Народные иконы выставлены на Пречистенке (ФОТО)
Народная икона – это икона, написанная мастером из народа, условно говоря, народным иконописцем. От иконописца обычного его отличает отсутствие академической выучки. Создатели народных икон – мастера-самородки, как правило, деревенские, наподобие народных художников или поэтов. Свое представление о том, какой должна быть икона, они получали или от своих деревенских учителей-иконописцев, или в храме, видя, какие иконы уже освящены Церковью, или спрашивая о канонах иконописи местного священника.
- Народный иконописец – это крестьянин, который занимается иконописью, грубо говоря, параллельно с огородом. Он видит иконы в храме и пишет свои, как ему душа подсказала, говорит доктор культурологи, профессор кафедры культурологи и журналистики ЯГПУ Татьяна Юрьева.
При этом, предупреждает куратор и руководитель выставки доктор искусствоведения Ирина Бусева-Давыдова, народную икону нельзя однозначно называть непрофессиональной, потому что в России существовал целый цех деревенских художников-иконописцев и были села – например, Мстера или Палех – в которых занимались в основном иконописью.
- Как только ребенок начинал держать в руках кисточку, палочку или карандаш – примерно в пять лет - его уже сажали, чтобы он выполнял простейшую работу. Поэтому когда он достигал более-менее взрослого возраста, рука была как железная. Круглые нимбы на иконах рисовали без всякого циркуля. Сейчас иконописцы не имеют такой выучки. Так что это иконы профессиональные, но народные, - говорит Бусева-Давыдова.
Где проходит граница между искусством церковным и народным, сказать сложно. Народную икону стали открывать не так давно, первые небольшие выставки устраивались в прошлом году, и нынешняя экспозиция в Академии художеств, как говорят ее организаторы – «первая ласточка» в процессе изучения народной иконы.
- Специалисты до сих пор не выработали общего мнения по этой проблеме, говорит Татьяна Юрьева. - Публикаций о народной иконе немного, научные тексты можно пересчитать по пальцам.
Икону вообще можно рассматривать с двух точек зрения – как предмет культа или как произведению искусства.
- Не каждая каноническая икона является образцом высокого искусства. Но если образ будет освящен, значит, священник признал, что он является настоящей иконой. И если в плане его принадлежности к искусству могут возникнуть вопросы, то как предмет культа, церковной жизни с этого момента он будет признан, и «экспертом» в этом случае выступает батюшка, который, скорее всего, будет таким же крестьянином, как и иконописец, соответственно, и оценивать образ будет по своим критериям, - говорит Татьяна Юрьева.
Четких критериев не очень много. Соборы издавали крайне мало постановлений, касающихся иконописания, большинство знаний о том, как писать иконы, осталось в традиции и передавалось от мастера ученикам. Соответственно, те, кому повезло попасть к лучшему и более глубоко знакомому с традицией учителю, могли писать лучшие иконы. Те же, кто учился в других условиях или не имеет таланта к изобразительному искусству, писали более простые иконы, и на выставке в Академии художеств можно увидеть самые разные по качеству, яркости, манере изображения образы.
- Я работаю с народными иконами, и ни разу не встретила двух одинаковых! – признается Ирина Бусева-Давыдова.
Теоретически, если народный мастер получит соответствующее образование, глубже познакомится с церковными канонами или чудом Божиим в нем откроется талант, например, подобный дарованию преподобного Андрея Рублева, его иконы станут уже не народными, а самыми обычными церковными. Но, как говорит Татьяна Юрьева, в реальности таких мастеров может быть очень немного.
С народными иконами случаются чудеса. Например, на витрине Брянского художественного музея лежала народная икона, которая в 90-е годы замироточила, и этот факт был зафиксирован. Правда, Церкви икону не передали.
Расцвет народных икон в России начался после отмены крепостного права в 1961 году – тогда крестьяне, получившие свободу, смогли по своему усмотрению распоряжаться имуществом и, соответственно, покупать в дом сколько угодно икон. Часто желания крестьян-заказчиков определяли, на какие сюжеты будут написаны иконы. Пройдясь по выставке, можно увидеть, что часто это или очень почитаемые в народе святые (преподобный Серафим Саровский, Параскева Пятница, пророк Илия), или чтимые образы (например, иконы Матери Божией «Казанская»), или известные евангельские сюжеты (к примеру, притча о зернах и плевелах).
Народная икона - необязательно древняя и даже дореволюционная. В Советском союзе в 60-70-х годах на волне интереса к культуре Древней Руси создавались народные иконы – и сегодня они также пользуются вниманием коллекционеров. «Верхней границы», обозначающей. Когда закончился период создания народных икон, нет. К примеру, иконы, написанные современными заключенными в тюрьмах, тоже считаются народными, могут попасть в каталоги и стать предметом исследования специалистов.
- Народная икона совершенно не исчерпала себя и будет иметь продолжение. Если вера живет, должны жить и все формы, с ней связанные. Может быть, сейчас, когда мы разговариваем, кто-то пишет народную икону, - предполагает Бусева-Давыдова.
Отчего в наши дни вдруг возник интерес к народной иконе – определенно говорит сложно. Можно предположить, что причина в том, что рынок древнерусских икон сокращается, а тут открывается целый новый еще почти не освоенный пласт.
- Собирание народной иконы продвинули коллекционеры, причем не наши, а финские, итальянские, которые оценили народную икону еще в то время, когда в России к ней почти никто не относился как к чему-то по-настоящему ценному, - рассказывает Бусева-Давыдова.
Евгений Ройзман, представивший на выставке иконы из своей коллекции, рассказывает, что в некоторых музеях даже подписывали акты о сожжении народных икон как не представлявших, по мнению некоторых специалистов, музейной ценности. Сегодня, на наших глазах, ситуация меняется. В сентябре, по словам Ройзмана, планируется круглый стол по народной иконе и уже сейчас будут готовиться первые публикации об этом феномене культуры.
Пока же можно прийти в Академию художеств выставку и составить собственное представление о народной иконе. В экспозиции представлены около 400 экспонатов из более чем 30 коллекций, география которых простирается от Сибири до Эстонии.
Выставка продлится до 16 сентября.