Читалка юриста Олега Васильева: «Судопроизводство без истины», «Дети Арбата» и «Иной Сталин»
Для меня чтение художественной литературы — роскошь! А если это чтение печатного фолианта, да еще и отмеченного печатью времени — роскошь особая. Хотя я, конечно, благодарен разработчикам современных гаджетов — теперь можно даже в час пик в метро читать книгу с экрана.
Во время чтения я получаю несказанное удовольствие и при выборе литературы руководствуюсь прежде всего импульсом, желанием что-то читать именно сейчас. Поделюсь радостью от прочитанного за последние пару лет.
Прежде всего, расскажу о двух книгах, которые мне посчастливилось прочитать в рамках научно-преподавательской деятельности.
Геннадий Мальцев «Нравственные основания права»
Эта книга связана с темой моей диссертации. Автор интересно, ярко, сочно излагает взгляды на извечное соотношение двух категорий — нравственности (морали) и права. Так замечательно систематизировать и проанализировать основные взгляды ученых и в то же время просто и неторопливо порассуждать с читателем может далеко не каждый ученый. Главный вывод книги — право не должно быть безнравственным, безнравственное право — это и не право вовсе. Это утешает, особенно в наш век сумасшедшего по объему и содержанию правового регулирования всего и вся.
Уильям Пицци «Судопроизводство без истины»
Автор безжалостно развенчивает мифы о совершенстве американской судебной системы, напрочь отказавшейся от установления истины по уголовным делам. Многие действующие ныне в России нормы уголовного процесса взяты «из-за моря-океана» в конце 90-х годов, и, кстати сказать, не бесплатно для американцев. И до сих пор на конференциях разного рода слышны апелляции к американскому правовому опыту как к наилучшему. Уильям Пицци прекрасно знаком с обозначенной в заглавии книги проблемой — он долгие годы работал в той системе, и преподает право в различных учебных заведениях. А как пишет — зачитаешься! Даже если человек, открывший его книгу, никогда не читал про уголовный процесс ничего, кроме детективов, он обязательно увлечется — ему будет не только интересно, но и понятно. Так, например, книга начинается со сравнения американского футбола и европейского, а выявленные закономерности четко прослеживаются и в различии судебных систем стран континентальной Европы и Америки. Но главная идея книги в том, что правосудие без истины не есть правосудие, и просто «правила ради правил» людям не нужны. Лично мне эта идея очень близка.
Антон Чехов, Константин Паустовский и Анатолий Рыбаков
Отвлечемся от сферы права. Жизненные обстоятельства как-то вынудили меня оказаться в лечебном учреждении в палате под номером 6. Естественно, сразу захотелось перечитать соответствующее Чеховское произведение — так сказать, для души. Вот она, жизнь человеческая, биография в кратком отрезке: размышления о смысле существования, о страданиях, о человеческих обязанностях, об отношениях с властями и о многом другом. На сей раз воспринималась книга совершенно иначе, чем в юности.
Летом моя семья жила на даче, и я ездил к ним на машине из Москвы, слушая радио. И вот, как-то раз читали отрывки из Паустовского «Повесть о жизни» — такое неспешное, понятное и красивое повествование, впечатления писателя о прожитых годах, великих и невеликих исторических событиях. Достал книгу — прочитал. Здорово! Тем более, что параллельно я читал двухтомник «Русская Церковь, век ХХ». В нем тоже излагаются впечатления людей об исторических событиях, дошедшие до нас через письма и публикации. Сколько в них переживания за нашу Церковь, за наше Отечество, за потомков!
Юрий Жуков «Иной Сталин»
Историческая тема особенно интересна в связи с современными событиями — «Lux veritatis» (лат. «свет истины» — прим. ред.), как часто называл А.Ф. Кони историю. В этом смысле заинтересовала книга Жукова «Иной Сталин». В ней автор анализирует документы, пытаясь дать объективную оценку личности «великого вождя всех народов».
В период чтения этой книги, проходя мимо киоска, случайно увидел на витрине книгу Анатолия Рыбакова «Дети Арбата». После книги «Иной Сталин» чтение Рыбаковской трилогии было интересно с точки зрения субъективного восприятия писателем Иосифа Сталина и его эпохи. Однако историческая фактура воспринимается как фон. Главное для автора — поведение людей, их внутренние переживания, мысли, поступки. Да, мрачно звучат в произведениях известные фамилии, но не хочется их судить с высоты нашего исторического благополучия. Трудно и страшно представлять себя на их месте. Другое дело — ставить себя на место простых, неименитых героев. Пытаешься представить себя в тех обстоятельствах и задаешься вопросом: как стоило бы поступить в описанных обстоятельствах? Во время чтения не покидает гнетущее чувство: меняются времена, меняются вожди и режимы, но не меняются люди. Смотришь вокруг, наблюдаешь человеческие поступки и видишь, что даже не в столь напряженные, опасные, критические времена, как, например, в книге Рыбакова, кто-то поистине честен, а кто-то и не стесняется низости своих поступков.