В России развиваются публичные обсуждения книг
Фото: Journal.bookmate.com |
Об этом сообщает Bookmate Journal.
Челябинск. Книжный клуб «Читалка»
Агния Вязовская, основатель: Я начала в 2017 году с простого желания объединить единомышленников. Отчасти эгоистичного — мне просто хотелось с кем-то обсуждать книги. Тогда я организовывала тренинги, была продюсером коуча, а с 2018 года моя работа была связана с журналистикой и копирайтингом. Это всё близкие сферы, поэтому было легко совмещать. Сначала я создала группу «Вконтакте», а через пару месяцев, когда поняла, как это делать, уже собрала живую встречу. К моему удивлению, пришло, наверное, человек 12. Это много — раньше я думала: «Ну кому это сейчас интересно, придет человека три».
4 ноября клубу исполнится три года, и всего в нем около ста человек. Средний возраст участников — 28–35 лет. На встречи сегодня приходит в среднем по 20 человек. Важно, чтобы все чувствовали себя комфортно, поэтому я часто меняю формат. Раньше я ходила на телепередачи и смотрела на работу ведущих, чтобы понять структуру — как передают микрофон, строят диалог с публикой и экспертами. Затем перенесла эту схему в книжный клуб и применяю ее, когда участников много. Если приходит меньше — это уже другой подход: каждый рассказывает подробнее о своих впечатлениях, получаются более камерные, душевные встречи.
Фото: Journal.bookmate.com |
Сначала я старалась, чтобы высказывался каждый. Но затем заметила тенденцию — люди часто хотят прийти на обсуждение, но стесняются, думая, что им придется самим что-то говорить, отвечать на какие-то вопросы. Я решила расслаблять новичков — чтобы все вливались в комфортном темпе. Все еще остаются «старички» — те, кто с нами с самого момента открытия. Многие участники связаны с творчеством — дизайнеры, например.
Некоторые книги обсуждаются очень бурно. Например, самая первая — «Мартин Иден» Джека Лондона: ее до сих пор вспоминают в чате, а на обсуждении тогда было много парней, что редкость. Вообще тема самореализации и социального неравенства задевает публику. Или вот «Хочу и буду» Михаила Лабковского — встреча проходила в книжном магазине, поэтому поучаствовали даже мимо идущие люди, просто брали микрофон и выступали. Еще могу вспомнить «Маленьких женщин» Луизы Мэй Олкотт: тогда высказался практически каждый — но для меня до сих пор тайна, что их так сильно задело.
Уфа. BOOK CLUB UFA
Рузиля Якупова, основатель и модератор: В ноябре 2019 года я поняла, что хочу окунуться в другой мир, далекий от юриспруденции, — и создать платформу для общения разных людей, которых бы объединяла любовь к литературе. Оказалось — и этим я была приятно удивлена, — что в такой интеллектуальной подпитке нуждались многие. Так в Уфе появился наш книжный клуб со слоганом «Прочувствуй книгу».
Сегодня в клубе около 80 человек. Это интеллектуальное сообщество людей, изучающих человека и мир через призму книг. Определить портрет участника клуба очень сложно: мужчина/женщина, от 18 до 90 лет, абсолютно любой профессии. Интерес к литературе — пожалуй, единственный общий критерий.
Фото: Journal.bookmate.com |
Самые бурные дискуссии в клубе вызвали «Черноликие» Мажита Гафури. Для обсуждения этой книги мы пригласили изумительную Лилию Галину, актрису Башкирского государственного академического театра драмы им. М. Гафури. Она исполняет роль Гали в спектакле «Черноликие». Нам было важно послушать о ее эмоциях от произведения и узнать, каково это: играть в такой сложной постановке, к тому же в роли смышленого мальчика, который ведет повествование и через свои размышления доносит мысли автора.
Мурманск. Клуб «Книжные бобры»
Ольга Мишуровская, основатель и руководитель: Я работала преподавателем в институте, читала курс библиографии и для одного из заданий попросила студентов принести разные книги. Затем обратила внимание, что после выполнения заданий студенты с интересом их читали, а потом и стали обсуждать. Так в следующем учебном году появился студенческий книжный клуб. Позже институт закрылся, а я подумала — почему бы не продолжить, если людям интересно? И вот так мы существуем уже пять лет.
Если сначала на встречи ходили мои студенты, то за следующие четыре года состав участников, конечно, поменялся. Года три назад я бы сказала, что у нас средний возраст участников — 25–30 лет. Сейчас постарше, примерно 30–40. Достаточно разношерстный состав, но при этом все в основном женщины — не знаю, с чем это связано.
Самые бурные дискуссии на встречах вызывают книги, которые одним участникам очень понравились, а другим — наоборот, очень не понравились. Это всегда интересно. Недавно у нас был роман Селесты Инг «И повсюду тлеют пожары», очень бурно его обсуждали, были те, у кого от него «бомбило».
Фото: Journal.bookmate.com |
Может быть, покажется странным, но мы очень активно обсуждали «Манюню» Наринэ Абгарян: вроде для детей, но чуть не подрались из-за этой книги. В то время как обсуждения более классических книг, например, «Анны Карениной», проходят гораздо спокойнее.
Встречи проходят раз в месяц — пробовали собираться чаще, но тогда не хватает времени прочитать книгу. Приходят пять-шесть человек, и это оптимальный формат: если придет больше — встреча превратится в лекцию. Летом мы не собираемся — специфика региона: почти всегда холодно, летом многие стараются уехать. Как правило, выбираем одну книгу для обсуждения, но на лето тогда можем выбрать три-четыре.
Мы выбираем книги по заявкам, которые можно оставить в группе клуба, а на личной встрече все решается простым большинством голосов. Я считаю, что люди должны читать разные книги — например, я не люблю фантастику и фэнтези, но читаю их для книжного клуба. Это возможность расширить границы своего литературного опыта.
Улан-Удэ. Не-книжный клуб «Читай»
Михаил Чебунин, основатель: Такие идеи «висят в воздухе» постоянно — у читающих, творческих, мыслящих людей всегда есть желание найти единомышленников. Улан-Удэ не исключение — здесь было много попыток объединиться и до «Не-книжного»: какие-то квартирники, поэтические слеты, популярные лекции на базе музеев или библиотек. Так в августе 2018 года реализовалась и наша задумка объединения. С моим другом мы накидали план действий: что хотим, как это видим. На призыв откликнулись человек десять, которые, по сути, и остаются до сих пор костяком клуба.
Надо пояснить, почему «Не-книжный». Вместо дефиса можно поставить слово «только» — «Не только книжный клуб». Мы проводим квартирники, художественные выставки, поэтические движухи, небольшие общественные мероприятия местного значения. И плюс ко всему сам книжный клуб: обсуждения книг и писателей, так сказать, «беседы о книгах за чашкой чая». Потому и название такое — объединяющее, насколько можно.
Наверное, тот, кто к нам приходит, — это «человек желающий»: желающий что-то делать, мыслить, менять. А во всем остальном — кого только нет у нас! Я работаю администратором книжного магазина и иногда еще веду праздники с детьми, пишу сценки для местных площадок. Есть и старшие школьники, и очень взрослые (40–50 лет), и студенты. Наиболее массовые, бурные встречи у нас, наверное, проходили по книге Захара Прилепина «Санькя», по «Гарри Поттеру», «Шатунам» Мамлеева, «Голему» Майнринка. То есть книги у нас разные, частенько не сходимся в оценках. Тем интереснее.
Фото: Journal.bookmate.com |
Дубна. Книжный клуб ToDu
Мария Климова, основатель: Мы с сооснователем клуба Марией Пилипенко много лет вместе работали в библиотеке и наблюдали, как благая идея «поговорить о прочитанном» разбивается о слабую модерацию, невнятный процесс обсуждения и неадекватных участников, которые отпугивают остальных от клуба. При этом мы сами постоянно разрываемся между работой, семьей, учебой, друзьями и зачастую просто не успеваем читать.
Случай привел одну из нас на встречу в формате «кафе-мидраш», и мы поняли: вот оно! Техника работы с текстом «кафе-мидраш» предполагает создание уютной атмосферы, как в кафе, и «набор блюд» из нескольких текстов разных объемов, которые разбираются по очереди. Четкий динамичный формат, построенный вокруг коротких текстов, которые читаются тут же. Настоящий книжный клуб, но без подготовки участников — для занятых или спонтанных, кому общение не менее интересно, чем литература.
Формат взят из книги Димы и Наташи Зицер «Практическая педагогика». Каждая встреча — «обед из трех блюд»: «закуски» — цитаты на тему встречи, потом «горячее» — небольшой рассказ, который мы читаем вместе, и на «десерт» — стихотворение или картинка, которые тоже рифмуются с общей темой. Еще одна фишка формата: вопросы, которые участники по очереди задают к прочитанному тексту и на которые мы все вместе ищем ответы.
Мы живем в Дубне — это наукоград в Московской области. На встречи приходят наши знакомые, завсегдатаи «умных» событий, которые мы с командой ToDu устраивали на разных городских площадках, от библиотеки до баров: лекции, дискуссии, PechaKucha Night и другие. С весны мы проводим клуб онлайн, и аудитория расширилась: к нам приходят научные сотрудники, психологи, библиотекари, книжные обозреватели, ведущие других книжных клубов из разных стран, наши друзья и мама одной из Маш.
Так как у клуба очень четкая структура и мы тщательно подбираем тексты именно по «дискуссионному» потенциалу, у нас практически каждый раз проходят бурные обсуждения. Так сложилось с самого начала. Наша первая встреча была по «Старосветским помещикам» Гоголя, и тогда между участниками вышла жаркая битва о любви в долгих отношениях: все-таки у героев рассказа была просто привычка и пустая рутина или, наоборот, прорастание друг в друга и настоящее вызревшее чувство? Завидуем мы им или не хотим, чтобы у нас было так же? Из недавних: очень глубокий разговор получился по рассказу Туве Янссон «Дитя-невидимка». Как решиться выразить и проявить себя и почему именно агрессия бывает необходима, чтобы по-настоящему стать собой?
Пермь. Пермский книжный клуб
Ксения Устинова, организатор: В конце 2017 года я поняла, что мне не хватает активного обсуждения книг вживую, и даже нашла книжный клуб, но оказалось, что он затих еще в 2015-м. Поэтому пришлось взять курирование на себя.
Евгения Аширова, организатор: Я бы хотела выделить, что не было как таковой идеи создания клуба — было желание встречаться с читающими людьми и общаться. Мы самоназвались очень скромно, но эффективно, и у нас сразу подобралась отличная компания. Все примерно в одном возрастном диапазоне, около 30 лет — я думаю, это сыграло свою роль в том, что мы долго продолжаем встречаться и за пару лет уже можем прогнозировать, какие будут эмоции у людей от определенных книг.
Фото: Journal.bookmate.com |
Ксения: Русская проза у нас самая обсуждаемая — наверное, потому что на встречи приходят люди с богатым жизненным опытом. Это у нас классический жанр: говорим про книжки, про книжки, а потом вдруг: «Вот когда я работал(а) в Омутнинске санитаром в психиатрической лечебнице…».
Евгения: Самая обсуждаемая книга — это «Петровы в гриппе…», пожалуй, единственная, которую мы обсуждали всю встречу и потом неоднократно еще вспоминали в следующих встречах. Иванова мы «запретили» в 2019 году, так как читали его почти каждую встречу. И в конце же 2019 года ввели чтение по теме месяца. Сначала просто попробовали, но этот вариант так хорошо вписался, что читаем так до сих пор. В сентябре, например, это викторианская Англия.
Обнинск. Обнинский книжный клуб
Алексей Кузнецов, организатор: Я по образованию программист, им же и работаю. Родом из Обнинска, но последние несколько лет живу в Москве, где открыл для себя книжные клубы. С удовольствием хожу на встречи — если книга, выбранная для обсуждения, мне интересна. Так что со временем решил в родном городе попытаться что-то подобное воспроизвести. Вот сейчас реализую задуманное.
На встречи приходят люди и старшего, и среднего возраста, и студенты — тяжело вывести какой-то конкретный собирательный портрет. Число участников на каждой встрече варьируется от 4 до 10 человек. Встречи проходят в формате беседы, без какого-то четкого плана, хотя во время чтения или прослушивания книги я, конечно, выписываю некоторые вопросы, мысли, цитаты, которые можно обсудить. Иногда слушаю аудиолекции по произведению или книге, отзывы на Livelib читаю, чтобы охватить всевозможные точки зрения на книгу. И на встречах стараюсь делать так, чтобы удавалось высказываться всем людям, а не только самым активным.
Немало книг вызвали жаркие споры, но, кажется, самыми острыми были обсуждения «Белой гвардии» Михаила Булгакова. Как сама Гражданская война в России оставила на теле страны тяжелый след, так и книга о тех событиях, видимо, вызвала сильные эмоции среди пришедших на встречу. Из недавних книг горячее обсуждение получилось по «Обломову» — благодаря мужчине, который активно отстаивал позицию, что жизнь главного героя является как раз правильной, проходит согласно духовным заветам, и за Штольцем ему не следует даже пытаться идти.
Фото: Journal.bookmate.com |
Москва. Книжный клуб «За буйки»
Мария Тимошенко, основатель: Изначально идея была в том, что мы будем читать современную литературу — художественную или нон-фикшн, — а потом встречаться на обсуждении в каком-то классном, желательно новом месте, в кафе или студии, совмещая тем самым приятное с полезным. До карантина мы успели провести несколько таких встреч, но затем пандемия внесла свои коррективы, и клуб перешел в онлайн. Это позволило присоединиться к нам тем, кто живет в других городах и странах. Сейчас мы думаем вернуть офлайн-встречи, не теряя онлайн-режима.
Мы выбираем книги общим голосованием на полгода вперед, встречаемся каждые три недели. Это оптимальный темп, так как у всех разная загрузка: работа, дети. А те, кто читает быстро, имеют возможность прочитать другие книги вне клуба и поделиться своими рекомендациями. Мы чередуем нон-фикшн и художественную литературу, чтобы учитывать интересы большего количества участниц.
К каждой встрече мы готовим материалы по книге, которую собираемся обсуждать. Обычно это делает куратор встречи — человек, предложивший книгу, за которую проголосовало большинство. Куратор задает тон встречи, предлагает вопросы для обсуждения. Благодаря этому наши встречи всегда проходят оживленно — например, недавно мы обсуждали книгу Екатерины Шульман «Практическая политология». Во время встречи мы поднимали вопросы о районных сообществах, о том, как один человек может менять что-то к лучшему, о новых политических режимах, о нашем будущем. А еще участницы делились личным опытом, как им самим удавалось повлиять на изменения среды.
Нас всех объединяет любовь к чтению и обсуждению прочитанного, а также целые стопки книг, которые мы планируем прочитать. А еще мы меняемся книгами на свопах, которые проводили онлайн во время карантина и проводим офлайн сейчас. В нашем клубе участницы не боятся высказывать свое мнение, даже если оно не совпадает с мнением большинства. Обсуждение книг не ограничивается встречами, у нас есть чат, где девушки делятся книжными рекомендациями, статьями и ресурсами.
Набережные Челны. Книжный клуб «Иначе говоря»
Анатолий Ухандеев, основатель: Идея клуба появилась логично и сама собой — я сам писатель, литературный критик и преподавал литературу в университете. Еще когда преподавал, пытался собрать читательский клуб. Он существовал под разными названиями и в разных местах, мы практиковали разные форматы: чтение вслух, обсуждение книг… Затем, когда возникла культурно-образовательная платформа «Метро», а у нас появились дети, мы запустили «Клуб читающих родителей». Отчасти благодаря этому читательскому клубу и возник книжный магазин «Иначе говоря».
В обычные времена читательский клуб при магазине «Иначе говоря» собирается примерно раз в месяц. Мы объявляем тему: детективы, постапокалипсис, подростковые книжки, комиксы и т. п. Те, кому тема интересна, — готовятся, вспоминают любимые книги, приходят, разговаривают. Публика преимущественно 20–40 лет.
Фото: Journal.bookmate.com |
Довольно много эмоций при обсуждении в клубе вызывала тема постапокалипсиса, там было о чем поговорить. «Дорогу» Кормака Маккарти вспоминали, конечно, — но тогда ее еще почти никто не читал, кроме меня. А еще серьезно обсуждали комиксы — например, «Одеяла» Крейг Томпсон — так что тему комиксов пришлось объявлять дважды.
Санкт-Петербург. Книжный клуб «На подоконнике у Фрейда»
Дэлия Вальдиянова, создательница: Клуб появился в январе 2017 года. Получилось так, что нас трое: Дженита Муртич, также основатель клуба, и я — мы обе психологи, и еще позднее появилась Аня Белодедова, наш смм-щик: она ходила на все встречи и затем изъявила желание стать нашим партнером. Изначально у Джениты появилась такая идея — создать книжное сообщество в Санкт-Петербурге. Она кинула клич «Вконтакте», я увидела этот пост, откликнулась. Мы встретились в январе, решили партнериться и создавать проект. Придумали название, продумали девиз, форматы — это реально было что-то такое, чего раньше вообще не было в Питере.
В первые годы мы пробовали три разных формата. Тематические встречи — например, по теме «Мой любимый автор», «Моя любимая книга о женственности». Никто не обязан был читать что-то одно, все приходили со своим опытом и друг друга вдохновляли. Также были поэтические вечера вторым форматом, третьим форматом — мастер-классы, например, по скорочтению. Каждое воскресенье, примерно раз в месяц, мы проводили такие встречи. Первую открытую встречу мы провели 18 февраля 2017 года. Был очень большой отклик, пришло много людей. Естественно, что мы на этой эйфории продолжили дальше работать.
К нам приходят очень осознанные люди, которые не живут на автомате «дом — работа, работа — дом», а выбирают в жизни и другие ориентиры. Люди, которым интересно саморазвитие, которым интересны биографии других людей, у которых широкий кругозор. У нас есть даже девушка, которая пришла к нам в первый раз четыре года назад, на открытие, и с тех пор посещает каждую встречу. Вот такие моменты — это гарант, что мы делаем классно.
Фото: Journal.bookmate.com |
Приходят люди абсолютно разных профессий и разных возрастов, которых объединяет любовь к книгам и общению, потому что общение, нетворкинг — очень важный элемент наших встреч, прийти отсидеться в уголке у нас не получится. Девиз нашего клуба: «Кайф от прочтения книг и драйв от общения с крутыми людьми», все в совокупности.
Самые бурные обсуждения у нас вызвала не какая-то конкретная книга. У нас была встреча «Мои женские книги» — то есть у кого какая книга о женственности, кто как понимает и трактует женственность, у кого какие представления. Мы начали обсуждать различные книги: у кого-то это был «Учебник для стерв», у кого-то Хэлен Анделин, что-то такое женственное, нежное, — а для кого-то это были веды. И когда пришла очередь обсуждать, был ажиотаж, все рьяно высказывали свое мнение — и, наверное, это обсуждение отложилось в памяти нашего клуба как самое бурное.