Защита диплома онлайн: как это было

Мы уже писали о том, как студенты МГУ сдавали госэкзамены в онлайн-формате. После этого они защищали выпускные квалификационные работы, над которыми работали несколько месяцев, а кто-то — и несколько лет.
 Фото: Culture.volgograd.ru

Свою ВКР я писала чуть меньше года. Прошлым летом с научным руководителем создала анкету для нашего исследования, рассылала ее респондентам и обрабатывала результаты. По теме диплома — образовательным характеристикам российских спортивных журналистов России — вышла даже научная статья!

Сама процедура защиты была похожа на процедуру госэкзамена, но требовала устного доклада студента, а я за время карантина выступать отвыкла. 70-страничную работу надо было уложить в семиминутный рассказ. Лично мне при подготовке к защите это удалось примерно с двадцатой попытки, но ощущение недосказанности все равно осталось.

С технической точки зрения всё выглядело просто: дипломников по очереди вызывали в Zoom, но войти в конференцию надо было пораньше, потому что, например, в нашей комиссии все шли с опережением графика. Из-за того, что на моем ноутбуке не было камеры, пришлось организовать трансляцию с двух устройств. В отведённые семь минут я уложилась и, по ощущениям, держалась уверенно, но комиссия решила проверить мои нервы на прочность и стала задавать вопросы, которые, как мне казалось, не имели прямого отношения к теме работы. Пришлось подискутировать и отстаивать свою позицию.

После дискуссии председатель комиссии зачитал отзывы научного руководителя и рецензента (при возможности они выступали сами). В конце защит комиссия буквально за десять минут обсудила оценки, а потом объявила их нам. В наш день у всех были пятерки, но многие обсуждали девушку, которая специально ездила в Шотландию, чтобы снять документальный фильм для диплома, а получила только «хорошо». Члены комиссии фильм не смотрели, однако помимо самой работы на оценку влияют доклад дипломника и ответы на вопросы экзаменаторов.

Как обстояли дела на других факультетах, нам рассказали их выпускники.

Николай Зубарь, выпускник бакалавриата физического факультета

Заниматься дипломной работой я начал в начале четвертого курса — делал измерения, искал информацию. С темой дипломной работы выступал на «Универсиаде» — специально готовил текст, презентацию, проект, но, к сожалению, не смог взять призовое место и обеспечить себе гарантированное место в магистратуре.

В режиме изоляции оказалось даже проще: ничто и никто не отвлекает, сидишь себе, пишешь. В любой момент можно написать научному руководителю — запросить материал, проконсультироваться. Она обычно отвечала быстро, так как тоже сидела дома.

Но у некоторых однокурсников возникла проблема — их не пускали на факультет сделать необходимые измерения. Приходилось как-то выкручиваться, сокращать исследовательскую работу либо ссылаться на исследования коллег. Благо, я все свои измерения произвел вовремя, до изоляции.

В нашей Zoom-конференции был 51 человек: семеро студентов, члены государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) и просто сотрудники кафедры. Мне поставили «отлично», и я, конечно, доволен. Главное, стал очень хорошо разбираться в теме. Для себя заметил, что защищать диплом дистанционно тяжело, так как я не могу понять реакцию людей, посмотреть на них.

Желаю студентам, которые будут защищаться в следующем году, читать много литературы, чтобы понимать контекст темы и хронологию событий. Пожелаю еще спокойствия — вам на защите плохого не сделают, двойку не поставят, в худшем случае тройку. Воспринимайте защиту как праздник! 

 
Фото: Izmailvechernii.com.ua 

Дамир Зухба, выпускник бакалавриата факультета политологии

Я специализируюсь на кафедре социально-политических учений, и тема моей выпускной квалификационной работы была «Концепция "этического социализма" С. Радхакришнана». Это выдающийся индийский философ и политический мыслитель, который оказал существенное влияние на развитие молодого государства и построение общества в духе уважения к традициям и нормам индуизма. Индийской социально-политической мыслью я занимаюсь в течение трёх лет, над дипломом начал активно работать после зимней сессии четвертого курса.

Самоизоляция повлияла на каждого из нас, было психологически сложно, и это отразилось на начальной продуктивности. Привыкнув и войдя в ритм, работу писал плавно, легко и с интересом. Мне очень повезло с научным руководителем: каждый раз беседуя с ним по теме выпускной работы, я получал новую порцию вдохновения и интереса.

У меня не было никаких конфузов во время защиты. Я предусмотрел все возможные технические сбои и сделал все, что было в моих силах. Защитился на «отлично». Рад, что моя работа была так высоко оценена.

Не знаю, какое чувство люди испытывают при защите диплома в очном формате, но думаю, что любая коммуникация приятнее, когда она происходит между живыми людьми. Не могу отрицать, что устал от дистанционного общения.

Студентам желаю успехов в защите своих научных интересов. Пишите по темам, которые вам интересны, и ничего не бойтесь. Это наш вклад в науку, и мы должны быть максимально эффективными.

Елизавета Матвеева, выпускница бакалавриата Института стран Азии и Африки

Писать диплом я начала еще летом. Изначально тема отличалась от итоговой: было очень мало источников, поэтому в сентябре мы с научным руководителем подкорректировали формулировку. В середине апреля диплом был уже готов.

Я бы сказала, что самоизоляция пошла даже на руку — я не тратила время на дорогу до университета и обратно. Но, конечно, пропала романтика, когда можно было пойти писать работу в читальный зал, кафешку или библиотеку. С научным руководителем мы были на связи 24/7, она могла ответить даже на самый глупый вопрос, причем оперативно.

Так как мы изучаем восточные языки, нас делили по языковым группам. Мы сдавали последними, к нам на защиту пришло много людей, присутствовали самые известные люди со всех кафедр. Никто никого не «валил», все было очень дружелюбно.

Мне комфортнее защищаться дома — ты в знакомой обстановке, не видишь людей. Но важно выходить из зоны комфорта: на очной защите было бы больше нервов, но больше куража и адреналина! И это было бы гораздо интереснее — делиться впечатлениями с однокурсниками, волноваться вместе у дверей или во дворике факультета…

Студентам в следующем году я пожелаю защищаться не так, как мы. А еще — писать диплому на реально интересную тему.

Глазами экзаменатора

Для экзаменаторов такой формат защит тоже оказался в новинку. Своими впечатлениями поделился редактор-консультант «ТД» Даниил Сидоров, член ГЭК на факультете журналистики:

— Впечатления от защит остались очень хорошие (в нашей комиссии защищались только магистры). Отмечу высокий уровень работ студентов, а также доброжелательное отношение экзаменаторов.

Я присутствовал на очных защитах, только когда защищался сам девять лет назад. С тех пор многое изменилось. Сегодня студент защищается не перед своей кафедрой, а перед специальной комиссией, в которую входят преподаватели разных кафедр и представители индустрии (как ваш покорный слуга). Благодаря этому процедура стала более формализованной и, я бы сказал, чёткой. В наше время не использовался антиплагиат, а теперь это обязательная часть проверки работы. Ну и, конечно, при защитах онлайн отсекается лишнее: никто на твоих глазах не отвлекается, не болтает друг с другом, все внимание на защищающемся.

Была ли у нас установка быть лояльными к студентам из-за сложившихся условий? За преподавателей сказать не могу, представителям индустрии никто такой установки не давали. По факту мы все были вполне лояльны: спрашивали строго, а оценки ставили благосклонно — впрочем, абсолютно заслуженные.

* * *

Сейчас выпускники готовятся к вступительным экзаменам в магистратуру, которые тоже пройдут в дистанционном формате. А в конце июня, как объявил ректор МГУ академик Виктор Садовничий, всех ждет День выпускника онлайн. 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале