В Москве действуют более десяти инклюзивных театров

В Москве более 150 обычных театров и 10-15 инклюзивных. При этом 18% россиян не были в театре никогда, меньше половины посещают время от времени, а постоянная театральная аудитория — это всего 4% населения. Инклюзивному театру в России приходится не просто выживать, а выживать в условиях жесткой конкуренции за зрителя.
 
Спектакль «Я танцую». Фото: театр «Взаимодействие» 

Об этом сообщает Агентство социальной информации.

«Взаимодействие»: от социальной проблемы к свободному творчеству

Четыре года назад артистка балета Маргарита Ребецкая вместе с кинорежиссером Юлией Сапоновой и продюсером Олесей Овчинниковой создали театр «Взаимодействие».

14 актеров с синдромом Дауна дважды в неделю собираются в зале культурного центра. Педагоги обучают их актерскому мастерству, приглашенные режиссеры, драматурги, артисты работают вместе с ними над постановками. За четыре года подготовлено пять спектаклей, снято несколько видеороликов.

По словам Маргариты Ребецкой, театр задумывался в первую очередь как социальный проект, цель которого — поменять восприятие людей с особенностями, но сейчас он выходит за эти рамки: «Современное искусство дает зрителю свободу выбирать, какую эмоцию испытывать и какие смыслы выносить из произведения. И мы тоже начинаем свободнее относиться к творческим поискам, но всегда сверяемся с нашей изначальной миссией».

С одной стороны, у артистов с синдромом Дауна есть невероятный потенциал, с другой — при выборе материала нужно учитывать их особенности.

 
 Фото: театр «Взаимодействие» 

«Им невозможно дать готовую историю, они все равно сделают по-своему! И нам нужно будет лепить спектакль уже из этого. Пинг-понг — от драматурга к актерам, от актеров обратно к драматургу», — говорит Маргарита Ребецкая.

При этом ограничений в выборе материала нет, можно использовать даже самые, казалось бы, неожиданные идеи: «Например, мы решили, что это будет очень круто, если ребята простыми словами расскажут историю Стива Джобса по книжке комиксов о нем. Тут есть и противопоставление, и общность: вряд ли от наших артистов кто-то ждет создания айфона, но ведь и Джобс — человек, в которого все время не верили, в котором постоянно сомневались».

«Круг II»: театр развития на пике актуального искусства

Артисты интегрированного театра-студии «Круг II» — люди с ментальными нарушениями. Его руководитель Андрей Афонин, автор книги «Особый театр» как жизненный путь», и в театре, и в реабилитационной работе уже 30 лет.

Обычно пять дней в неделю в съемное помещение в московском бизнес-центре приходит около 60 человек с ментальной инвалидностью, самому младшему 12 лет, самому старшему — 63. Этим летом театр временно бездомный: арендодатель объявил себя банкротом. В студии есть ежедневные шестичасовые занятия по театральным и художественным дисциплинам, вечерние досуговые группы и даже школа для родителей. Занятия чередуются с репетициями, кто-то готовит спектакли и концерты, кто-то — декорации. Студийцы получают не только образование (в подходящем для них темпе они осваивают программы средних и высших театральных учебных заведений), но и всестороннее развитие — личностное, телесное, эмоциональное, интеллектуальное.

 
 Спектакль «Школа навыворот». Фото: театр-студия «Круг II» 

«Наш театр — антропологический, то есть театр развития. И когда развитие наших артистов выходит на новый уровень, мы показываем его через очередной спектакль. Педагогика и режиссура здесь — две стороны одной медали», — рассказывает Андрей Афонин.

Каждый сезон «Круг II» выпускает шесть-восемь премьер — в разных жанрах и для разного зрителя. И даже в период самоизоляции, продолжая заниматься удаленно, студийцы подготовили 12 небольших видеоперформансов в духе актуального сейчас онлайн-театра.

 «Меня самого всегда это удивляет, но, в общем-то, мы часто оказываемся на пике современного театрального искусства. Осенью 2019 года мы выпустили большой уличный спектакль, посвященный теме мусора — с точки зрения не только экологии, но и человеческих отношений. В нем использовались костюмы-скафандры с закрытыми лицами, а весной он стал смотреться как некое пророчество…», — говорит Афонин.

«Недослов»: другой путь

Артисты с нарушениями слуха острее чувствуют, считают в театре неслышащих актеров «Недослов». Возможно, сказывается конфликт социума с ними: без переводчика в поликлинику не сходишь, в магазине с продавцом не объяснишься.

Театр «Недослов» в 2003 году создала актриса Театра Армена Джиграханяна Анна Башенкова.

