«Гамлет»: от ветхозаветной мести к христианскому воздаянию

Как Уильям Шекспир изменил сюжет «Гамлета», превратив его в христианскую пьесу? Почему главный герой хочет отомстить, но так этого и не делает? Зачем автору постоянные отсылки к Священному Писанию? В чём высший смысл трагедии и как она примирила Церковь с театром? Ответы — в лекции профессора факультета журналистики МГУ Натальи Микеладзе «"Гамлет": трагедия мести или воздаяния?», прочитанной в университетском храме мученицы Татианы накануне западного Рождества.

 

Основные моменты лекции

2:24 Главный тезис (спойлерить не будем)

3:12 Шекспир жил во время взлёта английского сценического искусства и восхода Елизаветинского театра

5:15 Театр тогда соперничает с Церковью за внимание народа

6:23 Три основные жанра пьес — хроники, трагедии и комедии. Среди трагедий выделяется кровавая трагедия мести, среди трагедий мести — «Испанская трагедия, или Иеронимо» Томаса Кида, а также разнообразные «Гамлеты»

8:12 Как выглядел канон трагедии мести и что на него повлияло

10:58 Решая «проблему медлительности Гамлета», исследователи недооценивают средневековую картину мира

13:02 Почему Шекспир взялся за «Гамлета»

16:34 Шекспир полностью опрокидывает канон трагедии мести, переосмысливая его с христианских позиций

17:45 Элементы конструкции трагедии мести: тайное злодейское убийство, дух убитого жаждет отмщения, безумие мстителя, поиск доказательств вины, приём «пьеса в пьесе», политический фон происходящего, макиавеллизм злодея, театральное мастерство мстителя. В «Гамлете» все эти элементы выстроены на контрасте с «Иеронимо»

21:14 Мотив безумия у Шекспира сильнее, чем у Кида, но причуды Гамлета сродни юродству ради Христа, а не маникальному сумасшествию Иеронимо

23:17 У Кида герой ставит спектакль-месть с публичной казнью злодея, у Шекспира — пытается пробудить совесть преступника

26:51 Получив доказательства вины короля и не дождавшись раскаяния, Гамлет так и не отомстит. Все его убийства совершены или случайно, или в целях самозащиты, или в состоянии аффекта

36:15 В конце пьесы мы видим сцепление обстоятельств, которое уничтожает всех. Действием руководят не герои и не слепой случай, а Провидение

 

39:05 Перед последним поединком Гамлет публично отказался от умышленного зла и попросил прощения. Все смерти в финале — результат Божьего воздаяния: «То Божество намерения наши довершает»

41:45 Умышленное зло бумерангом возвращается к тому, кто его породил: Полонию, Розенкранцу и Гильденстерну, Лаэрту, Клавдию и даже самому Гамлету

45:13 Преобразование трагедии мести Шекспиром мотивировано религиозно-этическими соображениями больше, чем театральными

51:48 «Гамлет» анализирует саму парадигму мести в европейской культуре

57:05 Под пером Шекспира сюжет о мести вытесняется сюжетом об отказе от мести. Вместо умножения количества зла порочный круг разрывается

59:06 «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам»

1:01:21 От закона к благодати — единственный путь к исцелению времени. Это и есть высший смысл «Гамлета»

1:02:57 Способность Гамлета к познанию, осмыслению и сомнению делает его героем на все времена

1:03:37 Действие «Гамлета» происходит под Рождество, а впервые пьеса исполнялась на Святках

Ответы на вопросы

1:05:15 Так всё-таки хочет Гамлет отомстить или нет?

1:08:07 Как «Гамлет» примирил Церковь с театром

1:09:22 Если Гамлет отказался мстить, почему он убивает Клавдия?

1:11:19 Убийство Розенкранца и Гильденстерна — самозащита?

1:12:18 Какая из экранизаций «Гамлета» ближе к духу оригинала?

1:13:01 Какой из русских переводов «Гамлета» наиболее точный?

1:14:58 Кто написал пьесу «Убийство Гонзага», которую ставит Гамлет?

Съёмка и монтаж — Тимур Юнасов

Фото Михаила Ерёмина и Ясмин Бани Одех

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале