Доула — кто она такая и зачем нужна? 5 непридуманных историй

В последние годы в России набирает популярность профессия доулы — помощницы в родах. Доула помогает информационно, психологически, оказывает практическую немедицинскую поддержку роженице. «ТД» нашел нескольких доул и узнал у них о том, как они пришли в эту профессию, чем она им дорога и в чем они видят сложности своей работы. А еще мы пообщались с женщиной, которая рожала с доулой и без нее, и она рассказала о том, в чем была разница в этих родах.
 
 Серафима Воробей 

Серафима Воробей, доула, акушерка, выпускница факультета почвоведения МГУ:

— Я почвовед в третьем поколении. В 2009 году, когда заканчивала МГУ, представляла себя в долгих экспедициях, масштабных исследовательских проектах, в полях... Но жизнь внесла коррективы: через месяц после защиты диплома я родила старшего сына. Оказалось, что материнство — это глобальный проект, и об экспедициях придется забыть на время (наивная мысль!). Первые роды стали для меня отправной точкой в новый мир.

Однажды ночью я осознала, что не хочу возвращаться ни к почвоведению, ни к экспедициям (да и как, если семья?), а хочу помогать женщинам рожать. И я так хорошо понимала, что же нужно, чтоб было волшебно, а не ужасно, что захотела поделиться этим с другими. Но больше всего мне хотелось как можно чаще находиться в пространстве родов, проживать их, быть рядом. Как когда-то увлекали меня экспедиции, полевая работа, познание и в каком-то роде проживание природы через научный и практический подход, так же увлекло меня познание и проживание таинства рождения человека.

Каждый раз, входя в родовое пространство, я старалась стать для женщины тем, что было нужно именно ей. Кому-то нужны были мои руки на пояснице, кому-то тихие слова поддержки, похвала, вселяющая уверенность, кому-то просто вода... Каждый раз я пробовала почувствовать без расспросов, что нужно здесь и сейчас именно этой конкретной женщине, проживающей невероятно важный опыт, переход и встречу.

Сопричастность к такому потрясающему явлению — это ли не счастье? Для меня беременность и роды — целостное явление, охватывающее все стороны: и физическую, и психическую, и душевную, и духовную. Невозможно отделить одно от другого, как невозможно в природе обособить растения от животных, почву от горных пород, климат от всего перечисленного.

Изучение в университетские годы естественнонаучных дисциплин именно в интегрированном виде дало основы понимания природных тел и явлений. С университетским образованием возможности познания определенно шире! Главным я считаю развитое критическое мышление, способность к самостоятельному поиску и анализу информации, понимание масштабности предмета изучения в целом. Да, я не работаю по специальности, полученной в университете, но он дал мне несоизмеримо большее!

Не зря мое становление как личности происходило в лоне науки о земле во всем его великолепии. Когда-то замечательные университетские преподаватели научили меня целостному подходу, а теперь это мировоззрение лаконично интегрировалось в совершенно другую науку, даже, скорее, ремесло. 

 
 Елена Горина 

Елена Горина, доула, сестра милосердия, психолог:

— Я многодетная мама, так что тема родов для меня актуальна. Я много времени посвящала этой теме, готовилась, изучала материал. И в какой-то момент поняла, что очень хочу помогать женщинам. Однажды ко мне обратилась подружка за помощью в подготовке к родам. У нее было два рубца на матке, и ее не брали ни в один роддом. Я помогала на ее родах. И этот опыт так вдохновил, что я летала! Тот день был один из самых счастливых в году. Так я задумалась о доульстве. Узнала, что есть обучающая программа, которую можно проходить онлайн. Я обучилась и начала практиковать.

