«Новая жизнь» Марии Ефремовой: нужна ли нам вторая молодость?
Главная героиня по имени Аня (Мария Ефремова) только-только отпраздновала 35-летие, и вот уже на следующее утро всё пошло под откос. И в личных отношениях, и в работе у всех неудач один корень — возраст Ани. Заслуженная должность заместителя вдруг досталась вчерашней студентке, а Анин молодой человек Кирилл (Сергей Масленников) бросил ее ради девушки помоложе. Аня увольняется и уезжает в Геленджик, чтобы развеяться. Но отпуск заканчивается в первый же день — после неудачного нырка Аня теряет память. Загадочный психолог Сергей (Юрий Кормушин) решает провести эксперимент над девушкой, подарив ей новый паспорт, а вместе с ним и вторую молодость.
Среди актёров «Новой жизни» стоит отметить Андрея Носкова, который прекрасно справился с ролью позитивного Кости и весь фильм излучал искреннюю жизнерадостность. В профессиональном плане Андрей Носков оттеняет даже Марию Ефремову и Юрия Кормушина, исполнивших главные роли.
Саундтрек картины вызывает неоднозначные впечатления. Музыка то и дело расходится с визуальным повествованием, а порой и вовсе выступает шумом на фоне, мешая погрузиться в историю.
Актёры второго плана совсем не вызывают симпатий, демонстрируя скорее карикатуры, нежели живых людей. К сожалению, это особенность всего фильма — мы как будто смотрим сценки, даже не поставленные по художественной литературе, а, скорее, взятые из учебников по математике. Петя покупает сто арбузов. Может ли такое быть в реальности? Да. Но зачем Пете столько арбузов? Картина Марии Ефремовой обладает той же абстрактностью ситуаций: главное — задать некое условие, чтобы потом что-то доказать.
С одной стороны, такая неискренность, неестественность, мешает сопереживать персонажам, но с другой — позволяет трезво смотреть на каждую ситуацию в отдельности, давая зрителю возможность самостоятельно оценивать происходящее.
Для сравнения можно взять трилогию «О чём говорят мужчины». «Квартет И» удачно использовал формат сценок-зарисовок для большей выразительности диалогов: зритель не только слышит некую идею из уст персонажа, но и видит её наглядную демонстрацию на экране. Так, сценки создают комический эффект. В фильмах «Квартета И», кстати, тоже поднимается вопрос возраста, изменений, которые происходят внутри человека с течением времени. В «Новой жизни» едва ли не каждая ситуация связана с проблемой эйджизма. Да, это центральная тема картины, но столь большая концентрация лишает фильм естественности.
Например, герой фильма Сергей утверждает, что Аня решилась на новую жизнь именно потому, что забыла о боли, которую ей причиняли в прошлом. Но память о прошлом может не только вызывать хроническое недоверие, но и позволяет ценить настоящее. Как писал американский философ Сантаяна, «тот, кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его вновь».
Этой же теме посвящен фильм «Папе снова семнадцать», где 37-летний Майк находится в беспросветном унынии, вспоминая своё яркое прошлое, и, подобно Ане, получает шанс на новую молодость. В этой картине создатели наглядно демонстрируют разницу поколений: подкалывают молодёжь за её неопытность, а пожилых людей — за их унылые настроения и вздохи о прошлом. При этом подчёркивается, что, несмотря на особенности возраста, мы сами выбираем, как жить, главное — ценить настоящее. И если в «Новой жизни» эта идея просто произносится вслух, то в фильме «Папе снова семнадцать» она наглядна и самостоятельна. Так, Нэд, лучший друг Майка, будучи гиком, доказывает, что хобби не зависит от того, сколько тебе лет, главное — искренне интересоваться чем-то.
Эйджизм может касаться не только взрослых, но и детей. Детские проблемы могут показаться глупыми по сравнению со взрослыми, но важно помнить, что дети видят мир иначе и через многое проходят впервые. Так, в фильме «Чумовая пятница» мать и дочь обменялись телами и, взглянув на мир глазами друг друга, вышли на совершенно иной уровень взаимопонимания. В «Новой жизни» главная героиня не меняет взгляда на мир, а только откатывается назад во времени. Будто нужно всего лишь забыть неудачи, чтобы найти увлекательную работу и поверить в настоящую любовь.
Но, возможно, жизнь в настоящем и принятие прошлого куда более эффективны? Психолог на время лишил Аню возможности взглянуть на всё иначе. И тут встаёт вопрос: в какой момент начинается новая жизнь Ани — когда она забывает, или когда вспоминает прошлое? Режиссёр предлагает зрителю найти собственные ответы и оставляет финал открытым.
Мария Ефремова поднимает важные вопросы, затрагивает интересные темы, но оборачивает их в помятую, блеклую обёртку. И всё же после просмотра появляется желание о многом подумать. Если принять это за основной творческий посыл, то, что ж, Мария Ефремова с главной задачей справилась.