Размышления о Божественной Литургии
"Божественная Литургия есть вечное повторение великого подвига любви,
для нас совершившегося".
|
Повторение подвига любви
Божественная Литургия есть вечное повторение великого подвига любви,
для нас совершившегося. Скорбя от неустроений своих, человечество отовсюду,
со всех концов мира взывало к Творцу своему - и пребывавшие во тьме
язычества, и лишенные Боговедения - слыша, что порядок и стройность могут
быть водворены в мире только Тем, Который в стройном чине повелел двигаться
мирам, от Него созданным. Отовсюду тоскующая тварь звала своего Творца.
Воплями взывало все к Виновнику своего бытия, и вопли эти слышней слышались
в устах избранных и пророков. Предчувствовали и знали, что Создатель,
скрывающийся в созданьях, предстанет Сам лицем к человекам, - предстанет не
иначе, как в образе того созданья Своего, созданного по Его образу и
подобию. Вочеловечение Бога на земле представлялось всем, по мере того как
сколько-нибудь очищались понятия о Божестве. Но нигде так ясно не говорилось
об этом, как у пророков Богоизбранного народа. И самое чистое воплощение Его
от Чистой Девы было предслышиваемо даже и язычниками; но нигде в такой
ощутительно видной ясности, как у пророков.
Вопли услышались: явился в мир, Им же мир бысть; среди нас явился в
образе человека, как предчувствовали, как предслышали и в темной тьме
язычества, но не в том только, в каком представляли Его неочищенные понятия
- не в гордом блеске и величии, не как каратель преступлений, не как судия,
приходящий истребить одних и наградить других. Нет! Послышалось кроткое
лобзание брата. Совершилось Его появление образом, только одному Богу
свойственным, как прообразовали Его Божественно пророки, получившие
повеление от Бога...
Нечувственное построение человека
Действие Божественной Литургии над душою велико: зримо и воочью
совершается, в виду всего света и скрыто. И если только молившийся
благоговейно и прилежно следит за всяким действием, покорный призванью
диакона, - душа приобретает высокое настроение, заповеди Христовы становятся
для него исполнимы, иго Христово благо и бремя легко. По выходе из храма,
где он присутствовал при Божественной Трапезе Любви, он глядит на всех, как
на братьев. Примется ли он за обыкновенное теченье своих дел в службе ли, в
семье, где бы ни было, в каком бы ни было <звании>, сохраняет невольно в
душе своей высокое начертанье любовного обращенья с людьми, принесенного с
небес Богочеловеком. Он невольно становится милостивей и любовней с
подчиненным. Если сам под властью другого, то охотней и любовней ему
повинуется, как Самому Спасителю... И все, прилежно слушавшие Божественную Литургию,
выходят кротче, милее в обхожденьи с людьми, дружелюбнее, тише во всех поступках.
А потому для всякого, кто только хочет идти вперед и становиться лучше,
необходимо частое, сколько можно, посещенье Божественной Литургии и
внимательное слушанье: она нечувствительно строит и создает человека. И если
общество еще не совершенно распалось, если люди не дышат полною,
непримиримой ненавистью между собою, то сокровенная причина тому есть
Божественная Литургия, напоминающая человеку о святой, небесной любви к
брату...
Велико и неисчислимо может быть влияние Божественной Литургии, если бы
человек слушал ее с тем, чтобы вносить в жизнь слышанное.
Всех равно уча, равно действуя на все звенья, от царя до последнего
нищего, всем говорит одно не одним и тем же языком, всех научает любви,
которая есть связь общества, сокровенная пружина всего стройно движущегося,
пища, жизнь всего.
О священнике и чистом сосуде
Но если Божественная Литургия действует сильно на присутствующих при
совершении ее, тем еще сильнее действует на самого совершателя, или иерея.
Если только он благоговейно совершал ее со страхом, верой и любовью, то уж
весь он чист, подобно сосудам, которые уже ни на что потом; пребывает ли
он весь тот день в отправленьи своей многообразной пастырской обязанности, в
семье ли посреди своих домашних, или посреди своих прихожан, которые суть
также семья его, - Сам Спаситель в нем вообразится, и во всех действиях его
будет действовать Христос; и в словах его будет говорить Христос.
Будет ли склонять он на примиренье между собой враждующих, будет ли преклонять
на милость сильного к бессильному, или ожесточенного, или утешать скорбящего,
или к терпенью угнетенного, или..., - слова его приобретут силу врачующего
елея и будут на всяком месте словами мира и любви.