Kitoboy: В погоне за мечтой
Кадр из фильма «Kitoboy» |
Подросток Лёшка живёт в чукотском посёлке и участвует в охоте на китов. Развлечений в посёлке мало, семья у Лёшки неполная — только дед, который то планирует умереть, то отплясывает под сёрф — кстати, истинно американскую музыку. Жизнь Лёшки меняется, когда он вместе с другом Коляном случайно видит, как девушка под ником Hollysweet_999 (отсылка к «Sheena667»?) работает в порночате. Симпатичная американка в исполнении Кристины Асмус («Интерны», «Текст») становится для него навязчивой «американской мечтой». Он начинает ревновать её к Кольке и учить английский язык при помощи детского самоучителя. В конечном счете, Лёшка угоняет катер и бежит в Америку — навстречу своей мечте.
В первую минуту просмотра я подумал, что ошибся залом кинотеатра. Начало «Kitoboy» очень уж напоминало американское независимое кино. Саундтрек этому способствовал – за кадром звучала классическая песня Джонни Кэша «The Story of a Broken Heart».
И слова этой песни с говорящим названием, и гонимый ветром полиэтиленовый пакет в кадре (прямая отсылка к драме «Красота по-американски») — всё это намекало на одно: перед нами фильм о несчастной любви. С другой стороны, следовало ожидать, что в фильме будут элементы мистики, так как за кадром почти сразу зазвучала песня Джули Круз «Rockin’ Back Inside My Heart».
Эта вещь звучала в седьмом эпизоде второго сезона «Твин Пикс», в серии с говорящим названием «Lonely Souls». Такой отсылкой молодой режиссёр Филипп Юрьев сразу задал высокую планку своему фильму. Но чему тут удивляться? Юрьев — ученик Алексея Учителя, имеющий опыт участия в фестивале американского независимого кино Sundance с короткометражкой «Песни механической рыбы» (2013).
«Kitoboy» — драма взросления, снятая в духе американского независимого кино и добротного русского артхауса. В ней есть элементы комедии, мистики и приключенческого фильма. Это своеобразный гибрид — далеко не идеальный, но симпатичный и многообещающий (это лишь первый полный метр 30-летнего режиссёра). Любопытно, что снят он в формате 4:3, как и другие важные дебюты последних лет — «Теснота» (2017) и «Хрусталь» (2018). «Kitoboy» попадает в этот ряд неспроста. В «Тесноте» главной героине Илане было «тесно» в мире патриархального и жестокого Нальчика 90-х, который она в итоге покинула. В «Хрустале» главная героиня Веля отчаянно мечтала улететь в США. Во всех этих фильмах узкий формат кадра как будто символизирует клетку, из которой так необходимо вырваться персонажам.
«Kitoboy» — действительно разнообразное кино, не лишённое подлинной человеческой душевности. К последней можно отнести сцену с отключением электричества в посёлке. Да, в этот момент мы видим простой тихий посёлковый быт — как люди трапезничают и целуются в темноте. И всё это — под идеально подобранную музыку, от которой почти так же хорошо, как от Баха.
В другие моменты при просмотре возникало ощущение тревоги. Скажем, вот кит — мифологическое создание, на котором держится мир. А вот эпизод с поверженным китом, вытащенным на берег. Китобои набрасываются на него со всех сторон, как разбойники, и мы видим грустные кадры, снятые сверху: китовая кровь на линии прибоя. В определённом смысле нам показывают крушение самого мира. После этого, конечно, ждёшь каких-то тревожных событий. Но и помимо них в фильме много всего занятного: подростковое дуракаваляние, сдержанная красота чукотской природы, местечковые музыканты, чем-то неуловимо напоминающие музыкантов из фильмов невозмутимого финна Аки Каурисмяки. И песня про любовь и одиночество — «Only the Lonely (Know the Way I Feel)» Роя Орбисона. «Лишь одинокие / Знают, что я чувствую этой ночью», — поёт Орбисон, словно читая Лёшкины мысли.
К минусам фильма можно отнести чрезмерную наивность главного героя, в которую иногда сложно поверить — она почти абсурдна. С другой стороны, если знать историю съёмок «Kitoboy», то эти претензии снимаются. Роли в картине исполнили непрофессиональные актёры, точнее — и не актёры вовсе. Владимир Онохов (Лёшка) и Владимир Любимцев (Колян) — простые чукотские ребята, далёкие от мира кино. По словам режиссёра Филиппа Юрьева, работа с ними была настоящим испытанием. Фильм был снят вопреки многим сложностям, внутри настоящего сообщества китобоев, которым нет никакого дела до того же Джармуша, на котором рос Юрьев. Так что остаётся лишь порадоваться, что фильм всё-таки был снят. Чукотка в российском кино по-прежнему является редкой экзотикой, которую не стоит пропускать.