Преподаватели в футляре
Фото: Pinterest |
К счастью, большинство читателей этой записи справедливо заметили, что педагог, будь то женщина или мужчина, имеет полное право покупать себе белье. И даже красивое.
Скандал быстро затих, но на днях бдительные граждане обнаружили на новом министре культуры футболку с провокационной надписью, а в ее «Живом Журнале» несколько записей от 2010 года с использованием ненормативной лексики и троллингом.
Дискуссия о моральном облике публичных людей вспыхнула с новой силой.
По мнению пуристов, российские министры и учителя должны выглядеть, писать и думать, как Людмила Прокофьевна Калугина из фильма «Служебный роман» до встречи с Новосельцевым: жить только работой, ходить застегнутыми на все пуговицы, не пить, не курить, не ругаться матом. Они должны быть готовы 24 часа в сутки рассказывать детям о русском языке и литературе, а президенту и согражданам — о проделанной работе.
Разумеется, идеальный преподаватель не должен рассказывать своим ученикам про свою личную жизнь: где он отдыхал, какие книги читал, нравятся ли ему те или иные фильмы, есть ли у него друзья, дети и семья.
Все эти рассказы, по мысли пуристов, убирают барьер между учениками и учителем и снижают его моральный авторитет. С детьми нельзя смеяться на перемене и тем более на уроке, нельзя показывать, что ты любишь не только свой предмет, но и тех, кому ты объясняешь правописание безударных гласных, историю Средних Веков или химические формулы.
В школе или в министерстве нет места радости, жизни, общению. Там должен царствовать устав и порядок. Как в армии. Учителя и ученики в одинаковых «футлярчиках» должны воспринимать учебу как тяжелое наказание, не ожидая похвал или награды. Потом выросшие в таких условиях школьники попадают в институт, где главной задачей для многих преподавателей зачастую оказывается научить их высказывать свое мнение, не опасаясь, что оно окажется «неверным».
Кадр из фильма «Служебный роман» |
Разумеется, сейчас в школе есть и «сложные» подростки. Почти каждый день в интернете появляются истории, как старшеклассник нахамил или даже ударил учителя в ответ на замечание. Такое поведение нельзя оправдать, но учитель сам не должен загонять себя в подобную ловушку: если в арсенале преподавателя есть лишь постоянные замечания и крик, если он не может уважительно общаться со школьниками, то в ответ подросток может просто «отморозиться» или взорваться, выплеснув агрессию. Конечно, есть и просто дурно воспитанные подростки, с которыми даже самый замечательный учитель ничего не может сделать, но их не очень много, иначе истории про конфликты преподавателей и школьников стали бы настолько обыденными и привычными, что вообще не попадали в СМИ и не обсуждались в соцсетях.
Конечно, я сам — не идеальный преподаватель. Помню, как один шестиклассник перед всем классом подарил мне бутылку шампанского на Новый год. Я тогда еще не закончил институт, растерялся, взял подарок, поблагодарил мальчика, а потом вместе с подарком, но без ученика пошел к директору. Директор выслушала меня и сказала, что сама вернет шампанское семье ученика. Это была действительно очень хороший директор школы.
А вообще мой главный педагогический секрет очень прост. Я никогда не боюсь показать, что чего-то не знаю или не умею. Как-то ученик решил поэкзаменовать меня по российский истории. Открыл учебник и спросил меня, когда умер Иван Грозный. И тогда, и сейчас я не могу ответить на этот вопрос с точностью до года, месяца и числа. Поэтому я просто открыл тот же учебник и прочитал ответ на его вопрос. С тех пор больше меня учебником по истории не проверяли. Во всяком случае, в том классе.
Но я бы не рискнул прийти на урок в футболке с матерной надписью, даже если после этого я стал бы любимым преподавателем.
Зато в свободное время я, как и мои коллеги, хожу в магазины нижнего белья, иногда пью пиво с друзьями и могу выругаться, если мне на ногу упадет кирпич.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции