О фильмах Алана Паркера: стремление к свободе
![]() |
Алан Паркер. Фото: Expert.ru |
«Багси Мэлоун» (1976, Великобритания). Нью-Йорк 1920–1930-х годов. Гангстерские войны на улицах Ист-Сайда приводят к тому, что владелец подпольного кабака Толстый Сэм рискует потерять бизнес. Гангстеры из конкурирующей группировки, вооружённые новым скорострельным оружием, одерживают одну победу за другой. Последняя надежда Толстого Сэма — местный жулик и ловелас Багси Мэлоун. За деньги Багси готов на всё.
В 1976 году интерес к гангстерскому кино был достаточно велик — к этому моменту уже увидели свет первая и вторая части «Крёстного отца». Но Паркер не пытается быть наследником Фрэнсиса Форда Копполы. Он идёт другим путём, создавая неожиданное, ироничное и оригинальное кино. В его дебютном фильме все роли исполняют дети, а пистолеты-пулемёты стреляют кондитерским кремом.
В 1975 году окончилась Вьетнамская война. Будь Паркер американцем и сними он нечто подобное про Вьетнам, у него получилось бы актуальное антивоенное высказывание. Но и так хорошо: «Багси Мэлоун» — своеобразное антигангстерское кино, напоминающее о детских играх «в войнушку». В нём есть дух незлой детской кутерьмы, а песни звучат чаще, чем пулемётные очереди. Действительно: лучше петь, чем воевать. Вот, послушайте песню Таллулы, роль которой исполняет юная Джоди Фостер.
«Полуночный экспресс» (1978, Великобритания, США). У тюремных драм бывает нескольких ключевых признаков. В их число могут входить: 1) необычное и зачастую мрачное место заключения, 2) жестокие ссоры между заключёнными, 3) планы хитроумного побега. В своём втором фильме Паркер совмещает эти три признака, опережая такие известные фильмы, как «Побег из Шоушенка» (1994) и даже «Побег из Алькатраса» (1979).
Молодой американец Билли Хэйс хочет подзаработать. Для этого он пытается переправить из Турции крупную партию гашиша. 7 октября 1970 года его ловят в стамбульском аэропорту, и всё заканчивается тем, что Билли получает реальный тюремный срок, который впоследствии вырастает до 30 лет. Спасти Билли может только «полуночный экспресс». Так на тюремном жаргоне называют побег.
![]() |
«Полуночный экспресс» основан на реальных событиях и опирается на одноимённую автобиографическую книгу настоящего Билли Хэйса. При этом картина содержит и долю вымысла. В своё время турецким властям не понравилось, как Паркер изображает Турцию, а реальный Хэйс (в фильме не игравший) спустя много лет даже извинился за это перед турецким народом.
Но от выдумщика Паркера глупо ожидать чистого реализма. В «Полуночном экспрессе» знаменитая сцена с откусыванием языка кажется гротеском, а эпизоды из психиатрического отделения тюрьмы больше похожи на кошмарный сон. Всё происходит где-то между реальностью, сном и гротеском, а заканчивается кадрами в духе Анджея Вайды, который стремление к свободе воспевал лучше всех.
«Птаха» (1984, США). Ещё один фильм о неуёмном стремлении к свободе. Старшеклассники Эл и Птаха не похожи друг на друга. Эл — обычный парень, интересующийся девушками и бейсболом. Птаха — нелюдим, любящий птиц и мечтающий о полёте. Ребята подружатся, но со временем Элу станет всё сложнее мириться со странностями Птахи. Окончательно друзей разъединит Вьетнамская война. Эл вернётся из Вьетнама с обезображенным лицом, а Птаха — с разрушенной психикой. Теперь главная цель Эла — вытащить друга из мира болезненных грёз. Но сделать это будет непросто.
![]() |
В 2002 году вышел фильм Дэвида Кроненберга «Паук», главный герой которого чувствовал себя пауком и даже пытался… плести паутину. В «Птахе» мы имеем похожую историю, впрочем, лишённую тотальной безысходности Кроненберга. «Птаха» сочетает в себе множество самых разных элементов: психологическая драма, школьное кино, антивоенный фильм, история о посттравматическом синдроме. Но главное — это рассказ о том, как важно человеку быть самим собой. Калечит Птаху не только война, но и отношение окружающих, считающих его ненормальным. Так что даже сложно сказать, кто именно является лучшим другом Птахи — Эл или канарейка по имени Перта. Дружба мальчика из рабочей семьи и птицы — известный киномотив. В этом Паркер следует за другим британским классиком Кеном Лоучем и его драмой «Кес» (1969).
Музыку к «Птахе» написал Питер Гэбриел, но при просмотре всё равно вспоминается строчка Pink Floyd, звучащая в «Стене»: «We don't need no thought control». Именно она могла бы стать жизненным девизом повзрослевших после войны Эла и Птахи. У Pink Floyd была бунтарская песня, а у Алана Паркера получился бунтарский фильм.
«Сердце Ангела» (1987, Великобритания, Канада, США). Нью-йоркский частный детектив Гарри Эйнджел занимается мелкими расследованиями. В 1955 году ему подворачивается большое дело. Странный господин по имени Луи Сайфер просит Гарри найти знаменитого певца, след которого теряется в психиатрической больнице города Покипси. Гарри начинает расследование, даже не предполагая, что ему придётся заглянуть в самые тёмные уголки собственного разума.
Первые кадры «Сердца Ангела» напоминают начало «Багси Мэлоун»: темнота, пустая улица в синих бликах, клубы пара, поднимающиеся из канализационных решёток. Но время детских игр закончилось, перед нами — мистика с целым букетом зловещих атрибутов: похищение человека, обманы, наркотики, убийства, обряды вуду (список неполон).
Несмотря на это фильм вышел по-своему притягательным. Этому способствуют прекрасный актёрский состав (Микки Рурк, Роберт Де Ниро, Шарлотта Рэмплинг), замечательная работа оператора и грамотно подобранные декорации. Вот, например, кадр, где ночной подъезд похож на хитроумную механическую ловушку, которая вот-вот сработает.
![]() |
А кадры, в которых нет угрожающих знаков, порой напоминают добротную реалистическую живопись.
![]() |
В «Сердце Ангела» соединяются мрачность хоррора, особая красота нуара и дух американского детективного триллера. Здесь уже совсем не чувствуется британское происхождение режиссёра, это на 100% американское кино. Зло здесь иронично, злопамятно и предпочитает старомодную поп-музыку.
«Миссисипи в огне» (1988, США, Алан Паркер). Недавно мы уже писали о фильме про ку-клукс-клан и борьбу с расизмом. «Миссисипи в огне» также посвящается этим проблемам.
1964 год. В маленьком городке штата Миссисипи исчезают три правозащитника, борющихся за права цветного населения. Расследовать инцидент прибывают два агента ФБР Уорд и Андерсон. Однако следствие быстро заходит в тупик — местные чернокожие боятся идти на контакт, а шериф и его помощник явно что-то скрывают. Уорд, наделённый властью, пытается задействовать в деле все возможные ресурсы, но чем больше он старается, тем сильнее противостоит расследованию ку-клукс-клан. Уорд решает идти до победного конца, несмотря на все риски.
«Миссисипи в огне» тоже получился очень американским фильмом. Это классическое «бадди-муви», т.е. кино про двух очень разных коллег, которые то ссорятся, то мирятся, но в финале объединяют усилия ради общего дела. Главное достоинство картины — актёры. Уиллем Дефо — дотошный профи Уорд, тщательно следующий всем правилам и протоколам, Джин Хэкмен — раскованный верзила Андерсон, предпочитающий действовать в зависимости от обстоятельств. Оба персонажа сочувствуют чёрному населению и поэтому оказываются абсолютными чужаками в расистском Миссисипи.
![]() |
«Миссисипи в огне» один из лучших фильмов о борьбе с расизмом. В наличии имеются: реальная история в основе сценария, душная атмосфера американского юга и точность в мельчайших деталях. Например, в середине фильма Андерсон дарит жене заместителя шерифа скромные цветы со словами: «Пахнут не очень, но хорошенькие». Этот букет забавным образом отражает суть самого Андерсона, который в душе добр, но в работе готов использовать грязные методы.
Есть в фильме и убедительные диалоги:
— Вам нравится бейсбол, мистер Андерсон?
— Да, нравится. Знаете, только в бейсболе чернокожий может замахиваться битой на белого, не начиная этим восстания.
Кстати, сцена с восстанием в картине тоже присутствует. Полный комплект.