «Наружка» увидел продюсер Игорь Мишин, который и запустил сериал. Мне ВГИК очень много дал, хотя договориться с ВГИКовской студией, порой, непросто, и это раздражает.
— Летом этого года разгорелся скандал вокруг фильма «Семь» студента ВГИКа Артёма Фирсанова. Фирсанов хотел снять документалку про работу «Гоголь-центра» над спектаклем Кирилла Серебренникова, однако администрация вуза препятствовала этому. Что вы думаете по поводу этой истории?
— Я фильм полностью не видел, но в его трейлере нет ничего, что могло бы поднять скандал. Скандал поднял сам ВГИК тем, что не пускал зрителей на показ и вызвал Росгвардию.
Кадр из фильма Гардаша, 2019 г. |
Началось всё с того, что Фирсанов снимал документальный фильм про Серебренникова и хотел, чтобы его последнее слово на суде произнесли его поклонники. Он пришёл в студию, сказал, что хочет арендовать какое-то помещение, студия сказала — зачем вам помещение, вот у нас в коридоре снимите. Он согласился. А потом либо они сами сообразили, либо кто-то подсказал, что это можно трактовать, как политическую акцию... Всё запретили. Тогда у Фирсанова и снесло крышу. Но если учесть, что Серебренникова освободили, посыл фильма стал неактуальным. Идея была действительно хорошая, но я боюсь, что фильм получился слабым. Там нет повода для дискуссий!
Я считаю, что Фирсанов, может быть, и молодец, раз выбрал такую тему для защиты, это смелый поступок, но реализация, по косвенным признакам, очень бедная. Популярность этого фильма и Фирсанова — заслуга ВГИКа.
— Вернемся к образованию. Учитывают ли ВГИКовские мастера современные тренды обучения?
— Это зависит от мастера. Есть мастера, которые набирают людей полностью под себя и хотят, чтобы студенты снимали фильмы, которые нравятся им. Иногда из этого вырастают хорошие режиссёры, но мнетакой подход не нравится.
Считается, что мастерская Хотиненко и Фенченко— максимально свободная, и я могу это подтвердить. Там тебе разрешают снимать всё, что угодно, — любой жанр, любое направление. Мастера разбираются во всех направлениях, помогают даже в жанрах, которые им не нравятся. Это редкость.
Хотиненко и Фенченко в процессе преподавания, 2002 г. |
— А вы на данном этапе себя чувствуете скорее мини-Хотиненко или мини-Фенченко?
— Я думаю, что наши мастера меньше всего хотели бы услышать, что мы их мини-копии. Они стремятся к тому, чтобы мы все были индивидуальностями. Они очень часто нам такую метафору приводят: мы садовники, выбирающие вас на вступительных как зёрна, а что из вас вырастет, зависит не от нас. Из кого-то может получиться огромный цветок, из кого-то маленький кустик, а мы будем «поливать» и «подкармливать» вас.
— Как вы считаете, у вас уже есть свой режиссёрский почерк?
— Сам бы хотел узнать! Я стремлюсь к тому, чтобы мои фильмы захватывали зрителя, удивляли его сменой жанров. Хочу, чтобы внезапная смерть посередине комедии была драматичной, а шутка в драме — веселой. Мне кажется, это даёт глубину.Так в жизни, собственно, бывает — ты веселишься, а тебе звонят и говорят, что бабушка умерла.
Фото со съёмок к/м «Покорми кота, или Как я полюбил и перестал бояться Дональда Трампа», 2019 г. |
— Нравится ли вам современное российское кино?
— Я больше люблю пересматривать старое, а новое смотрю реже, чем нужно.Периодически вижу очень удачные вещи в российском прокате и на телевидении, поэтому, я думаю, что всё не так плохо. Вот сериал «Домашний арест» мне очень понравился.
— Уже появились фестивали, где соревнуется кино, снятое на айфон. Например, Содерберг недавно снял фильм «Не в себе». Как вы к этому относитесь?
— Я не снимал на айфон, поэтому не знаю… Но я бы себя попробовал. Я исхожу из истории, которую я хочу рассказать, а какими средствами это будет сделано — в виде классического кино, при помощи телефона, интерактивного кино, компьютерной игры… Если будет такая история, которую нужно рассказать с помощью телефона или VR-пространства, я расскажу её именно так.
Режиссёр Артём Фирсанов, 2019 г. |
— Вы хотели бы что-то поменять в современном кино?
— Мне не хватает многожанровости в фильмах. Если в ту же «Пилу» добавить пару органичных шуток, то это ей будет только в плюс.
Беседовал Никита Зиновьев