В России набирает популярность дуальная форма обучения студентов
Фото: Пресс-служба Группы ГАЗ |
В сентябре 2020 года исполнилось десять лет системе дуального образования в России, сообщает «Российская газета».
Отсчет принято вести с того момента, когда программу дуального обучения запустила компания Volkswagen Group Rus. Программа была нацелена на подготовку продвинутых в техническом плане рабочих для строящегося в окрестностях Калуги автомобильного завода. По словам гендиректора компании Маркуса Озеговича, 1 сентября 2010 года впервые в РФ 24 студента начали обучение в Калужском колледже информационных технологий и управления по специальностям «мехатроника» и «автомехатроника». Студенты согласно российским и немецким стандартам профобразования получили необходимые знания и производственные компетенции по сварке, гидравлике, пневматике, электротехнике, электронике, программированию, диагностике.
При дуальной системе обучения теоретические знания студент получает в образовательном учреждении, а практические навыки — на предприятии. Соотношение теоретического и практического обучения не равное: 20-25% времени отводится на теорию, 75-80% — на практику. Такая модель обучения используется в средне-специальных и высших учебных заведениях, а финансируется совместно бизнесом, который заинтересован в квалифицированном персонале, и государством.
В последние годы дуальное обучение набирает популярность, поскольку тренд на локализацию иностранных компаний в России, модернизация отечественной промышленности приводит к необходимости готовить специалистов, которые одновременно хорошо работают не только руками, но и головой.
По словам вице-президента Торгово-промышленной палаты РФ Максима Фатеева, дуальная система обучения обеспечивает реальную связь производства и образования и решает задачу подготовки квалифицированных кадров, имеющих не только диплом об освоении теоретического курса по тому или иному направлению подготовки, но и готовых решать практические профессиональные задачи. Совмещение высокого уровня теоретической подготовки и приобретенных за время учебы практических навыков помогает решить задачу обеспечения российской экономики квалифицированными кадрами, наиболее востребованными работодателями.
Фатеев отметил, что современный бизнес в России заинтересован в подготовке кадров «под себя», но готовность инвестировать в подготовку персонала зависит от уровня развития бизнеса. Все крупные компании давно имеют свои системы подготовки кадров и тратят деньги на подготовку персонала не во внешние образовательные организации, а инвестируют в развитие корпоративного профессионального образования, «заточенного» под внутренние потребности.
«Для того, чтобы вкладывать деньги в сотрудника, надо понимать, что с ним дальше делать. Во всем мире инвестициями в персонал занимается бизнес, у которого есть карьерная линейка, возможность внутренней ротации специалиста после подготовки или переподготовки. Если же говорить о малом и среднем бизнесе, то там предпочитают получить готового специалиста с рынка и больше времени тратят на подбор и поиск нужного кадра, чем на его подготовку. И считают нецелесообразным вкладывать средства в обучение человека, которого трудно удержать, если внутри малой компании ему не могут обеспечить полную занятость или достойный карьерный рост», — цитирует газета вице-президента Торгово-промышленной палаты.
Фото: Российско-Германская внешнеторговая палата (ВТП) |
Первые пробы
Отмечается, что еще 30 лет назад существовала довольно тесная связь заводов-фабрик с ПТУ-техникумами-вузами, предприятия брали шефство над школами, а система наставничества на производстве помогала молодым специалистам быстро адаптироваться. Однако в 1990-е годы взаимодействие производств и учебных заведений было практически разрушено. И вот в последнее десятилетие оно постепенно восстанавливается. С декабря 2013 года на государственном уровне был запущен проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности на основе дуального образования». В нем приняли участие 13 пилотных регионов, 150 учебных заведений и более 1100 предприятий. И уже через три года аудиторы из ФРГ (Германия считается родоначальницей дуального образования в Европе и в мире) отметили положительную динамику развития дуального обучения в России.
В число пилотных предприятий вошел Выксунский металлургический завод. Внедрение целевой подготовки рабочих кадров по программе дуального образования здесь началось в 2015 году в партнерстве с Выксунским металлургическим колледжем имени А.А. Козерадского. По данным Объединенной металлургической компании, на 513 часов был увеличен объем изучения общепрофессиональных дисциплин, на 740 часов — объем изучения профессиональных модулей, из которых 144 часа — на производственную практику в структурных подразделениях «ВМЗ» с индивидуальным наставником. За пять лет подготовлен 121 студент.
А на предприятиях Группы ГАЗ начали применять систему дуального обучения еще с 2007 года, и ежегодно свыше 500 учащихся базовых колледжей и техникумов изучают практическую часть на Горьковском автозаводе, Ликинском и Павловском автобусных заводах, Ярославском моторном заводе. Также автопроизводители создали первую в России кафедру по производственной системе в машиностроении и кафедру «Создание продукта в автомобилестроении» в Нижегородском государственном техническом университете имени Алексеева. Основной упор в процессе обучения также делается на практические занятия на ГАЗе.
По словам директора по персоналу Группы ГАЗ Елены Марштупы, для предприятий дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», под актуальные задачи современных промышленных производств: «В свою очередь, это мотивирует студентов учиться с полной отдачей, более осознанно, с пониманием всех процессов в автомобилестроении и нюансов той или иной специальности».
Германия — родоначальник дуального образования
Германия считается родоначальником дуального образования, хотя его элементы встречаются в системах профессионального образования многих европейских стран. Вплоть до XVIII века профессиональное обучение регулировалось правилами гильдий — профессиональных объединений, в которых состояли ремесленники. Придя в профессию зачастую ребенком, ученик становился подмастерьем и далее, приобретя необходимый опыт, мог стать мастером.
Германской промышленности в период активного роста в конце XIX века для стабильного развития и обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке требовался постоянный приток на производство квалифицированных рабочих кадров. Для быстрого роста их количества на производствах создавались рабочие школы, а также шло обучение на рабочем месте под руководством наставников.
Тогда же российские промышленники и предприниматели начали перенимать этот, на тот момент передовой опыт.
В 1920-х годах во время индустриализации Советский Союз приглашал иностранных специалистов, среди которых было много немецких инженеров. Именно они привнесли в профессиональное обучение рабочих и технологов на предприятиях подготовку у станка, на рабочем месте, передачу знаний, умений и навыков в процессе обучения от наставника к стажеру.