«Я же тоже артистка, насмотрелась и на великих, и на невеликих. Могу сказать, что люди с потерей слуха выразительнее, интереснее, богаче. Жест сильнее, чем произнесенное слово, а жестовый язык — это крутой язык!», — говорит она.

Репертуар «Недослова» все время обновляется, и обычно в нем около 12 разноплановых спектаклей (танцевальные, детские, драматические). Они понятны и без перевода. Но все же, если это не пластическое произведение, оно сопровождаются дикторским текстом.

 
Концерт по хитам российских и украинских рок-исполнителей «О тебе…»
Фото: театр «Недослов»

Весь театр — всего 34 человека: 23 актера с нарушениями слуха, режиссерская группа, постановщики, художник по свету, звукорежиссер. Это профессионалы со специальным образованием и хорошей театральной школой. Все эти годы «Недослов» существует на базе Российской государственной специализированной академии искусств (РГСАИ).

По словам директора театра Сергея Бидного, у глухих людей, особенно в регионах, «путь один — идти на завод или сидеть дома»: «Инвалидность, законодательство и, в первую очередь, стереотипы закрывают им путь во многие профессии. Наши спектакли наглядно показывают, что занятия творчеством — это доступная опция. Мы получаем отзывы от родителей неслышащих детей о том, что мы им открыли целый мир и теперь они знают, что у ребенка может быть совершенно другое будущее».

Еще одна особенность «Недослова», которую редко встретишь в обычном театре, — режиссеры ходят на каждый показ, а потом делают актерам замечания, продолжая вместе с ними оттачивать спектакль.

«И не дай Бог им решить, что они уже состоялись. У них долгий и трудный путь в искусстве, у них нет такого выбора театров, какой есть у слышащих, и все, что они делают, они должны делать в десять раз лучше и профессиональнее», — говорит художественный руководитель театра Анна Башенкова.

Кто зритель и чему он удивляется

Театр «Взаимодействие» старается создавать театральный и видеоконтент, способный избавить инклюзивный театр от маргинального оттенка, унылой социальности и отношения «это все на любителя». Поэтому для выступлений он выбирает модные современные площадки, активно распространяют яркую рекламу.

«Я не вижу ничего плохого в том, что иногда люди приходят к нам в результате довольно примитивного импульса, из любопытства. Их привлекла яркая обертка, но на спектакле они видят уже не мишуру, а человеческую сущность. А бывает, приходят потому, что считали себя продвинутыми и толерантными, а выяснилось, что они вообще ничего не знают про людей с особенностями. Некоторые сами признаются, что представляли все совершенно иначе». Рассказывает руководитель «Взаимодействия» Маргарита Ребецкая.

 
 Кадр из социального ролика «Быть вместе» проекта «Взаимодействие»

У театра-студии «Круг-II» также нет своей постоянной площадки, выступления проходят на различных сценах — от ДК и концертных залов до пространств дизайнерского центра Artplay и Театрального центра им. Вс. Мейерхольда. Еще «Круг-II» показывает свои программы в разных городах России и на международных фестивалях.

«Люди либо вообще боятся идти на спектакль, в котором участвуют артисты с инвалидностью, либо они приходят и становятся в определенном смысле адептами нашего театра. То, что они видят на сцене — это не «инвалидное искусство», и вопрос о посещении нашего театра — не вопрос толерантности или социального акта. Наши спектакли — это качественный театральный продукт», — говорит Андрей Афонин.

«Недослов» шесть-десять раз в месяц показывает спектакли в небольшом зале на полсотни мест при РГСАИ, а в остальное время гастролирует по России, выступая не только на камерных сценах, но даже в залах на 800-1000 человек. Можно подумать, что в зрителях недостатка нет, потому что сообщество глухих в России большое и хорошо развитое. Но, как говорят в театре, только 20% их зрителей — люди с нарушениями слуха, остальные — просто любители театра. Все дело в том, что неслышащие люди непривычны к театру, ведь обычно он не ориентирован на их восприятие.

 «Наша инклюзия не в том, чтобы перемешать на сцене слышащих и неслыщащих. Мы стараемся объединить их, в принципе в жизни почти не пересекающихся, в зале, давая понять, что у глухих и слышащих гораздо больше общего, чем они считают. Они одинаково воспринимают драму Гамлета или Зилова на сцене, одинаково смеются во время комедии — и сами удивляются этому», — рассказывает Серегй Бидный.

На что живет особый театр

Билеты на спектакли инклюзивных театров продаются хорошо, но это в лучшем случае позволяет обнулить расходы на организацию и выплатить небольшой гонорар артистам. Важнейшие составляющие бюджета — гранты, пожертвования спонсоров, краудфандинг. Но этого недостаточно.

Чтобы занятия для основного состава театра «Взаимодействие» были бесплатными и чтобы развиваться дальше, приходится придумывать, как коллектив может заработать. В прошедшем сезоне впервые было открыто коммерческое направление — курс по театральному мастерству для детей и взрослых с синдромом Дауна, а также просто детская студия.

«Еще у нас есть предложения для коммерческих организаций, и это не только показы наших спектакли, но еще и коммуникативные тренинги для сотрудников компаний, в которых участвуют наши артисты», — рассказывает Ребецкая.

 Спектакль «Хочу быть как». Фото: театр «Взаимодействие»

«Круг II» — подразделение Межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности», активно выступающей за создание системы сопровождаемого трудоустройства.

По словам руководителя театра Андрея Афонина, в ряде западных стран у людей с инвалидностью нет пенсий, но созданы условия для востребованного труда при поддержке государства и общества: «В нашей стране эта история пока только в зачаточном состоянии, а функционировать нам как-то надо. Поэтому мы решили, что вправе брать с наших подопечных определенную плату за организацию процесса развития, образования, занятости и несколько часов опеки. Эта плата эквивалентна их пенсиям. Но, конечно, на обеспечение всех нужд театра ее не хватает».

У артистов театра «Недослов» тоже есть пенсии, плюс практически все они работают — кто-то по профессии в той же специализированной академии искусств (переводчиками, хореографами, ассистентами), кто-то — на заводе. Многие годы театр не приносил актерам практически никаких заработков, и состав постоянно менялся — запала творить, не имея возможности хоть как-то этим обеспечивать семью, хватало на пару лет. Последние пять лет состав не меняется, так как директор Сергей Бидный посвятил это время тому, чтобы построить жизнеспособную систему: «Моя задача убеждать принимающую сторону и первый раз привозить театр куда-то на гастроли, а потом, как правило, нас приглашают снова — уже на других условиях: сами ищут финансирование, спонсоров, лишь бы мы приехали».

Но даже эта востребованность пока не дает артистам такую зарплату, чтобы они «выкладывались и не думали, что надо бежать на ночную смену на завод».

Неопределенный статус

Инклюзивный театр становится все более заметным культурным явлением. После показа на Первом канале документального фильма «Съесть слона» об артистке Маше и зарубежных гастролях театра «Взаимодействие», удалось удачно завершить краудфандинговый сбор на новый спектакль.

Несколько лет назад в театре «Недослов» придумывали сценарий, искали режиссера и средства для съемок клипа с участием неслышащих артистов на песню Петра Налича «Крылья». Сейчас продюсеры популярных артистов сами обращаются к директору, когда ищут необычных актеров. За спектакль «Отдаленная близость» — совместную режиссерскую работу Андрея Афонина и руководителя берлинского инклюзивного театра Герда Хартмана — в 2014 году театр «Круг II» получил престижную «Золотую маску». Теперь премьеры студии посещают эксперты, постановки нередко попадают в лонг- и шорт-листы премии.

Но статус таких театральных объединений по-прежнему не определен.

 
 Спектакль «Школа навыворот». Фото: театр-студия «Круг» 

Молодое и маленькое «Взаимодействие», объединяющее в себе театр и социальное предпринимательство, пока не видит в этом большой проблемы. Для него это, скорее, возможность в любой момент «заморозиться», уйти во внутреннюю работу, подумать о творческих планах.

А вот «Недослову» в пространстве инклюзивного искусства, которое многие по-прежнему воспринимают как качественную, но все же самодеятельность, давно стало тесно. При этом отказаться от статуса некоммерческой организации не выходит, так как без грантовых вливаний не выжить, а в качестве учреждения культуры частный театр не сможет получать такую поддержку, какой пользуются государственные. Вот и приходится «сидеть на двух стульях» — работать в инклюзивном сообществе и в то же время конкурировать с обычным театром. В конце 2019 года театр «Недослов» получил статус Московского городского творческого коллектива, но из-за пандемии положительный эффект ощутить пока не удалось.

Руководитель театра «Круг II» Андрей Афонин ведет большую общественную работу, он — один из учредителей Ассоциации деятелей инклюзивного искусства.

«Часто инклюзивный театр — действительно любительский, но сегодня существует достаточное количество проектов, которые показывают, что человек с особенностями может создавать настоящее современное актуальное искусство. И этому необходимо найти легитимную форму и способы поддержки», — говорит Афонин.

По его словам, в Министерстве культуры РФ уже поднимался вопрос о создании реестра негосударственных театров, и, возможно, их поддержка будет включена в программу развития российского театра до 2030 года.

А пока каждый инклюзивный театр выживает, как может, при этом стараясь работать не просто хорошо, а блестяще.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале