«Аббатство Даунтон» как образ жизни

Полнометражное продолжение знаменитого британского сериала «Аббатство Даунтон» успешно прошло осенью в мировом и российском прокате, собрав в шесть раз больше своего бюджета в $20 млн. И это еще до того, как картина вышла в прокат на территории Китая и Японии.
 

Впрочем, неизвестно, насколько велико число поклонников британского сериала именно в этих регионах, но любители шестисезонного детища сценариста и режиссера Джулиана Феллоуза из Старого и Нового света подтвердили, что называется, рублем: четыре года, ушедшие на создание полнометражного проекта, точно стоили их ожидания.

События сериала начинаются 15 апреля 1912 года. «Титаник» отправился на дно Атлантики и унес с собой жизнь наследника старинного поместья Аббатство Даунтон (это бывший католический монастырь, ставший после Реформации дворянской усадьбой). Следующие 12 лет в Даунтоне, семейном гнезде благородного Роберта Кроули, графа Грэнтема (Хью Бонневилль) и его мудрой супруги Коры (Элизабет Макговерн) происходит масса волнующих событий, помолвок, странных смертей, скандалов и интриг, следить за которыми поучительно и интересно. Параллельно герои переживают Первую мировую войну, осваивают электричество, свыкаются с женской эмансипацией и приветствуют технический прогресс. Главный спор о том, кто же унаследует аббатство, решится окончательно только в четвертом сезоне, а до этого аристократам приходится мириться с трудным характером старшей дочери семейства Мэри (Мишель Докери) и ближайшим наследником по мужской линии, троюродным племянником графа Мэтью Кроули (Дэн Стивенс), страстно ищущих путь к сердцам друг друга.

 

Жизнь огромного поместья становится каплей, по которой можно судить об океане, если принять за таковой все английское общество. В Даунтоне представлены все социальные слои — от «спесивых аристократов» в лице вдовствующей графини Вайолетт (Мэгги Смит), «пожилой дамы, умеющей наводить ужас и следить, чтобы все правила выполнялись», до кухарок, шоферов и прочей челяди, начиная с исполненного достоинства дворецкого Карсона (Джим Картер) и заканчивая девочкой на побегушках Дейзи (Софи Макшера), для которой стать кухаркой уже значит построить внушительную карьеру.

Полная личных драм и свершений история сериала заканчивается шестым сезоном в новогоднюю ночь 1926 года, на возвышенной ноте и с решенным вопросом о будущем аббатства. Таким образом, даже если вы и знать не знаете ничего о Даунтоне, полнометражный проект по сценарию Джулиана Феллоуза и с Майклом Энглером в режиссерском кресле («Секс в большом городе», «Клиент всегда мертв») будет вам понятен и интересен. Шикарные виды многовекового поместья, размах светской жизни, не слишком напряженный психологизм и юмор — «Аббатство Даунтон» продолжает традиции иронического реализма, заданные если не в романах Джейн Остин, то уж точно в творениях Пелэма Грэнвилла Вудхауза или писаниях Ивлина Во.

 

События фильма открываются письмом из Букингемского дворца, которое недвусмысленно оповещает разомлевшее от спокойной жизни население Даунтона о грядущем визите самого короля Георга V (Саймон Джонс) с супругой королевой Марией (Джеральдин Джеймс) и дочерью (Кейт Филлипс). С этого момента начинается знакомая услада глаз для зрителя, а по законам полнометражного кино повествование ускоряет свой темп, так что событий картины при желании могло было бы хватить на целый сезон.

Привычный ход вещей в Даунтоне нарушается, и воцаряется знакомая нам по временам «военного госпиталя» из второго сезона паника и борьба за власть. На этот раз за право выполнять свои функции борются не «верхи», а «низы»: вместе с королем прибывает высокомерная свита во главе с «пажом черной лестницы» мистером Уилсоном (Дэвид Хэйг) и экономкой миссис Уэбб (Риченда Кэри). Они с ходу задвигают не только молодого управляющего Томаса Барроу (Роберт Джеймс-Колльер), но и специально снятого с картофельных грядок Карсона, женившегося в шестом сезоне на экономке Даунтона миссис Хьюз (Филлис Логан). На кухне тоже революция: дерзкий француз Курбе (Филипп Сполл) видеть не желает бессменную миссис Патмор (Лесли Никол). Не обошлось и без сюрпризов: бойлер настолько некстати вышел из строя, платье, заказанное для особого случая, уплыло в Нью-Йорк, а хозяйке пришёл наряд в два раза больше размером. Сразу напрашивается вопрос: «Кто же тут хозяин?» Разумеется, местная прислуга под водительством четы Джона и Анны Бейтс (Брендан Койл, Джоанн Фроггатт) найдет способ показать, кто истинный хозяин в Аббатстве.

 

Джулиан Феллоуз (между прочим, он носит титул барона деревни Вест-Стаффорд в графстве Дорсет) не скупится на классические приемы вроде линии вынужденно скрываемого бастарда, проливающего свет на тонкие вопросы наследства. Или попытки террористического акта — теперь уже против самого короля, которую как будто предпринимает (а на деле предотвращает) местный ирландский патриот Том Брэнсон (Аллен Линч). В первом сезоне сериала Том был просто шофером, а к шестому стал полноправным членом клана Кроули. Социалист, ирландский националист и республиканец, Брэнсон демонстрирует ту социальную эволюцию, которая характеризует благоприятное воздействие ухоженного английского поместья на мятущуюся душу и неокрепший разум всякого радикала.

Перед нами — новые сверкающие наряды и прически, обновленные интерьеры, где можно разглядеть каждый хрусталик на люстре, старая добрая английская чопорность и этикет. Сквозь них нет-нет, да и проступит простая человеческая эмоция, эффект от считывания которой удесятеряется сдержанной и тактичной подачей. Видимо, в этом и секрет столь сильного воздействия картины на зрителя: мы видим близкие нам черты в сложном, полном условностей поведении людей, находящихся в плену сословных отношений и классовых предрассудков.

 

Пожалуй, самым нелепым может показаться своеобразный каминг-аут дворецкого Томаса,«всегда бывшего изгоем», а тут оскандалившегося приводом в полицию во время облавы на лондонский гей-клуб. Смотреть на веселящихся в объятиях друг друга джентльменов забавно, однако выспреннее обращение Томаса к мирозданию с вопросом: «Когда-нибудь, интересно, они примут нас?» вызывает легкое желание воспользоваться перемоткой.

В целом же сюжетная линия удерживает наше внимание на протяжении всего фильма. Приезд королевской четы — событие вселенского масштаба как для миссис Кроули (Элизабет Макговерн), так и для местного бакалейщика, для которого продать продукты королю будет пиком карьеры и жизни. В Аббатстве, как всегда, кто-то безнадежно одинок, а кто-то, например, чудак-камердинер Мозли (Кевин Дойл), настолько взволнован и не уверен в себе, что слышит от окружающих: «Не забывай дышать!» Это не мешает ему нелепо оконфузиться во время монаршей трапезы, перебивая короля и приветствуя женским книксеном королеву.

 

Создатели картины не выносят приговоров, не ищут другой морали, кроме как каждодневный подвиг долга и чести, который герои Даунтона в очередной раз демонстрируют зрителю. И в этом — легкая ирония над условностями и нравами не такой уж далекой старины, когда, не пренебрегая сословным этикетом, господа и слуги образовывали куда более прочный союз, чем родственные узы. Вооружившись юмором и вескими фразами вдовствующей графини, они готовы плечом к плечу встретиться хоть с войной, хоть с разорением, хоть с самим королем.

Картина завершается пророчеством дворецкого Карсона: «Пройдет еще сто лет, все переменится, а Даунтон так и будет стоять на месте». Да будет так! Пусть всегда каменная глыба замка Хайклер, настоящего родового гнезда графов Карнарвонов из Хемпшира, легко воспаряет ввысь со стриженного каждый день на протяжении четырехсот лет газона и указывает на незыблемые ценности добропорядочного общества: семью, долг и честь.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале