Иисус Христос: герой мифа или реальная личность?
Фото: Nikeabooks.ru |
Современная наука по целому ряду признаков определяет даты рождения и смерти Иисуса. Он, конечно, родился не в первый день первого года первого века, а примерно между 7 и 3 годом до Рождества Христова и погиб между 30 и 33 годом. В Евангелии написано, что, когда Иисус вышел на проповедь, Ему было около тридцати лет [Лк. 3: 23], и это было примерно за три года до Его гибели. История жизни Иисуса Христа известна нам лучше, и с точки зрения строго историографической сведения о нем намного надежней, чем биографии почти всех лиц древности, включая таких прославленных мыслителей и политиков, как Платон, Солон, Аристотель, Сенека, Юлий Цезарь или Александр Великий. Для историка очень важно, насколько далеко отстоят от события описывающие его источники. Основные источники, рассказывающие о делах и словах Иисуса Христа, отстоят от времени совершения Его дел и произнесения слов всего на несколько десятилетий. Возможно, самые ранние из написанных о Нем повествований, дошедших до нас, отстоят от описываемых событий всего на полтора-два десятилетия. При этом самые ранние аутентичные рукописи с фрагментами текстов, повествующих об Иисусе Христе, отстоят от событий, на них зафиксированных, на несколько десятилетий и относятся к первым годам II века по Р. Х.
И это, что важно, не только тексты, написанные последователями Иисуса — христианами, но и тексты, созданные сторонними и, большей частью, враждебными христианам наблюдателями.
В XVIII книге «Иудейских древностей» Иосифа Флавия есть параграф, который из-за его явной прохристианской направленности полагали позднейшей христианской интерполяцией в текст книги, автор которой, являясь правоверным фарисеем, отнюдь не разделял веру христиан.
Звучит этот параграф в классическом переводе с греческого так: «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени» [Иудейские древности. XVIII, 3, 3].
В начале ХХ века в Синайском монастыре святой Екатерины была найдена арабская рукопись XIV–XV веков «Всемирной истории» Агапия. Агапий Иерапольский — христианский арабоязычный автор X века из Сирии. В своем сочинении, которое в дошедшем до нас виде, безусловно, несет множество ошибок и искажений переписчиков (притом определенно не только христианских, но и мусульманских), приведен этот фрагмент «Иудейских древностей» в версии, существенно отличающейся от той, что была известна ранее: «В это время был мудрый человек, которого звали Иисус. Весь его образ жизни был безупречным, и он был известен своей добродетелью, и многие люди среди евреев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть. Но те, кто стали его учениками, не отказались от его учения. Они рассказывали, что он им явился через три дня после распятия и что он был тогда живым; таким образом, он был, может быть, мессия, о чудесных деяниях которого возвестили пророки».
Версия Агапия существенно в меньшей степени христианизирована, и это доказывает, что фрагмент об Иисусе Христе действительно присутствовал в «Иудейских древностях», хотя, может быть, и не совсем в том виде, какой дошел до нас в рукописях сочинения Агапия. Судя по началу следующего параграфа и всему содержанию 18-й книги, третий параграф мог завершаться рассказом о каких-то безобразных поступках, которые приписывались христианам и за которые их наказывали римские императоры. Эти критические фразы ранние христианские переписчики могли опустить. Но в любом случае для Иосифа Флавия, родившегося в Иерусалиме через несколько лет после казни Иисуса (в первый год правления императора Гая Калигулы, то есть между мартом 37 и мартом 38 года по Р. Х.), Иисус был не только вполне исторической, но и широко известной личностью. Хорошо известны Иосифу и многие иные действующие лица начала христианской истории — Иоанн Креститель, апостол Иаков — первый епископ Иерусалима, Понтий Пилат.
Римские историки Светоний и Тацит также упоминают о христианах и о гонениях на них со стороны римских властей, причем упоминают с явным одобрением антихристианских действий. Тацит в 15-й книге «Анналов» описывает страшные гонения на христиан при Нероне. Формальной причиной для гонений был крайне разрушительный пожар в Риме — Magnum Incendium Romae — в июле 64 года по Р. Х. Тогда выгорело 11 из 14 кварталов Вечного города. Четыре квартала были уничтожены полностью. «Но ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса, ни обращением за содействием к божествам невозможно было пресечь бесчестящую его (Нерона. — А. З.) молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады; тогда же он дал представление в цирке, во время которого сидел среди толпы в одежде возничего или правил упряжкой, участвуя в состязании колесниц. И хотя на христианах лежала вина и они заслуживали самой суровой кары, все же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона» [Анналы. XV, 44].
Иногда говорят об интерполяции этого фрагмента, но даже на слух понятно, что это не интерполяция, потому что христианский автор не мог так презрительно и негативно судить о людях, исповедовавших его веру и умиравших за нее.
Есть и свидетельства Светония в «Жизни двенадцати цезарей». К 41 или к 49–50 годам, но в любом случае — ко времени правления императора Клавдия, относится краткое его указание: «Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он (император Клавдий. — А. З.) изгнал из Рима». А ко времени правления Нерона «наказаны были христиане, приверженцы нового и зловредного суеверия». Интересно, что в первом фрагменте Христа именуют «Хрест» (Chrestus), не через «и», а через «е». А я напомню, что Мессия-помазанник пишется по-гречески через «и» — CristÒj, а здесь пишется «Хрест» по-латыни.
Раньше говорили, что это ошибка, но сейчас филологи, специалисты в области классических языков, считают, что при передаче на разговорной латыни греческого слова «Христос» могло в устной речи звучать «е». И поэтому Светоний, записывавший со слов простых людей, неправильно услышал звук, хотя он правильно говорит «христиане». Примечательно, что у Тацита в одной из рукописей «Анналов» написано «хрестиане» (Chrestiani), то есть это довольно распространенная, хоть и ошибочная форма.
Эти свидетельства письменные, и отнюдь не от доброжелателей. Для просвещенных римлян, Светония и Тацита, христиане — крайние, отвратительные и дикие восточные сектанты. Но они фигурируют и играют даже существенную, хотя и страдательную, роль в римских событиях 40–60-х годов по Р. Х. Позже, в начале II века (110–113 годы), будут письма к императору Траяну Плиния Младшего, где он, уже как губернатор Малоазийской провинции Вифинии, описывает, как он борется с христианами. Он просвещенный человек, ему в общем-то бороться особенно не хочется, но христиане настолько, по его мнению, отвратительны, что с ними приходится бороться. «Пока что с теми, на кого донесли как на христиан, я действовал так. Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал во второй и третий раз, угрожая наказанием; упорствующих отправлял на казнь. Я не сомневался, что в чем бы они ни признались, но их следовало наказать за непреклонную закоснелость и упрямство. Были и такие безумцы, которых я, как римских граждан, назначил к отправке в Рим… Тех, кто отрицал, что они христиане, или были ими, я решил отпустить, когда они, вслед за мной, призвали богов, совершили перед изображением твоим (то есть императора Траяна. — А. З.), которое я с этой целью велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того, похулили Христа: настоящих христиан, говорят, нельзя принудить ни к одному из этих поступков… [Христиане] утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как Бога и клятвенно обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. После этого они обычно расходились и сходились опять для принятия пищи, обычной и невинной… Счел я необходимым под пыткой допросить двух рабынь, называвшихся служительницами, что здесь было правдой, и не обнаружил ничего, кроме безмерно уродливого суеверия» [Письмо Х, 96]. Император в коротком ответном письме [X, 97] рекомендует своему наместнику вовсе не рассматривать анонимные доносы ни в отношении христиан, ни во всех иных случаях, так как «это не соответствует духу нашего времени», христиан же специально не выискивать, но, «если они будут изобличены, их следует наказать, но тех, кто отречется… помиловать».
Первые христиане |
Из этих письменных недружественных свидетельств римских историков и чиновников, порой — современников описываемых событий, совершенно ясно, что уже в 40-е годы в Римской империи начинает широко распространяться новое учение, которое все презирают и о нем говорят невероятные вещи: толпа приписывает христианам всевозможные мерзости, причем с этим согласны и соседи-греки, и традиционные иудеи. Это становится причиной жестоких гонений, такова реальность жизни первых христиан.
Кроме письменных, есть также целый ряд археологических свидетельств. Самые ценные археологические находки происходят не из Иудеи, а из Помпей и соседнего с ним Геркуланума. Ценность этих свидетельств в том, что Помпеи погибли в 79 году по Р. Х., когда весь город был засыпан пеплом, и после этого к домам горожан не было доступа до археологических раскопок XIX века, когда открылось много интересного. В частности, были найдены несколько изображений креста, на некоторых из них надпись «Ника» (победа). Понятно, что никто не мог эти кресты позже «подложить», это артефакты именно I века. Находка важна, потому что даже большинство церковных ученых раньше говорили, что крест стал символом христиан сравнительно поздно, в III–IV веках, но мы видим, что это не так.
В Иудее в 1950-е годы была раскопана гробница знатной иудейской семьи Агриппы. Возможно, это был даже тетрарх Агриппа и его семья. Если помните, к нему очень уважительно относится апостол Павел: «Знаю, Агриппа, что тебе известны все спорные мнения иудеев». И Агриппа в конце диалога говорит: «Ты немного не убеждаешь меня сделаться христианином» [Деян. 26: 28]. Но, видимо, Павел убедил, по крайней мере, кого-то из родственников тетрарха, потому что в гробнице есть очень схематичное изображение креста. В этой гробнице была найдена монета, позволяющая определить время захоронения: это 80-е годы.
Мы видим по этим находкам, что крест становится важнейшим символом у христиан уже в последней четверти I века по Р. Х. Удивляться этому не приходится: крест — это древнейший символ. Конечно, христиане знали про Египет — он был рядом, и египетская религия была тогда вполне жива, а крест анех — знак жизни занимал в ней важное место. Христиане конечно же понимали, что крест — это древний символ победы над смертью. Они считали гибель Иисуса на кресте не только ужасной смертью, но и великим символом победы.
И конечно, особым археологическим свидетельством, не до конца атрибутированным, является таинственная Туринская плащаница, которую часто называют «пятым Евангелием». История этой плащаницы таинственна. Впервые о ней говорит Арнульф, епископ Галльский в Испании, описывая свое паломничество в Иерусалим в 640 году. Она не раз упоминается в Византии, ее выносили из Влахернской церкви в Страстную Пятницу, и ей поклонялись верующие. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году она на какое-то время исчезает из поля зрения, чтобы вновь появиться во Франции в середине XIV века. Затем ее перевозят в Савойю, а оттуда — в Турин в XVI веке, где реликвия находится и сейчас (после пожара 11 апреля 1997 года в соборе Иоанна Предтечи, где она хранилась, Плащаницу увезли в один из труднодоступных горных монастырей и лишь изредка возвращают в Турин для поклонения).
С конца XIX века и по сей день Плащаницу изучают подробнейшим образом. Поразительно то, что на ней чуть-чуть был виден образ человеческого тела и человеческого лица. Но когда изображение сняли в рентгеновских и инфракрасных лучах, то появилось четкое изображение человеческого тела с вытянутыми руками и лица благородного мужа со следами пыток и крови.
Все это видно, и этого никто не оспаривает. Определено с большой долей вероятности, что сама ткань относится к I веку — это помогла доказать пыльца растений, которая всегда попадает на любую вещь, особенно в сельской местности и особенно весной, когда все цветет. Пыльца происходит именно из того региона — из Палестины, где совершилась казнь, а хоронили Христа в саду, и это произошло весной, в месяце Нисан, поэтому пыльца и попала на погребальные пелены.
На глаза человека, лицо которого видно на плащанице, были положены монеты, как было принято при захоронении. Но в латинской надписи на монете оказалась довольно характерная ошибка людей, не очень хорошо знающих латынь. Это дало новые аргументы сторонникам мнения, что Плащаница — подделка. Но после Второй Мировой войны археологи нашли такие монеты с такой же ошибкой в другом месте Палестины. Видимо, это было местное монетное производство, где работали греки и сирийцы, которые не очень хорошо знали латинский язык. Так что то, что было очевидным знаком неправды, стало наиболее очевидным знаком правды. Ученые утверждают, что фактически на этой ткани запечатлелся фотографический негатив, как на старых пленках, но как это могло произойти? Есть масса объяснений, наиболее распространенное — по остаточному радиоуглеродному следу: было очень мощное радиоизлучение, которое и сделало этот отпечаток возможным.
Это излучение может иметь разные причины. Христиане говорят, что это и есть физический эффект Воскресения, но это уже вопрос веры.
Иногда говорят, что Плащаница была сделана в темные века между 1204 годом в Константинополе и Савойей, потому что есть обугленные части ткани, и это обугливание произошло в XIV — XV веках. Но все можно объяснить и иначе — собор Шамбери, где хранилась плащаница, горел в 1532 году, и капли расплавленного серебра драгоценного киота прожгли несколько дырок сквозь все слои.
Если радиокарбонный анализ осуществлялся на обугленных частях ткани, то он дал дату пожара, а не время, когда было завернуто в ткань тело умершего мужчины. Но был ли этот умерший муж Иисусом Христом — ученые сказать не могут. Это вопрос не науки, а веры. Научные дискуссии о подлинности Туринской плащаницы продолжаются до сего дня, это интересная тема, но любое решение этой проблемы практически ничего не изменит в самой христианской религии, существующей уже две тысячи лет.
Название материала дано редакцией «Татьянина дня»