Житель Рыбинска меняет городские вывески на дореволюционные

Сейчас центр Рыбинска в Ярославской области выглядит как декорация для съемок фильмов — все магазины, включая сетевые, работают с вывесками в дореволюционном стиле. Автор идеи — музыкант Митя Кузнецов.
 
 Фото: 76.ru 

Об этом сообщает ТАСС.

Рекламные вывески в историческом центре Рыбинска — «Дѣловой костюмъ», «Конторский домъ», «Издѣлiя изъ золота, серебра. Ремонтъ, скупка, обмѣнъ. Изготовлѣнiе по каталогамъ» — не бутафорские: за ними реальные магазины и конторки, хотя вывески сделаны вручную, с применением исторически точных материалов, красок, шрифтов. Как вернуть на улицы вывески XIX века, придумал местный фолк-музыкант, мультиинструменталист и вокалист Митя Кузнецов.

Мастерская Мити «Этно-кузня» располагается в здании старой купеческой дачи. Здесь он работает со звуком, пишет музыку к фильмам, играет на разных инструментах, в том числе на китайских — купил их для работы над саундтреком к фильму. Тут же стоят емкости с охрой и суриком, каталоги 1901 года, старинные книги. Одновременно работать над вывесками и писать музыку ему не сложно.

 «С музыкой — это хоть и разные жанры, а принципы одни и те же: гармония. Я следую, помимо знаний, внутренней гармонии, вот это главное. Сейчас я больше вывесками занимаюсь. Параллельно работаю над музыкой к документальному фильму о России с продюсером из Бельгии, мы с ним давно сотрудничаем, он меня, можно сказать, воспитал как музыканта, Мишель Драшусов его зовут», — рассказывает Митя.

Каждое лето во дворе «Этно-кузни» Кузнецов проводит фестивали-«усадебники», которые собирают фолк-музыкантов из разных стран. Однажды городские власти доверили ему организацию Дня города Рыбинска в историческом центре. Праздник было решено устроить в атмосфере начала XX века, гулянья прошли на обновленных улицах.

«Я сделал эти вывески, повесил декорации и насытил город событием, вот таким, народным, получилось очень здорово. Когда атмосфера создана подобающая, это все удивительно работает. Ребята из Москвы устроили мастер-классы по дореволюционным танцам, были цветочницы, гусляры, рожечники, из Питера приехал уличный театр с лучшим в России Петрушкой. Все по-настоящему, никакого лубка», — рассказывает Кузнецов. 

 
 Фото: ТАСС 

«Дети должны жить в своей традиции»

Рыбинск Ярославской области основан еще в начале XI века, сейчас это небольшой город с населением 180 тысяч человек. Дмитрий Кузнецов здесь родился, вырос и теперь живет с женой и тремя детьми в старой купеческой даче на берегу Волги. Он уверен: место красит человека: «Если ребенок растет в безвкусице, то кто вырастет? Я содействую формированию среды в городе, для меня это очень важно».

Его интерес к дореволюционным шрифтам зародился во время оформления афиши для моноспектакля «Евгений Онегин» музыканта и актера из Москвы Владимира Щукина.

«В старину количество шрифтов было огромным по сравнению с тем, что мы используем сейчас. Я подробно изучил тему, постоянно смотрел старые фотографии, видел вывески, мне вся эта эстетика очень понравилась», — рассказывает Кузнецов. 

Музыкант решил обратиться в мэрию с предложением «переодеть» город в стилистику конца XIX века — обновить фасады зданий и сменить вывески в соответствии со временем застройки. Администрация Рыбинска как раз разрабатывала проект по благоустройству исторического центра. Кузнецов нашел способ взаимодействия с городскими властями — ему доверили воплотить свою концепцию при реконструкции местной Красной площади.

«Наш город имеет явно выраженный облик XIX века, он сохранил это — и здания, и дух. Я сформулировал свою идею как «Музей живой старинной вывески под открытым небом». Смысл заключался в том, чтобы историческую зону, историческое ядро Рыбинска приблизить к тому, что видели наши предки в XIX веке. А старинными вывесками подчеркнуть архитектуру», — рассказывает Дмитрий.

По его словам, это не только туристический проект. «Самое главное, что мы, наши дети должны жить в своей традиции, находиться в своей культуре», — считает Кузнецов. 

 
  Митя Кузнецов. Фото: ТАСС 

Пластик и ручной труд

Замена вывесок началась в 2017 году.

«Я сделал дизайн для большинства вывесок на Красной площади, но тогда проект был реализован для меня только наполовину. Вывески надо было сделать очень быстро, и мне в помощь дали людей, которые занимаются рекламой, но, к сожалению, умеют работать только с пластиком», — рассказывает Кузнецов.

Для воплощения эскизов нужны были особые сочетания цветов, нетипичные фактуры.

«Рекламщики же предлагают пять оттенков цвета, и все. Я стал настаивать на том, чтобы использовать не только дизайн исторический, но еще и технологии того времени. То есть полностью отказаться от всего искусственного и перейти на ручной труд», — рассказывает Дмитрий.

Он считает, что вывесками старинного города должны заниматься художники, а не рекламщики: «Крупные рекламные фирмы пытаются это делать, но у них не получается, это не их область, вылезает лубок».

Чтобы решить задачу подлинности, было принято решение, что вывески будет выполнять команда местных художников и мастеров под руководством Кузнецова. Осенью 2018 года после реконструкции открылась Стоялая улица. Вывески для нее были сделаны без применения пластика — вручную, по старинным технологиям.

«Дерево, оцинкованная сталь — вот это основа. Акриловую краску применяем вместо краски на масле, которая была раньше. В этом моменте уже начинаешь подстраиваться, соединять технологии, но это не категорично. Самое главное — это ручной труд, художники, которые работают», — объясняет Дмитрий.

С художницей Ниной Матвеевой Кузнецов познакомился в местном драмтеатре, где она работает над декорациями.

«Мы оба любители эпохи русского модерна, Нина просто в этом живет. Как оказалось, и я живу тоже. Я нашел человека, который чувствует, что я хочу сказать, она работает по моим эскизам, добавляет свой взгляд, и я ей полностью доверяю», — говорит Дмитрий. 

 
  Фото: ТАСС 

«Темный» XIX век и меценаты

Все вывески в проекте Кузнецова — не бутафория, а настоящие, рабочие объекты. Предприниматели меняют их за свой счет по просьбе городской администрации. По словам Дмитрия, многие относятся к нововведениям позитивно, но встречается и непонимание: «Сложности, конечно, были. Людям очень сложно перейти на этот стиль. Кто-то говорит: мы не хотим отправляться в темный XIX век. Хотя это показывает непросвещенность людей. Я стал подробно изучать в целом культуру того времени, и мне так кажется, что мы не вперед ушли, а назад. Вообще, я считаю предпринимателей не заказчиками, а меценатами проекта, потому что они вкладывают свои средства не просто в оформление магазина, но в преобразование исторической части города».

Городские власти поддерживают предпринимателей в смене вывесок — для этого разработана программа по субсидиям. Некоторая часть расходов компенсируется из казны.

«У меня был настрой такой: делаем практически по цене себестоимости, чтобы не нанести ущерб предпринимателям и стартующему проекту. Хотя это и ручной труд, но он был по цене даже ниже, чем изготовление современной вывески. Здесь речь не о коммерции», — рассказывает Дмитрий.

В команде Кузнецова девять человек — художники, лепщики, резчики, кузнецы. Он видит в своем проекте не только эстетическую, но и социальную задачу.

 «Моя задача — перенаправить в сторону местных творческих людей денежный поток, который обычно идет во вне — на всю эту индустрию по пленкам и пластику. Мы таким образом помимо того, что облагораживаем город, еще и поддерживаем художников, мастеров. Известно, что, если в городе находятся активные творческие люди и они могут реализоваться, город начинает расцветать», — объясняет Дмитрий.

Впереди у команды Кузнецова работа по созданию вывесок для Крестовой улицы.

«Жители города, обычные горожане, воспринимают проект очень хорошо. Вывеска считывается как арт-объект, а не просто маркетинговый инструмент. То есть в городе появляется искусство», — рассуждает художник. 

 
  Фото: ТАСС 

«Город стал похож сам на себя»

Дмитрий говорит, что предложил городским властям целый пакет идей по восстановлению облика исторического центра. В 2017 году у мэрии было желание ввести единый дизайн-код, сделать среду привлекательной, но еще не было понимания, как именно это можно реализовать. Идеи Кузнецова были восприняты положительно.

«На тот момент первым замом главы города был Дмитрий Рудаков, я сначала ему показал проект. Показал, как вывески выглядели раньше, показал, как можно было бы все это внести в контекст города. Он, как только увидел, сказал: здорово! Мысли сошлись, ведь он и сам продумывал решение по новому облику вывесок. С этого у нас все завязалось и начался тернистый, долгий путь», — говорит Дмитрий.

Кузнецов хотел подчеркнуть индивидуальность города: застройку XIX века в центре, купеческие дома: «Меня пригласили в рабочую группу по разработке вывесок, я консультировал, передавал все знания департаменту архитектуры. Когда создавалось постановление по благоустройству исторического центра города, все мои наработки были учтены — я приложил к нему образцы шрифтов, допустимые оттенки фасадов зданий. И даже стилистика речи XIX века у нас была учтена, хотя это носит скорее рекомендательный характер».

При реконструкции Стоялой улицы Дмитрий занимался не только дизайном и воплощением вывесок, но и восстановлением фасадов исторических зданий. Он говорит, что очень любит работать с цветом и подобрал насыщенные, естественные тона, получить которые можно только используя натуральные пигменты. Почти отказался от машинной колеровки, использовал охру и сурик: «Краску замешивали вручную, каждый дом прошел через мои руки». 

Главе Рыбинска Денису Добрякову идея Кузнецова сразу показалась привлекательной.

«Она абсолютно органична, логична и была принята большинством очень-очень быстро. Город стал похож сам на себя. Поэтому я даже не сомневаюсь, что мы будем дальше продолжать эту работу», — считает мэр. 

 
  Фото: ТАСС 

Цветовой рецепт дореволюционной России

Дмитрий пытается через свои вывески транслировать забытый культурный код. Изучать дореволюционные вывески он начал по книге с ГОСТами 1850 года.

«Чтобы понять цвет, нужно понять, из чего он делался. Я начал читать старинные книги, ГОСТы 1850 года и понял, из чего получалась краска. Осталось только найти эти пигменты, аналоги, что я и сделал», — объясняет он.

Кузнецов пришел к выводу, что основными красителями были охра, сурик, оксид хрома и известь: «Я принципиально это изучал, анализировал сохранившиеся цветные фотографии, брал Прокудина-Горского и вывел некую формулу — цветовой рецепт России до революции. И обнаружил, что Россия была белой с точки зрения цвета фасадов примерно на 70%».

Он объясняет это тем, что использовать известь было выгодно и практично: «Также применялась охра, третий цвет — сурик, он красно-кирпичный, это оскиды железа. А крыши у нас в большинстве своем были зеленого цвета — это оксид хрома, и чуть меньше — красные. И вот мы получаем четыре основных цвета, которые были раньше в провинциальных городах».

По его словам, в вывесках применялись все те культурные элементы, в которых жила Россия: «Резчики, наше деревянное зодчество, иконопись. Кстати, над вывесками работало много иконописцев. Люди творили в контексте той культурной среды, в которой жили. А сейчас настрой — за малый срок, без вложения сил получить как можно больше денег».

Кузнецов считает, что незнание истории, непонимание контекста, отсутствие вкуса рождают дешевый лубок: «Когда Микки-Маусы блины продают на Масленицу — это безвкусица, это люди не чувствуют своих корней».

 
  Фото: ТАСС 

Дмитрий старается продумать каждую деталь проекта, над которым работает, достичь аутентичности.

В процессе подготовки Дня города у Кузнецова случаются дискуссии с отделом культуры мэрии Рыбинска: «Для меня важно сохранить аутентичный народный дух, культуру, исключить пошлость, которые, к сожалению, навязывались системой многие годы и продолжают навязываться сегодня. Бывает сложно бесконфликтно объяснить городским соорганизаторам, что Лунтики и подобные персонажи рушат целостность и настрой традиционного русского праздника. У меня есть свой взгляд на проведение событий в исторической части города, и я стараюсь его отстаивать. А то, что люди благодарят и затем целый год ждут следующего праздника, придает мне уверенности».

Примерно о том же говорит мэр города Денис Добряков: «Мы открыли для себя новую аудиторию, новых горожан, которых мы раньше не видели, которые не знали, куда пойти во время городских праздников. Мы наконец увидели этих людей».

По большинству направлений сотрудничество с местной властью у музыканта сложилось, но работать в мэрии Дмитрий не хочет: опасается стать чиновником и перегореть. 

«Замечаю, что люди идут в госсистему с благими намерениями изменить жизнь общества к лучшему, но спустя некоторое время становятся малоинициативными и безвольными. Не все, конечно, но это случается часто. У меня нормальные партнерские отношения с городской властью. Но чтобы оставаться в движении и бодрствовании, мне необходимо иметь свой независимый департамент культуры», — шутит музыкант.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале