В ряде вузов страны обучают «космических» специалистов

Специалисты ракетно-космической отрасли могут создать новые материалы для корпуса ракет, помочь ученым в исследовании других планет, разработать программные комплексы для моделирования и проектирования многоспутниковых космических систем и многое другое. Космонавтика, космическая техника и технологии — мощный двигатель научно-технического прогресса, и развитие этой отрасли невозможно без активного участия молодежи.
 
 Фото: Cosmos.msu.ru 

Поэтому в некоторых российских вузах реализуются программы подготовки «космических» специалистов и инженеров, сообщает пресс-служба Минобрнауки.

Молодежный космический центр. Студенты МГТУ им. Баумана «держат связь» с космосом

В Молодежном космическом центре (МКЦ) МГТУ имени Н.Э. Баумана работают над совершенствованием спутника для исследования Солнца «Ярило», разработкой малогабаритного спускаемого аппарата, ракетного комплекса «Мечта», наноспутника «Лебедь» и малого спускаемого аппарата для оперативной доставки грузов с орбитальных комплексов.

Молодежный космический центр создан в МГТУ для эффективной подготовки специалистов ракетно-космической отрасли. Уже более 25 лет он служит основой для проектной работы, командных коммуникаций, исследовательской и организационной деятельности школьников и студентов.

В 2006 году на базе МКЦ создан центр управления полетами малых космических аппаратов и центр приема данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Они открыты для бауманцев с любых факультетов и кафедр. Здесь студенты и молодые специалисты работают над реальными задачами отрасли: наблюдение Земли из космоса, мониторинг космического пространства, изучение космической погоды, проведение научных и технологических экспериментов. Именно отсюда ведется наблюдение и управление спутниками, которые были запущены бауманцами в сентябре 2020 года.

Космические аппараты «Ярило» — это группировка из двух наноспутников для исследования Солнца и космической погоды. Особенностью миссии является наличие на аппаратах экспериментальной раскрываемой конструкции типа «солнечный парус», с помощью которой планируется построение группировки и пассивный увод аппаратов с орбиты.

Сейчас в МКЦ кипит работа сразу над несколькими проектами: совершенствование спутников «Ярило» и пополнение орбитальной группировки, разработка малогабаритного спускаемого аппарата, ракетного комплекса «Мечта» и наноспутника «Лебедь».

Несколько раз в год участники центра встречаются с космонавтами и представителями Роскосмоса.

«Такие встречи поддерживали у меня желание связать свою жизнь с космонавтикой. Моя связь с Молодежным космическим центром не прерывалась даже тогда, когда я окончил Бауманский университет. До сих пор мы в хороших отношениях. Теперь на встречи я приезжаю в роли космонавта и наставника, общаюсь с ребятами. Это действительно важно для студентов — понимать для чего ты учишься, пробовать, изобретать, а не просто учиться ради учёбы. В этом большая заслуга МКЦ», — рассказывает космонавт, герой России Олег Артемьев, выпускник МГТУ, в прошлом участник МКЦ.

 
В Молодежном космическом центре МГТУ имени Н.Э. Баумана. Фото: Minobrnauki.gov.ru 

В МКЦ открыта Международная молодежная научная школа «Исследование космоса: теория и практика», которая проводится при поддержке Министерства образования и науки РФ и Госкорпорации Роскосмос. За годы проведения в работе Школы приняло участие более двух тысяч российских и иностранных студентов, большинство которых в настоящее время участвует в международных проектах, работая в ведущих ракетно-космических корпорациях по всему миру. Основным образовательным элементом программы является коллективный научный проект, тематика которого ежегодно меняется: студенты разрабатывали автоматический космический аппарат для исследования межзвездной среды, проект создания космической станции с нулевой гравитацией, проектирования планетохода для исследования Меркурия и другие.

«На современном этапе освоения космоса планы ведущих космических агентств амбициозны. Они нацелены на осуществление в составе международной кооперации миссий по исследованию Солнца, Марса, тел Солнечной системы, астероидов. Для их реализации необходимы высококвалифицированные специалисты, соответствующие настоящему и будущему уровню научно-технического прогресса. В этом смысле Школа предоставляет большие возможности по приобретению коммуникативных навыков, опыта совместной работы со специалистами и студентами других стран. В недалеком будущем им предстоит работать вместе. В космической промышленности доля международных проектов стремительно растет, но при этом количество специалистов, занятых в этой области во всем мире относительно невелико», — сказал Владимир Игрицкий, доцент кафедры «Стартовые ракетные комплексы» МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Школа положила начало международному научному студенческому обмену, который стал важной составляющей обучения в Молодежном космическом центре.

«Школа собирает лучших и наиболее увлеченных своей профессией студентов со всего мира. В дальнейшем многие из участников займут ключевые посты на космических предприятиях своих стран, и приобретенные навыки работы в международном коллективе помогут им вместе реализовать задуманные, кажущиеся сегодня фантастическими проекты освоения космоса», — добавил Владимир Игрицкий.

Центральное место в международном студенческом взаимодействии занимает программа «Moscow Sammer Intern Program» с участием пяти университетов США. В качестве принимающей стороны выступает Rice University. Поездка начинающего специалиста в Хьюстон — центр американской космической науки и техники — дает возможность расширить взгляд на механизмы решения задач, культуру производства, взаимоотношения между людьми. Кроме того, МКЦ сотрудничает со многими университетами и молодежными объединениями мира в области космонавтики. 

 
В Международной молодежной научной школе «Исследование космоса: теория и практика» при МКЦ.
Фото: Minobrnauki.gov.ru 

Космические инженеры

Точкой притяжения и школой «космических» инженеров в МГТУ им. Н.Э. Баумана стал факультет «Специальное машиностроение». Здесь готовят студентов по аэрокосмической тематике. Разработке кораблей, станций и спутников для космоса учат на кафедрах космических аппаратов и ракет-носителей и аэрокосмических систем. Построить подходящий космодром помогут знания, полученные на кафедре стартовых ракетных комплексов. Чтобы рассчитать верную траекторию и баллистику полета, узнать принципы и законы управления, студенты приходят на кафедру динамики и управления полетом ракет и космических аппаратов.

Для перемещения по поверхности Луны, Марса или других планет понадобится создать транспорт, двигательные системы и управляющие компьютеры. Этому начинающие специалисты могут научиться на кафедрах, где занимаются многоцелевыми гусеничными и колесными машинами, автономными информационными и управляющими системами. Свою огромную роль в освоении космоса играют и композитные материалы — развертываемые космические конструкции (антенны, фермы солнечных батарей), головные обтекатели ракет, многоразовые космические аппараты и так далее.

Студентам рассказывают о реальном космосе, делятся опытом и сами космонавты-выпускники МГТУ им. Н.Э. Баумана — Олег Скрипочка, Олег Артемьев, Сергей Кудь-Сверчков и другие. Помимо основных занятий в университете студенты работают с радиотелескопом, изучают существующие ракеты и космические аппараты, посещают стартовые комплексы и принимают участие в запусках. Прямо в МГТУ действует Молодежный космический центр с новым центром управления полетами и лабораторией по созданию спутников, которые запускают в космос.

По мнению космонавта Олега Скрипочки, участие студентов в практической деятельности, попытки создать что-то своими руками и головой приводят к большим результатам. 

 
 Первокурсники факультета машиностроения и аэрокосмической техники ВГТУ. Фото: Russiaedu.ru 

Космическое машиностроение

В Воронежском государственном техническом университете специалистов для ракетно-космической отрасли готовят на факультете машиностроения и аэрокосмической техники. В составе факультета семь кафедр, в том числе расположенная на базовом предприятии АО «Конструкторское бюро химавтоматики» кафедра ракетных двигателей — на ней действует студенческое конструкторское бюро ракетно-космической техники (СКБ РКТ). Один из актуальных проектов бюро — аванпроект ракеты-носителя сверхлегкого класса «BERIK-2020». Он разрабатывается совместно с научно-производственным предприятием «ИнтерПолярис».

Ракета-носитель «BERIK-2020» и ее усовершенствованная модификация «BERIK-2030» будет выполнена полностью из композитных материалов. Часть элементов планируется изготовить методом аддитивных технологий. В двигательной установке ракеты-носителя будет применен турбонасосный агрегат. Для нее разработан жидкостный ракетный двигатель, обеспечивающий высокую универсальность за счет возможности унификации первой и второй ступени средства выведения. Двигатель оснащен уникальной инновационной системой охлаждения, на которую коллектив СКБ получил патент.

«Мы ориентируемся на такой класс сверхлегких ракет, который будет актуален и востребован и сможет обеспечить доставку полезной нагрузки на орбиты оперативно и доступно в первую очередь для частных организаций, потому что им сейчас в силу некоторых причин это практически недоступно. К тому же не стоит забывать про развивающиеся страны, которым в силу геополитических причин недоступны пусковые услуги ведущих космических держав и сами средства выведения полезной нагрузки», — рассказывает Татьяна Башарина, аспирант, руководитель СКБ РКТ ВГТУ. 

 
 Институт электронной техники и приборостроения СГТУ. Фото: Sstu.ru

Навигация для космоса

В Институте электронной техники и приборостроения Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. студентов, магистрантов и аспирантов учат создавать и настраивать навигационные приборы, которые используются, в том числе, в ракетостроении.

Благодаря навигационным приборам, можно ориентироваться на местности и определять местоположение летательного аппарата, наводить цель и маневрировать. Основной элемент навигационных приборов — гироскоп. Его ключевая особенность — сохранение неизменного положения, что позволяет определить перемещения и повороты объекта, в котором он расположен. Навигационные приборы должны быть очень точными. Их создание требует углубленного изучения и сильной учебной базы.

«Это одно из востребованных и в то же время сложных направлений обучения в нашем университете. Стоит отметить, что выпускники часто продолжают сотрудничество с вузом и разрабатывают различные навигационные приборы, в том числе и в соавторстве с учеными. У нас имеются соглашения о партнерстве с предприятиями, на которых они трудоустраиваются», — отмечает ректор СГТУ имени Гагарина Ю.А Олег Афонин.

В рамках учебной программы студенты кафедры «Приборостроение» изучают гироскопические приборы, их структуру, схемы и конструкцию. начинающие специалисты работают с приборами, которые применяются в авиации. В программу обучения входит дисциплина «Электроника и микропроцессорная техника», где занимаются обработкой информации, фильтрацией сигналов. Еще одна дисциплина – «Основы автоматического управления». Студенты узнают, как структурно описать прибор и разработать его алгоритм, вывести дифференциальные уравнения движения и самостоятельно построить систему управления объекта.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале