Психологи прокомментировали уроки семейной жизни из классической литературы

Специалисты в области семейной психологии разобрали, как династии из литературных произведений Толстого, Манна, Голсуорси, Майера и Чудакова справлялись с трудными временами — войнами, голодом, эпидемиями и другими кризисами.
 
 Кадр из фильма «Будденброки» (2008)

Об этом сообщает портал Bookmate Journal.

Будденброки — Томас Манн, «Будденброки»

Жизнь и упадок четырех поколений богатой семьи Будденброков — за этот роман Томас Манн был удостоен Нобелевской премии по литературе

Будденброки — уважаемая немецкая семья из маленького городка с собственным фамильным бизнесом и гостеприимным домом. Дети женятся, внуки рождаются, доход растет. Не без шероховатостей, конечно, но в целом семейный круг у них уютный и теплый. Дети в нем чувствуют себя защищенными и значимыми. Места хватает и бедным родственникам, которых Будденброки легко берут на содержание. Своим они помогают почти всегда: после неудачного замужества, несложившейся карьеры или неоправдавшихся вложений. Поддержка дает сбой, только когда противоречит «самому важному ребенку» — семейному бизнесу. Ради него Будденброки готовы на любые жертвы, в том числе прятать собственные желания в дальний угол, под самый увесистый замок.

Насколько эффективна такая стратегия, понятно из названия — «История гибели одного семейства». Роман «Будденброки» расскажет, чего стоит избегать в семейной жизни, чтобы все не испортить. 

 
 Кадр из фильма «Будденброки» (2008)

Элеонора Карлина, системный семейный психолог, ЭФТ-терапевт:

«В этой семье важно хранить верность родовому имени. Долгое время Будденброки живут для улучшения семейной истории, и им удается сохранять фасад преуспевающей фамилии. Но внутри клана есть разобщенность: им сложно поддерживать личные желания и стремления друг друга, не направленные на благополучие рода».

Будьте как Будденброки: умейте прощать и принимать, несмотря на ошибки.

Не будьте как Будденброки: не упирайтесь в одну стратегию любой ценой.

Ростовы — Лев Толстой, «Война и мир»

Концепция семейного счастья всегда занимала Толстого. Главный русский роман-эпопея тому пример

Одна из самых известных семей русской литературы запоминается как одна из самых счастливых. Благодушные влюбленные граф и графиня, дружные (почти все) и раскрепощенные дети, хлебосольный дом и толпа родственников.

Каждый день Ростовы проживают жизнь-праздник. Между балами, охотами, застольями на 20 персон, бесконечными именинами они «топят друг друга в безумной любви», не строя планов и не выбираясь из долгов. Осознанно расточительные и беспечные Ростовы охотно помогают чужим, но легко отворачиваются от родных, не разделяющих их взгляды на жизнь. Младшая дочь Наташа открыто называет прагматичную старшую сестру злой, мать по умолчанию с этим согласна. Отказаться от такого черно-белого видения мира семья не готова, даже когда жизнь сталкивает ее с разноцветной реальностью. «Войну и мир» стоит прочесть хотя бы ради ощущения безусловного семейного счастья, несмотря ни на что. 

 
Наташа Ростова (Одри Хепберн) и Николай Ростов (Джереми Бретт).
Кадр из фильма «Война и мир» (1956)

Психолог Элеонора Карлина:

«Жизнь Ростовых хаотична и подвержена множеству негласных правил. Тут все с размахом: море любви, страстей, трагедий. Но в этой семье сложно доверять своим, ведь неизвестно, поддержат тебя или отвернутся».

Будьте как Ростовы: давайте близким столько любви и заботы, сколько можете.

Не будьте как Ростовы: не отворачивайтесь от родных, не разделяющих ваши взгляды.

Форсайты — Джон Голсуорси, «Сага о Форсайтах»

Голсуорси стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «за высокое искусство повествования, вершиной которого является "Сага о Форсайтах"»

Эта британская литературная династия начала XX века выбрала своей фамильной религией веру в собственность: почти все Форсайты рассматривают семью как ее часть, поэтому в их отношениях часто действуют рыночные законы. Единственный сын как инвестиция, красивая жена как редкий предмет роскоши, дети как финансовый актив. Прямо скажем, счастья им такой подход не добавляет.

Среди Форсайтов есть и исключения, которые выбились из привычной схемы, предпочтя другие блага, но их меньшинство. Семейная религия собственности, словно коллективное бессознательное, постоянно всплывает в жизни всех поколений этой семьи, определяя их выбор и судьбу. 

 
Кадр из сериала «Сага о Форсайтах» (2003)

Психолог Элеонора Карлина:

«В семье Форсайтов очень важно соблюдать дистанцию, четкие границы и правила. Быть близкими и строить доверительные отношения не входит в планы клана. Привычные способы взаимодействия строятся вокруг инвестиций, будь то недвижимость или члены семьи».

Будьте как Форсайты: цените красоту, развивайте себя.

Не будьте как Форсайты: не живите прошлым.

МакКалоу — Филипп Майер, «Сын»

Великий американский роман о почти 200-летней истории рода МакКалоу

Все начинается в Техасе, во времена освоения Дикого Запада. Семья шотландца, испанки и их троих детей бежит из голодных Старых Штатов, чтобы выживать на новой земле в войне с мексиканцами и индейцами. Однажды, пока отец охраняет границы своей земли, каманчи врываются в его дом, убивают жену, дочь, а позже и старшего сына. Младшего Илая, будущего основателя рода, берут в плен и растят как индейца.

С самого начала династии (30-е годы XIX века) и до самого ее конца (начало XXI века) дети МакКалоу делятся на людей дела (в отца) и людей чувства (в мать). Илай, несгибаемый Полковник с шотландской решимостью, техасским упорством и индейским чутьем, не понимает брата-поэта и сына-философа, которые предпочитают действию мысль. Зато ему очень близка бунтарка-правнучка Джинни, будущая основательница фамильной нефтяной империи. С разницей ровно в 100 лет Джинни и Полковник верят в труд, в себя и в то, что нельзя останавливаться. Их жизненная энергия заставляет защищать родных и заботиться об их благополучии. Другая ветвь семейства ничего не знает о запахе тополиной почки и радости движения вперед, но разбирается в красоте стиха и чувствует радость сострадания.

Ни сила одних членов семьи, ни чуткость других не спасают их от одиночества и неприкаянности. В течение 200 лет жизнь семьи МакКалоу сильно меняется, но это чувство не покидает ее. Роман Филиппа Майера «Сын» рассказывает не только о том, как люди бились за Техас, но и о том, каково чувствовать себя чужаком в семье и в мире. 

 
 Кадр из сериала «Сын» (2019)

Психолог Элеонора Карлина:

 «Часть семьи МакКалоу разделяет миф "мы — спасатели", и логично, что другая часть семьи нуждается в помощи. Для спасателя интересы других важнее его собственных. Помогая, поддерживая, разделяя трудности, он может ярче проявить себя. Спасатели умеют заботиться о других, но только не о себе. В таких отношениях парадоксально не возникает близости».

Будьте как МакКалоу: знайте свою природу и живите в гармонии с ней.

Не будьте как МакКалоу: не жертвуйте собой.

Саввины-Стремоуховы — Александр Чудаков, «Ложится мгла на старые ступени»

Историко-философский роман, отмеченный в 2011 году премией «Русский Букер» как лучшая книга десятилетия

Семью Саввиных — Стремоуховых мы встречаем в маленьком ссыльном городе на краю степей Северного Казахстана вскоре после Великой Отечественной войны. Приехав сюда добровольно, они воссоздают внутри семьи свой идеальный мир. Дед главного героя — потомственный священнослужитель, бабушка — окончившая институт благородных девиц дворянка. Они приехали сюда в начале XX века с детьми, спасаясь от неминуемых репрессий. Рассказ ведется от лица внука, Антона.

Хотя Саввины — Стремоуховы живут в довольно скромных условиях, они ни в чем не нуждаются, потому что все могут делать своими руками: пахать землю, шить и вязать, подковывать лошадей, выращивать овощи и даже делать зеркала. Неумение и нежелание научиться считается в этой семье постыдным. У каждого из них своя роль и своя ответственность перед родными.

Вечером бабушка ставит на стол фамильный дореволюционный фарфор, а дед вспоминает прошлую жизнь и уходящий «предметный мир». Антон слушает и впитывает каждое слово. Родители Антона, хотя и спорят с дедом о советской политике, живут теми же нравственными ценностями, что и он. По праздникам все собираются за столом, читают стихи, поют романсы. Жизнь этой семьи наполнена любовью, трудом и осмысленностью — они знают, что смогут выжить и жить счастливо в любых условиях. Александр Чудаков не зря назвал свой роман «Ложится мгла на старые ступени» идиллией: он описывает почти сказочный семейный мир — стойкий и гармоничный. 

 

Психолог Элеонора Карлина:

 «Жизнь этой семьи, которая пережила репрессии, выжила, справилась, строится по правилам мифа "мы — герои". Миф порождает определенную веру во что-то, которая объединяет людей. Это заставляет их создавать и трепетно поддерживать свои семейные традиции».

Будьте как Саввины — Стремоуховы: храните свои семейные ценности.

Не будьте как Саввины — Стремоуховы: не оставайтесь в плену мифов. 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале