Цифровые технологии помогают учителям русских школ в эпоху COVID-19
Евгения Кузнецова. Фото: Россотрудничество |
Конкурс проводит «Россотрудничество» в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации». Его участники — продвинутые в технологиях педагоги, преподающие в школах за рубежом математику, информатику, технологию на русском языке, а также преподаватели русского языка как иностранного.
Об этом сообщает «Российская газета».
По словам руководителя Россотрудничества Евгения Примакова, образовательные проекты, которые были запланированы ведомством задолго до карантина, сейчас, в эпоху нового онлайна стали как никогда актуальны: студенты, школьники, преподаватели могут более эффективно готовиться по программам обучения, находясь в любой точке мира: «У России есть несколько блестящих историй, которые работают на наше имя: великая русская классическая культура и все, что связано с точными науками, IT и цифровыми технологиями. И это один из важных способов продвижения нашей страны в мире».
Участники показывают свои лучшие разработки и дают мастер-класс всему миру: как «цифра» делает изучение русского языка легким и интересным для детей. В эпоху COVID-19 их опыт стал не просто актуальным: во многих школах он буквально спас образовательный процесс.
Одна из победительниц конкурса «Закачай знания! 2020» — учитель художественного труда СШЛ им. Н. Островского, Казахстан, г. Саркан, Евгения Кузнецова. На конкурсе она представила проект «Интернет — галерея школы-лицея им. Н. Островского». Но это не просто сайт с картинками: педагогу вместе с учениками удалось создать виртуальное образовательное и творческое пространство для детей: здесь и библиотека мастер-классов, созданных самими школьниками, и статьи и лекции об искусстве и технологии, «полезная книжка» по 3D-моделированию и работе в фоторедакторах и даже блог с полезными советами. Все — на русском языке.
По словам Кузнецовой, сейчас школы Казахстана работают в дистанционном формате — приложения, тренажеры и флэш-игры стали незаменимыми помощниками для онлайн-уроков: «Нам, жителям достаточно отдаленного района очень сложно продвигать талантливых и одаренных детей в области искусства. Поэтому мы создали виртуальную галерею, в которой сосредоточены наши лучшие детские творческие работы».
Она добавила: «В условиях дистанционного обучения наша виртуальная платформа рисунков пополняется чаще. А еще благодаря созданию базы цифровых образовательных ресурсов мои уроки технологии стали интереснее, нагляднее и результативнее. Для меня «Закачай знания!» — это не только конкурсное соревнование, а в большей степени возможность работы над собой и профессиональным мастерством в области цифровых образовательных ресурсов, подходящих для моего предмета «Художественный труд». Это возможность поделится своим опытом с коллегами разных стран о внедрении современных цифровых технологий в образовательный процесс».
Фото: Россотрудничество |
В этом году конкурс привлек более 220 преподавателей из 40 стран. Среди участников были педагоги из Марокко, Кубы, Испании, Франции, Вьетнама, Италии, Ливана, Мексики. А финалистами конкурса стали 27 педагогов из Азербайджана, Армении, Беларуси, Египта, Индии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Малайзии, Монголии, Палестины, Сербии, Узбекистана, Эстонии.
В этом году из-за пандемии финал конкурса проходил в дистанционном режиме. Сейчас организаторы создают специальный банк данных с лучшими образовательными разработками участников. Он будет работать в формате социальной сети и называться также — «Закачай знания!»
«Сегодня дети потребляют информацию в основном через приборы и гаджеты. Однозначно можно утверждать — за цифровыми образовательными технологиями будущее. Учителя переквалифицируются и внедряют в работу такие инструменты. Наш конкурс дает возможность шагнуть вперед и «закачаться» знаниями для всех участников, организаторов, и членов жюри», — отмечает коммерческий директор коммуникационного агентства «Новое время», руководитель конкурса Галия Галямова.
Второе место занял старший преподаватель Центра русских исследований Университета им. Джавахарлала Неру, (Индия) Саини Сону. Он попадает в финал конкурса «цифрового» педагогического мастерства уже второй год подряд. Саини Сону придумал целую систему, которая сочетает изучение русского языка в оффлайне и онлайне. Это и «языковые прогулки» по городу вместе с детьми, во время которых все общение идет только на русском. И «игры со звуком», аудио-диалоги в формате «русист-корреспондент», онлайн-викторины по словесности.
Саини Сону. Фото: Россотрудничество |
А в рамках «цифровой домашки», которую Саини задает ребятам, ученики изучают и пишут новые слова на цифровой платформе, на планшетах или смартфонах. Если гаджет «не тянет», можно сделать работу и в обычной тетради, а затем прислать фото. А преподаватель проверяет эти снимки и исправляет ошибки с помощью «цифровой» ручки. Студенты должны отметить исправленное уже в своих тетрадях.
«Мне удалось разработать новые методы инновационного преподавания, и я решил попробовать свои силы вновь. Этот конкурс для меня — настоящая награда. Он действительно мотивирует «закачать знания», а также помогать другим коллегам в работе. А совместный результат всегда дает блестящие разработки», — говорит Саини Сону.
Третье место на конкурсе завоевала преподаватель русского языка как иностранного Кыргызского экономического университета им. Рыскулбекова (Бишкек, Киргизская Республика) Салтанат Ахметова.
По мнению учителя, IT-технологии — современный и полезный инструмент. Но главное все-таки не «цифра», а смыслы, которые с ее помощью можно донести до детей. Салтанат Ахметова предложила своим ученикам онлайн-урок, посвященный Великой Отечественной войне. Она представила аудиоподкаст «Семейные истории о Великой отечественной войне. Как сохранить память о событиях?» на русском языке продвинутого уровня.
«Поколение Z мыслит по -другому, ребятам понятен и доступен язык интернета. А значит, нам — педагогам — тоже нужно изменить себя. Это подтолкнуло меня к тому, чтобы создать мини-проект в условиях дистанционного обучения», — рассказала Ахметова.
По ее словам, проблема, с которой общество сталкивается в последнее время, — это попытки принизить значение Великой Отечественной войны и пересмотреть ее итоги: «Во-первых, мы должны сохранить память о подвиге простого народа в Великой Отечественной войне. Во-вторых, в нашей республике есть большой запрос на изучение русского языка. Сегодня в рамках ЕАЭС потребность в нем возрастает, учитывая, что именно русский язык — главное средство коммуникации в рамках евразийского объединения. В условиях, когда из-за пандемии приходится учится дистанционно, мы нашли способ ответить сразу на два этих вызова».
Салтанат Ахметова. Фото: Россотрудничество |
Победители конкурса получили денежные сертификаты на цифровые образовательные онлайн программы от стратегического образовательного партнера конкурса онлайн-университета «Нетология». Университет специализируется на взрослом дополнительном образовании и предлагает более 80 курсов по направлениям, востребованным цифровой экономикой в таких сферах, как маркетинг, программирование, дизайн, аналитика, бизнес и управление.
Как рассказал заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов, конкурс «Закачай знания!» еще в 2019 году «буквально всполошил учителей»: «А в этом году сработало «сарафанное радио» и конечно рекомендации участников прошлого года — наших амбассадоров знаний. Учителя с большим энтузиазмом вновь участвовали в конкурсе. Они показали, как используют современные цифровые технологии на уроках: это и мобильные приложения, и уникальные цифровые комплексы, и классические компьютерные инструменты, которые помогают учить на русском разным наукам. Более того, встретившись на площадке конкурса, многие участники стали друзьями и даже начали сотрудничать в профессиональной сфере. Считаю это главным нашим достижением».
Он отметил, что в продолжение проекта сегодня создано одноименное единое коммуникационное пространство для взаимодействия и обмена опытом между преподавателями из разных стран: «У нас все общаются на русском: индийцы с преподавателями из Израиля, коллеги из Турции сотрудничают с французскими учителями, Казахские учителя обмениваются опытом с белорусскими коллегами, а преподаватели из Польши используют методики и приложения, разработанные в Армении для изучения русского языка. Цифровое будущее стало нашей повседневной жизнью. Мы дали старт, а что будет дальше, давайте следить вместе».