Я как человек верующий хотела найти такую работу, чтобы помогала реализовывать таланты, которыми меня наградил Бог. По образованию я психолог: работала и в психиатрической больнице с детьми, и со взрослыми, и консультировала в православной психологической службе «Ладья», была постовой сестрой в НИИ Охраны материнства и младенчества в Екатеринбурге. Во всех этих местах я чувствовала, что помогаю людям и делаю что-то хорошее, но ощущения, что это мое место, не было. Чего-то не хватало, хотелось большего. Когда я устроилась в роддом, появилось ощущение, что я на своем месте. Я поняла, что, может быть, для этого Господь и вел меня по всей дороге.

Помогают навыки, полученные ранее: и психологическое образование, и материнский опыт, и вера. Стараюсь в родах за каждую женщину молиться, и в эти моменты чувствуется присутствие Бога. И даже в тяжелые моменты чувствую, что Господь всегда рядом, Он не оставляет, посылает хороших врачей, акушерок, все управляет так, как нужно этой женщине.

Радостей в моей работе много. Самая большая — видеть, как на твоих глазах рождается жизнь. Это большое чудо, и я каждый раз удивляюсь, как Господь меня допускает быть свидетелем такого чуда. Трудности тоже бывают, порой случаются долгие роды, вплоть до суток, и поэтому моя работа не предусматривает постоянного графика. Роды всегда начинаются неожиданно, поэтому иногда не получается заранее что-то спланировать и важна поддержка семьи, чтобы они понимали ситуацию и могли посидеть с детьми. 

 
 Анна Сарычева 

Анна Сарычева, доула, психолог:

— Я закончила факультет психологии МГУ (кафедра нейро- и патопсихологии) и сразу после университета пошла работать по специальности в инклюзивный детский сад. Там я занималась адаптацией детей с расстройствами аутистического спектра и с синдромом Дауна к жизни в социуме и общению со сверстниками. А потом стала работать не только с детьми, но и с их родителями.

Через пять лет я ушла в декрет и уже тогда чувствовала, что не вернусь в эту сферу. Рождение дочки действительно перевернуло всю мою жизнь, меня очень впечатлил опыт родов. Это было какое-то особое телесное переживание, которое открыло новый взгляд на то, как много мы, оказывается, можем, какое у нас волшебное тело: сначала всего из двух клеточек оно день за днем создает целую новую жизнь, а потом за несколько часов через такую мощную, ни с чем не сравнимую трансформацию — эту жизнь из себя выпускает. Иначе как на чудо я на это смотреть просто не могу. По моему опыту, это частый эффект у женщин после родов — появляется чувство всемогущества: «если я смогла такое, то теперь я могу все».

В какой-то момент я увидела объявление о том, что можно обучиться на доулу, и тогда как будто паззл сошелся: это то, чего мне хотелось и что я практически уже умею. Оставалось только понять и изучить физиологический аспект родов.

Мое образование помогает в работе, оно побуждает меня искать индивидуальный подход к каждой женщине, быть наблюдательной и видеть ее уникальность, без попыток навешивать ярлыки.

Почти все мои знакомые думают, что мне эмоционально тяжело переносить страдания женщины. Но я как раз не воспринимаю это как страдания. Как говорится, больно бывает всем, а страдания — это по выбору. Я пытаюсь облегчить ощущения роженицы и напомнить о смыслах, которые важны для женщины. Мне труднее дается ситуация, когда нужно ночью поехать на роды, прервать свой сон. Иногда не сплю сутки и более. Сложно, когда в семье какие-то планы, и приходится их отменять из-за родов. Но, с другой стороны, роды — это же праздник, и радость, и для меня всегда перевешивает честь быть приглашенной на самый первый день рождения.

Доула всегда на стороне женщины, она поддержит в ее любом решении. Меня привлекает такая роль спутницы: идти с роженицей рядом в сильном процессе, быть в такие чувствительные, трепетные моменты рядом с ней — дает мне чувство, что я на своем месте и делаю то, что лучше всего умею и больше всего люблю. Я чувствую, что благодаря моему присутствию у женщины появляется особый опыт материнства, более светлый и радостный. Надеюсь, это влияет и на ее взаимоотношения с ребенком. В нашей системе роды часто становятся травмирующим событием, когда к женщине относятся как к объекту. Моя работа в том, чтобы роды становились человечными.

Я любуюсь силой женщины в родах, эта сила живая, иногда она проявляется и в слабости тоже. Видеть жизнь и рождение — это особая радость. Мой смысл — чтобы дети рождались в любви и заботе, а я для этого помогаю маме. Стараюсь сделать роды праздником: создать такую атмосферу, которая передала бы это чудо рождения. 

Надежда Дубровская 

Надежда Дубровская, доула, сестра милосердия, продюсер:

— К своей деятельности я пришла через личную боль — перенесла два кесаревых сечения, и эти операции были для меня большим жизненным ударом: они уменьшают возможности появления того количества детей, которое хотелось бы родить. Однажды я встретила священника, который дал мне надежду, что еще можно родить самой, даже и после трех кесаревых. Мне хотелось понять, чью волю я тогда буду исполнять — свою или Божью, и Господь давал людей, которые помогли понять, в том ли я направлении иду, поддерживали меня. И мне действительно удалось родить самой! Еще у меня была замерзшая беременность, я потеряла ребенка. И это тот многосторонний опыт, которым я могу поделиться.

Первая моя профессия — продюсер кино и телевидения. В ходе материнства я поняла, что это не мое. И ко мне стали обращаться женщины, которым нужна поддержка после кесарева, я делилась опытом. Позже узнала, что есть курсы обучения доул, было страшно на них идти, сомневалась, справлюсь ли я с этой работой. Но меня очень поддерживало близкое окружение, и я решилась.

Все, чему учат на курсах доул, очень применимо в жизни: принятие, безоценочность, умение слушать, поддержать. До декрета меня посвятили в сестру милосердия, и сейчас в этой работе я вижу продолжение своего служения. Когда я иду в роддом, это всегда для меня Божья тайна: я не знаю, какой женщине буду оказывать поддержку. И считаю, что нет ничего случайного. Эта работа меня в какой-то степени соединяет с Богом: когда я помогаю конкретной женщине, нахожусь с ней рядом, то молюсь о ней, чтобы Господь помог и утешил роженицу. И я понимаю, что не главная в этом процессе, многое вверяю в руки Божьи, чтобы Он подсказал, какое слово сказать, что сделать.

Это та профессия, в которой нужно держать баланс. Она достаточно ресурсозатратная, сфера очень эмоциональная, и, работая, как будто отдаешь частичку себя. Поэтому важно заботиться о себе, отдыхать, и это моя сфера ответственности.

В этой работе меня радует то, что я могу быть нужной, радует рождение малыша на свет, это всегда такое чудо, счастье, и, конечно, радует благодарность самих женщин. 

 
 Ольга Берчатова 

Ольга Берчатова, рожала с доулой:

— В свои первые роды я рожала без доулы и не знала, на что шла, позвала мужа на совместные роды. Если бы мы тогда обладали теми знаниями, которые у меня появились ко вторым родам, то, возможно, справились бы без доулы. Первые мои роды закончились кесаревым. Во второй раз я уже рожала с доулой и разница была колоссальной.

Роль доулы — помочь женщине максимально естественно проживать роды без медицинских вмешательств. Обычные женщины не обладают знаниями, которые есть у нее. Она помогает обезболить, правильно дышать, может что-то принести. Когда я рожала, моя доула подавала мне водичку, в нужные моменты звала акушерку или врача. А когда у меня пошли потуги, она держала меня за руку. В какой-то момент я растерялась и не знала, что делать, тогда она мне показала, как правильно дышать.

Через мою историю проходит ниточка веры, я много молилась и просила других людей молиться перед родами, мне было очень страшно. Шов мог разойтись в любой момент.

Мы вместе с доулой прошли весь путь родов естественным путем. Все было хорошо, ребенок здоровый, я вышла без повреждений и быстро восстановилась. После родов я была счастлива, наполнена силами, энергией — такой контраст по сравнению с первыми родами!

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале