Госы из дома: выпускные экзамены в МГУ в период пандемии

Впервые в истории студенты Московского университета сдавали госэкзамены дистанционно. Как проходила процедура и с какими сложностями столкнулись студенты и преподаватели во время онлайн-экзаменов, рассказывает выпускница факультета журналистики Дениза Хасан.
 
 Фото: News.myseldon.com

Вряд ли четыре года назад, поступая в университет, мы представляли, что сдавать экзамены и защищать дипломы мы будем сидя дома, по видеосвязи. Пандемия коронавируса смазала впечатления об окончании факультета и, по сути, лишила нас и долгожданного выпускного. Мы пытаемся себя успокаивать тем, что стали участниками исторического события — первых дистанционных госэкзаменов, в то время как во многих других вузах их просто отменили.

МГУ перешёл на «удалёнку» 17 марта. Тогда нам казалось, что до госэкзамена ещё далеко, что ситуация стабилизируется, и мы вернёмся в родные стены выпускаться. Но чем ближе был май, тем становилось понятнее, что дома мы засели надолго. В начале апреля вышел приказ ректора о том, что руководство МГУ имеет право проводить выпускные экзамены и защиты дипломов в дистанционном режиме. Тогда не очень хотелось верить в это: а как же ощущение праздника, волнение перед последним экзаменом? Три предыдущих мая я с завистью смотрела на выпускников, которые стояли с толстенными папками портфолио в коридоре и томительно ждали своего выступления перед комиссией. У нас же было томительное ожидание результатов в Zoom с друзьями, чтобы как-то отвлечься от тоски и волнения.

Регламент проведения экзамена мы узнали за несколько недель. Экзамен писали на университетском ресурсе «Университет без границ». За пять дней до госов нам провели репетицию. Процедура репетиции, как и самого экзамена, состояла из трёх частей:

1. Видеоидентификация в Zoom: на камеру ответственному преподавателю мы должны были показать студенческий билет или паспорт, чтобы ответственный преподаватель убедился, что за студента никто не пишет экзамен.
 
2. Получение экзаменационного билета: рандомный процесс, то есть система «Университет без границ» в случайном порядке раздавала студентам билеты.
 
3. Заполнение окошек для ответов, их отправка. Отвечали на вопросы мы письменно: для каждого ответа было предусмотрено отдельное окно для заполнения. Преподаватель не видел, как мы его заполняли, ему важно было проконтролировать, сохранился ли итоговый ответ студента.

За каждой группой были закреплены преподаватели, которые должны были после видеоидентификации допустить каждого студента к экзамену в системе вручную, а также проверить, сохранились ли ответы.

 
Фото: News.myseldon.com

В сам день X наша группа собралась за полчаса до начала и прошла идентификацию в Zoom. Ровно в 10 часов всем студентам выпали их экзаменационные билеты. Но без технических проблем не обошлось:

«Я тот самый человек, у которого никогда не было проблем с техникой... К сожалению, в самый нужный момент именно техника меня и подвела, — поделилась своим опытом выпускница Екатерина Блинова. — Во время государственного экзамена мой ноутбук совершенно отказался сотрудничать. В Zoom конференцию я могла зайти на несколько секунд, пройти видеоидентификацию никак не получилось из-за постоянных проблем со связью. Это, конечно, заставляло нервничать. Но мои одногруппники и ответственный преподаватель помогли всё решить. Хотя проблемы с техникой не заканчивались на протяжении всего экзамена, мне всё же удалось написать ответ и, в конце концов, получить "отлично"».

Для того чтобы ответить на два вопроса нам отвели 75 минут. Письменно сдавать экзамен, по мне, гораздо сложнее, чем устно, потому что во время разговора можно что-то добавить на ходу, — преподаватель поймет. А тут за час с небольшим надо было расписать структурировано и логично все свои мысли, придумать примеры. Некоторые даже не успевали перечитать свои тексты. Мне это удалось сделать, и слава Богу: из-за волнения пальцы предательски нажимали не на те клавиши.

На протяжении всего экзамена мы должны были держать камеру включённой. Желательно, с выключенным звуком, чтобы не мешать другим. За нами никто пристально не следил. Также была доступна функция копирования, то есть ответ можно было набрать в Word, а потом скопировать в окошки для заполнения ответов. Боялись, что потребуют включить демонстрацию своего экрана, но этого не случилось.

Дальше было томительное ожидание результатов длиною в три дня. Из почти 350 студентов нашего курса«пятёрки» получили 227 человек, «четвёрки» — 65 и только двое — «тройки». Можно сказать, что преподаватели к процессу проверки работ подошли достаточно лояльно.

«За нами строго не следили»

На филологическом факультете госы прошли на несколько дней раньше, чем на журфаке. В отличие от нас, филологи сдавали устно.

«О том, что госы вообще состоятся, и их не отменят, как во многих других университетах, мы узнали 30 апреля, — рассказала выпускница Мария Лобойко. — Преподаватель сказала, что, согласно учебному плану, госэкзамен состоится 12 мая, и факультет не будет изменять эту дату. Затем наши преподаватели решали, в каком формате этот экзамен лучше провести: как «вытягивать» билет, как разделить на группы студентов для более быстрого процесса сдачи, кого включать в состав комиссии и прочее. Окончательную информацию по экзамену мы получили 9 мая, то есть за пять дней до него.

Нам предлагали провести консультацию, но мы отказались — нам она не понадобилась. Также преподаватели просили задавать вопросы, если что-то непонятно. Репетиции экзамена не было.

 
Фото: Topobrazovanie.ru

Билеты до нас сгруппировали, мы не знали заранее, каким образом. И когда мы «пришли» на экзамен, нам надо было назвать случайную цифру в определённом диапазоне. Это и был наш билет. В нём было два вопроса: первый посвящён основному изучаемому языку, а второй — литературе. Соответственно, были одновременно запущены две видеоконференции в Zoom. В одной группа из пяти человек отвечала на вопросы по языковому предмету по мере готовности, а в другой — по литературе. Закончив отвечать на один вопрос, мы переходили в следующую конференцию и отвечали на второй. А потом комиссия обсуждала результаты уже без нас.

На подготовку нам дали около получаса. За нами строго не следили, но одной девочке поставили «тройку», потому что было очевидно, что она читает, а на дополнительные вопросы ответить не может.

В целом результаты экзамена в группе неплохие. У шестерых «отлично», в том числе и у меня, у двоих — «хорошо», и ещё у двоих — «удовлетворительно». Преподаватели отнеслись к нам с понимаем, и, на мой взгляд, оценки поставили заслуженные.

Некоторые технические проблемы были, кого-то интернет выкидывал из конференции, у кого-то подвисало видео, но в целом всё прошло хорошо».

«Компьютер решил перезагрузиться в самый ответственный момент»

Опытом сдачи госэзкамена на социологическом факультете поделился студент Усама Ал-мари:

«Когда мы только «засели на удалёнку», в середине марта, я предполагал, что писать выпускные экзамены будем дистанционно. Мои догадки окончательно подтвердились за неделю до экзамена. Готовились мы самостоятельно, читали литературу, конспекты и лекции, а также был инструктаж от ГЭК (государственная экзаменационная комиссия) факультета по регламенту проведения экзамена.

Гос проходил на платформе Zoom, на почту нам высылали билеты и экзаменационный лист. За 20 минут до экзамена провели ещё один инструктаж, представление комиссии и рандомно распределили билеты с помощью программы Exel. Получение билета нужно было подтвердить обратным письмом и можно было приступить к заданиям. Нам дали полтора часа на два вопроса, всё время экзамена камера была направлена на студента.

 
 Фото: BBC 

Оценки сообщили через несколько часов после экзамена, у меня «четвёрка». Мне сложно сказать, насколько строгими или лояльными были преподаватели во время проверки ответов, но во время процесса написания экзамена царила приятная атмосфера, комфортные условия.

Проблемы во время экзамена были, но решались быстро. В основном они были связаны с задержкой в сети у ребят. А у меня ноутбук решил во время экзамена перезагрузиться, поэтому я «вылетел» из Zoom и часть написанного ответа не сохранилась... Вернулся через минуту, сообщил причину отсутствия, но времени хватило, чтобы восстановить утерянную часть ответа. Но, мне кажется, нужно выделять больше времени на подготовку. У меня были не самые сложные и объёмные вопросы, но вопросы, например, по истории социологии требуют качественного рассмотрения и глубокого знания.

«Дистанционку» не выдерживают даже дети

А вот как экзамен описывает аноним в группе «Подслушано в МГУ»:

«Сегодня сдавали госы по Zoom. После раздачи вопросов (с помощью генератора случайных чисел, каждому в личку пишется номер вопроса), на заднем фоне одного из участников начали яростно драться двое детей. Он побледнел и попросил возможности сдать в дополнительные даты. Определённо, такой формат экзамена выигрывает у обычного».

Под этим постом можно было наблюдать шутливые комментарии: «Готов одолжить младшего брата на время госов. Недорого» или «отдам брата для комплекта! Ещё и доплачу. Только самовывоз».

Но больше всего нас расстроило то, что коронавирус покусился на самое святое — не дал вытянуть билет самому студенту! 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале