Сон в осеннюю ночь, или «разговор» о Кольцове
Увидев неистового Виссариона, умершего в 1848-м году, я сначала
остолбенел. Но тут же вспомнил, что я журналист, и вот он - повод для
интервью! Результат «ночного разговора» - перед вами. Слова Белинского
мы оставили без изменений.
|
Критик Виссарион Белинский |
- Виссарион Григорьевич, позвольте Вас поблагодарить! Вы много лет не хотели встречаться с журналистами, но теперь сделали исключение - не столько для нас, сколько для Кольцова. Чем же он Вам так нравится? Ведь в одно время с ним творили Жуковский, Баратынский, Тютчев, не говоря уже о Пушкине...
- Мы прежде всего думаем выполнить долг справедливости в отношении к поэту, до сих пор еще не понятому и не оцененному надлежащим образом. Большей частью в нем видели русского мужичка, который сам собою открыл и развил в себе способность писать недурные стишки. Публике неудобно составить себе определенное понятие об авторе мелких стихотворений, которые печатались в разных изданиях, - поэт производит впечатление то тем, то другим стихотворением, но не общностью, не целостью своей поэзии, которая должна представлять собой особый, самобытный и оригинальный мир действительности.
- А что в нём оригинального? Простая пейзажная лирика, что-то про тяжкую долю, немного про любовь - только и всего...
- Кольцов никогда не проговаривается против народности ни в чувстве, ни в выражении. Чувство его всегда глубоко, сильно, мощно и никогда не впадает в сентиментальность. Даже в слабых его песнях никогда не найдете фальшивого русского выражения; но лучшие его песни - изумительное богатство самых роскошных, самых оригинальных образов русской поэзии. Где, у кого, кроме Кольцова, найдете вы такие обороты, выражения и образы, какими, например, усыпаны две песни Лихача Кудрявича? У кого, кроме Кольцова, можно встретить такие стихи:
Иль у сокола
Крылья связаны,
Иль пути ему
Все заказаны?
Не держи ж, пусти, дай волюшку
Там опять мне жить, где хочется,
Без талана - где таланится,
Молодым кудрям счастливится.
Отчего ж на свет
Глядеть хочется,
Облететь его
Душа просится?
Он носил в себе все элементы русского духа, в особенности страшную силу в страдании и в наслаждении, способность бешено предаваться и печали, и веселью, и вместо того, чтобы падать под бременем самого отчаяния, способность находить в нем какое-то буйное, удалое, размашистое упоение, а если уже пасть, то спокойно, с полным сознанием своего падения, не прибегая к ложным утешениям. В одной из своих песен он жалуется, что у него нет воли:
Чтоб в чужой стороне
На людей поглядеть;
Чтоб порой пред бедой
За себя постоять;
Под грозой роковой
Назад шагу не дать;
И чтоб с горем, в пиру,
Быть с веселым лицом;
На погибель идти -
Песни петь соловьем.
Нет, в том не могло не быть такой воли, кто в столь мощных образах мог выразить свою тоску по такой воле...
Поэт Алексей Кольцов |
- А как так случилось, что сын торговца скотом, не получивший почти никакого образования, стал поэтом? Не из одной же «народности»...
- Кольцов достиг семнадцатилетнего возраста, и в семейство его вошла молодая девушка, в качестве служанки. Несмотря на низкое звание, она получила от природы все, чем можно было потрясти такую сильную и поэтическую натуру, какова была натура Кольцова. И его чувство не осталось без ответа, это была страсть глубокая и сильная, влияние которой Кольцов чувствовал всю жизнь свою. Он не только любил, он уважал, свято чтил предмет своей любви, но эта связь не нравилась его семейству и беспокоила его. Воспользовались отсутствием Кольцова в степь - и когда он воротился домой, то уже не застал ее там... Он бросился, как безумный, в степи разведывать о несчастной. Результатом было известие, что жертва варварского расчета скоро зачахла и умерла в тоске разлуки и в муках жестокого обращения... Эти подробности мы слышали от самого Кольцова в 1838-м году, и никогда не решались более расспрашивать его об этой истории.
Эта любовь и в ее счастливую пору, и в годину ее несчастия, сильно подействовала на развитие поэтического таланта Кольцова. Он как будто почувствовал себя уже не стихотворцем, но поэтом, грудь которого носила в себе богатое содержание для поэтических излияний. Он взял свое горе с собою, как дорогую, хотя и тяжелую ношу. В своем поэтическом призвании увидел он вознаграждение за тяжкое горе и весь погрузился в море поэзии, читая и перечитывая любимых поэтов, пробуя извлекать из своей души поэтические звуки, которыми она была переполнена.
- Самое время поговорить о любовной лирике Кольцова. Современного читателя удивить непросто!
- Что составляет цвет и венец его поэзии, это те стихотворения, в которых он изливает свое тихое и безотрадное горе любви. «Не шуми ты, рожь» особенно прелестно; вот оно:
Сладко было мне
Глядеть в очи ей,
В очи полные
Полюбовных дум.
И те ясные
Очи стукнули,
Спит могильным сном
Красна девица!
Тяжелей горы,
Темней полночи
Легла на сердце
Дума черная!
Сколько тоски, сколько грусти, сколько благородства, простоты и поэзии в этой песне!
Теперь послушайте еще раз этого крестьянина, который выражает тоску
любви своей уже другим напевом, другим тоном:
Что душу в юности пленило,
Что сердце в первый раз
Так пламенно, так нежно полюбило -
И полюбило не на час,
То все я силюся предать забвенью,
И сердцу пылкому, и страстному томленью
Хочу другую цель найтить,
Хочу другое также полюбить!
Напрасно все: тень прежней милой
Нельзя забыть!
И это не поэзия?..
- Какова, на Ваш взгляд, судьба Кольцова в год его двухсотлетия?
- Кольцов является со своими прекрасными стихотворениями не вовремя, или, лучше сказать, в дурное время. Не знаю, будут ли иметь успех стихотворения Кольцова, обратит ли на них публика то внимание, которого они заслуживают, будут ли уметь наши журналы отдать им должную справедливость - все это покажет время.
...На этом видение оборвалось - и как я ни старался, продолжить разговор с Белинским у меня не получилось. Но остались эти слова - лучшее, что сегодня можно сказать о Кольцове.