Форум популяризаторов: зачем знать современных учёных и как заразить интересом к науке?
Кто такие популяризаторы?
На Всероссийском форуме популяризаторов науки. Источник: https://forum.festivalnauki.ru |
Форум был организован Министерством науки и высшего образования РФ при поддержке МГУ имени М. В. Ломоносова и Российской академии наук. Среди выступавших — создатели таких популярных медиа, как телеканал «Наука», научный журнал «Кот Шредингера», проект «NAUKA 0+». Дистанционно в обсуждении участвовали ученые из Греции, Великобритании и Польши.
Директор Объединенного института ядерных исследований Григорий Трубников открыл форум словами о беспрецедентной роли науки в жизни общества. «Из университетских лабораторий наука пришла в каждый дом, — отметил он. — Научно-технический прогресс позволяет преодолеть расстояние между людьми, находящимися на разных континентах». По словам Трубникова, популяризация науки — это «мостик от академизма к каждому человеку».
С другой стороны, начальник Управления научно-информационной деятельности РАН Станислав Давыденко отметил, что «порог вхождения в популяризацию становится ниже, и это приводит к тому, что качество представления материала уже не очень высокое». Кроме того, по его словам, есть некий диссонанс в общественном сознании. 80% россиян относятся уважительно к профессии ученого и хотели бы, чтобы их дети занимались наукой, однако 90% не могут назвать ни одного современного ученого и 40% — ни одного научного открытия, сделанного в последние несколько лет.
Главные и естественные популяризаторы — это сами ученые, учителя в школе и родители, уточнил генеральный продюсер АНО «Национальные приоритеты» Глеб Фёдоров. На его взгляд, «обязательно нужно рассказывать истории открытий, путь к фактам, а не просто какую теорему открыл Перельман».
2021-й — год науки
Раскрашенное изображение первого обзора неба от телескопа eROSITA. Источник: nauka.tass.ru |
Есть ли сегодня перспективы у российской науки? «При удачной подаче научно-образовательный контент будет невероятно востребован, — убеждён Григорий Трубников. — В России сейчас создается уникальная мировая конкурентная исследовательская инфраструктура. Коллайдер NICA в Дубне (открытия, которые планируют сделать с его помощью, интересны и врачам-онкологам), реактор ПИК и Международный центр нейтронных исследований в Гатчине, синхротрон СКИФ, нейтринный телескоп на Байкале — огромное количество объектов, где можно и нужно приложить таланты молодых ученых».
В этом году отечественными учеными созданы три разных вакцины от коронавируса. Российская космическая обсерватория создала спектрорентгенограмму, впервые с рекордной четкостью осмотрев все небо в рентгеновском диапазоне и продемонстрировав его восхитительный пейзаж.
О востребованности научно-популярных видеороликов говорил и генеральный директор телеканала «Наука» Григорий Ковбасюк, который подтвердил расхождение между декларируемым и фактическим интересом к науке. А вот Глеб Федоров отметил важность работы журналистов, которые «дозваниваются» до сделавших открытие ученых: потому что современные открытия, несмотря на технические возможности, хуже задокументированы — «все глубоко в архивах».
Важно не только помнить, на плечах каких гигантов научной мысли мы стоим — но и знать, что мы имеем счастье быть современниками таких великих ученых как Перельман, Рубаков, Гинзбург, Сюняев, Оганесян, Гейм, Новоселов. «Обществу необходимы новые легенды, и их создание — в наших руках» — говорит Григорий Трубников. Ученые рассказали, что в ближайшем будущем планируется создать раздел «Мир науки» на новом сайте РАН и выпустить цикл документальных фильмов «Наука — территория героев» на телеканале «Россия 24».
Создать «коронавирус любопытства»
Ксенофон Муссас демонстрирует Антикитерский механизм — по сути первый компьютер для расчета движения небесных тел |
Одна из современных задач государства — показать, что приход в науку открывает доступ к знаниям, к общению с прекрасными, культурными людьми.
Главный редактор «Нейроновости.ру» Алексей Паевский образно поясняет: «Нужно «подцепить» детей за их сохранившееся еще любопытство — и раздуть его, создать "коронавирус любопытства", то есть работать в самых разных направлениях: каждого ребенка заинтересует что-то особенное. И не только зацепить, но и удержать, провести человека по всем ступенькам. Поэтому нам нужны все уровни популяризации: от замечательных "Фиксиков" и "Смешариков" до журналов "Природа" и популяризации для академиков — чтобы они не забывали, чем занимаются».
Выпускники школ, где уделяли больше внимания развитию научного интереса, помнят экскурсии в музеи. Заместитель директора по научной работе Музея Космонавтики Вячеслав Климентов считает, что музей особенно важен для воспитания молодёжи: «Роль научных сотрудников музея — чтобы первый вопрос задал тот, кто в этот музей пришел. И между предметом в музее и посетителем должен встать научный коммуникатор. Человек смотрит глазами ребенка на устройство и не понимает, что это и зачем оно нужно. А научный коммуникатор может объяснить: это САС — система аварийного спасения. Срабатывала три раза и трижды спасла жизни космонавтов при взрыве ракет, последний раз в 2018 году — экипаж был полностью спасен».
Профессор космической физики Афинского университета Ксенофон Муссас также убежден, что нужно не только учить, но и вдохновлять молодых людей — чтобы они верили, что смогут стать великими учеными. В свою очередь, Алексей Паевский на примере успешной работы по популяризации здорового образа жизни отмечает, что «самая важная целевая аудитория — это молодые женщины и девушки, потому что это жены и матери — а значит, они смогут направить своих мужей и детей, свою семью в благоприятную сторону».
«Часто популяризация науки — это популяризация сферического коня в вакууме, — сетует основатель журнала "Кот Шредингера" Григорий Тарасевич.- Когда рассказывают о театре, кино, музыке — все видят в них жизнь и ее смысл. А ученые как роботы — приходят в лабораторию, делают открытия и развивают инновационный потенциал страны». Как подчеркнул Тарасевич, «Кот Шредингера» видит миссию в том, чтобы вернуть науке человеческое лицо. «На самом деле ученые — это люди со страстями, сомнениями, со своей драмой, а вовсе не роботы», — резюмировал он.