«Оглашенные, изыдите»?

Один мой родственник, некрещеный, но искренне интересующийся православием молодой человек, решил съездить воскресным утром в большой подмосковный монастырь. Он давно собирался побывать на литургии, долго откладывал и наконец решился.
 
 Фото: Photover.livejournal.com 

В монастырском храме было многолюдно. Чтобы не выделяться среди основной массы прихожан, мой родственник встал ближе к выходу, за массивной колонной, и огляделся. Все для него было непривычным: и потемневшие от времени иконы, и внешний вид прихожан, и монотонное чтение пономаря.

— По сторонам нельзя смотреть во время службы! — раздался вдруг за спиной пришельца строгий старческий голос.

Мой родственник извинился и стал прислушиваться к монастырскому хору.

— Руки за спиной не держите! — одернула его рядом стоявшая бабуля.

Покорно протянув руки по швам, молодой человек опять углубился в слушание церковного пения. Кажется, он уже начинал различать слова некоторых молитв. Незаметно для самого себя руки скрестились у живота.

— Нельзя так стоять: вы от Бога загораживаетесь! — сделала замечание другая старушка.

— И вообще, слева можно стоять только женщинам, а мужчины должны быть справа, — добавила третья. — Перейдите на правую сторону!

Не сразу поняв, чего от него хотят, мой родственник перешел на мужскую половину храма. И опять попытался сосредоточиться на богослужении. Но не тут-то было.

— Не опирайтесь о стену, — толкнул его в спину кто-то. — Стойте прямо!

Молодой человек опять вытянулся в струну.

— Вы почему не креститесь? — с раздражением в голосе полюбопытствовал бородатый мужчина. — Креститься надо!

— Я некрещеный, — попытался оправдаться неудачливый паломник.

— Это неважно, все равно можете креститься! — разрешил собеседник.

— А почему вы вообще здесь находитесь? — нахмурившись, вступил в разговор еще один мужичок. — Пока не примете крещение, вы должны выйти из храма на возглас дьякона «оглашенные, изыдите»! А тут уже символ веры пропели!

— Так что мне делать? — растерялся мой родственник.

— Выйти из храма! — разъяснили оба.

У самого выхода дорогу преграждала веревка, которую натянул старичок сторож. Он показывал знаками, что нужно прислушаться к службе: хор пел евхаристический канон.

— Это был какой-то важный момент службы? — поинтересовался мой родственник, когда пение кончилось, и веревка ослабла.

— Да вся твоя жизнь этого момента не стоит! — закричал на него сторож. — Что ты пришел сюда, раз таких вещей не знаешь?! 

Только на паперти молодой человек перевел дух и расслабился.

 
 Фото: Patriarchia.ru 

Эта история наводит на невеселые размышления. Мы столько говорим о православии, о спасении через православие, еще больше бичуем католиков, сектантов, но не задумываемся о том, как встречают идущего к Богу и те, и другие, и третьи. К сожалению, сравнение далеко не всегда в нашу пользу. Католики — обрадуются, сектанты- вообще окружат необычайным вниманием новичка.

А как отнесутся к «заблудшей овце», впервые переступившей порог православного храма? Увы, скорее всего, придерутся к длине или отсутствию юбки, платка, скажут, что надо не так передавать или тушить свечку…

Мы так часто следим за другими, даже во время службы. Нам искренне кажется, что наш долг — обучить менее воцерковленного человека, чем мы сами, а на себя внимания совсем не обращаем.

Не отвращаем ли мы людей от Церкви своими репликами, пусть даже справедливыми? Ведь мало кто из новоначальных имеет столь глубокую и крепкую веру, чтобы за всеми многочисленными замечаниями, переходящими порой в издевательства, разглядеть главное, ради чего человек пришел в Церковь, — Христа.

Впервые опубликовано 1 сентября 2002 года

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале