Сериал «Детство Шелдона»: любовь, семья, церковь и американская глубинка

На первый взгляд нынешние сериалы производят удручающее впечатление: они подробнейшим образом раскрывают темные стороны личности и общества; предсказуемо и далеко не всегда справедливо не любят Церковь; ситкомы ассоциируются с юмором ниже пояса. Более глубокий взгляд уточнит акценты, но не сильно поменяет первое впечатление. Журналист Дмитрий Соколов-Митрич писал, что делит фильмы не на талантливые и бездарные, а на добрые и злые. Так, «доброй» кинопродукции, со светлым, позитивным и при этом честным взглядом на несовершенства людей — действительно дефицит. Тем более приятно писать об исключении из этого печального правила.
 

Два года назад с успехом завершился популярнейший американский ситком, снискавший любовь и критиков, и зрителей — «Теория большого взрыва». Он рассказывает о четверке друзей-ученых, которым удается и найти личное счастье, и создать теплую дружескую общину вокруг себя. Большая часть комических моментов связана с молодым гением — Шелдоном Купером, причуд которого хватит на десяток безумных профессоров. Создатели «Теории», видя успех сериала, рискнули, не дождавшись его конца, снять спин-офф — «Детство Шелдона», который рассказывает о том, в какой семье и в каком окружении вырос будущий нобелевский лауреат. Шоураннеры не прогадали — ситком обрел большую популярность; на данный момент завершился четвертый сезон, а зрителей ждут еще как минимум три сезона. Этот удивительно теплый сериал стоит внимания будущих зрителей. Неизбежные спойлеры вряд ли могут испортить впечатление — «Детство Шелдона» важно не занимательным сюжетом, а прежде всего светлым взглядом на мир.

Первый сезон, чья главная задача представить нам героев, погружает зрителей в атмосферу, которая точно (как кажется) не подходит для юного гения. Маленький городок в штате Техас, который вместе с его жителями высмеивается в американских анекдотах примерно так же, как в наших — Чукотка и чукчи. В этом городке жители просты и незамысловаты, без особых претензий на интеллектуальность; как во времена Тома Сойера, они исправно ходят каждое воскресенье в церковь, и всем решительно все равно, что юный Шелдон — убежденный атеист. Впрочем, самое любопытное, что и его это не сильно смущает — он же «баптист-атеист» из Техаса. Семья Шелдона Купера тоже не состоит из утонченных интеллектуалов: Джордж — полный добродушный отец, школьный футбольный тренер, любит пиво и телевизор; мать, Мэри — работница баптистской церкви, ревностная христианка и типичная мама-наседка; старший сын Джорджи — легкомысленный и простецкий парень-подросток; сестра-близнец Шелдона, Мисси — хорошенькая девочка, которую интересует отнюдь не учеба.

 

Казалось бы, неизбежны либо постоянные острые конфликты, либо холодное отчуждение: вундеркинд Шелдон однозначно выглядит инопланетянином в этой среде. Он сторонник правил, регламента, порядка, он бесконечно утомляет других обилием своих знаний и раздражает тем, что, несмотря на свою гениальность, он не умеет считывать чужие эмоции, на чем и основана большая часть забавных ситуаций в ситкоме. Но всё не так — Шелдон, несмотря на отсутствие эмпатии и социальных навыков, не остается один. Его поддерживает не только беспокойная мать, которая куда больше, чем он, озабочена тем, что у сына нет друзей. С ним по душам говорит отец, который именно сыну-«инопланетянину» говорит о своих жизненных неудачах и по-товарищески советует не влезать постоянно не в свое дело. Мисси, которая живет с Шелдоном в одной комнате и постоянно злится на зануду-брата, дает ему толковый совет — как найти друга, и Шелдон быстро находит общий язык с маленьким вьетнамцем-иммигрантом Тэмом. Всегда и безусловно поддерживает Шелдона Конни, мать Мэри, которую внуки любовно называют Бабуленькой — бойкая, жизнелюбивая и острая на язык. Когда Шелдон уезжает из дома, почти вся семья начинает по нему скучать, и Шелдона быстро возвращают. Практически сразу возникает вопрос: ну почему так? Почему бесконечно серьезного и раздражающего гения принимают, поддерживают, терпят его причуды (хотя постоянно смеются над ними и злятся на них)? Ответ предельно прост: в этой семье принимают и любят всех, со всеми особенностями и тараканами, и именно поэтому чудаковатый Шелдон находит, как и все остальные, свое место.

В том же сезоне аккуратно затронута болезненная тема конфликта поколений. Конни — это поколение, которое было молодо в 1960-е — веселое, разбитное, относящееся свысока к любым догмам (и вынужденное упорно работать, когда дети были маленькими). «Бабуленька» продолжает быть молодой и энергичной: она быстро привлекает внимание чудаковатого профессора, наставника Шелдона, и совсем не чувствует себя старой и разбитой. Ее дочь Мэри гораздо более консервативная и стремящаяся к «скрепам». Между Конни и Мэри возникают постоянные конфликты: серьезная Мэри упрекает мать за легкомыслие и недостаток внимания в детстве, обижается за ее скептическое отношение к Джорджу, отцу Шелдона. Однако Конни, оказавшаяся не самой лучшей матерью и очень стервозной тещей, при этом чудесная «Бабуленька», которую обожают все внуки, поверяющие ей свои горести.

 

Тема религии своеобразно обыграна в ситкоме. Атеист Шелдон исправно ходит в церковь и каждый вечер вместе со всеми произносит молитву перед едой. Однако он ни в коем случае не лицемерит: так, он открыто и публично спорит с несколько карикатурным пастором Джеффом, который как будто сошел со страниц сатирического комикса; он даже изобретает свою религию, где главный грех — это глупость. Но это не значит, что Шелдон ни разу не смотрит на Небо: когда заболевает его отец, Шелдон молится Блезу Паскалю, который придумал знаменитое «пари Паскаля» (если Бог есть, то мы, не веря в Него, проигрываем, если Его нет, то мы мало что теряем, кроме потраченных сил).

Во втором сезоне главный вопрос — как найти свое место, не завидуя другому? У Шелдона появляется конкурент — девочка-вундеркинд Пейдж, и он вынужден признать, что гениален не только он, и надо как-то с этим жить. Поняв, что среди еврейского народа очень много представителей науки (больше, чем среди баптистов), Шелдон хочет принять иудаизм — но мудрый раввин советует мальчику остаться собой. Мисси, которую в семье считают не особо умной, лучше всех чувствует и понимает других людей, и именно она становится подругой «продвинутой» Пейдж. Джорджи, не блещущий успехами в школе, находит то, в чем он талантлив — ремонт шин (впоследствии, как показывает «Теория большого взрыва», это станет делом его жизни). Нелепый пастор Джефф, который изо всех сил пытается изобразить семейное счастье, страдает, когда от него уходит жена — но расцветает, когда красивая девушка Робин, офицер полиции, готова его принять и полюбить. Продолжает встречаться странная парочка: «Бабуленька» Конни и профессор Стёрджис, который, по словам самой Конни, напоминает Шелдона в детстве. Как и в первом сезоне, в доме Куперов, несмотря на конфликты и недопонимание, царит любовь — и сложный поиск своего места в жизни это очень облегчает.

Поднимаются (правда, в легкой и полушутливой форме) серьезные религиозные проблемы: например, о том, как верить в милосердного Бога, когда страдают и гибнут невинные люди; или о том, что стоит за религиозным обращением. Любопытно, как ситком отвечает на эти вопросы. Шелдон, видя, что мать теряет веру, запутавшись в перипетиях теодицеи, убеждает ее, что мир сотворен премудро (Шелдону, впрочем, это не мешает оставаться атеистом). Конни рассказывает обиженной на мать внучке, что Мэри стала религиозной, когда Мисси чуть не умерла во время родов — и это вызывает и у «Бабуленьки», и у Мисси только глубокое сочувствие и понимание. «Адский дом», устроенный пастором Джеффом на Хэллоуин, где представлены различные пороки, выглядит смешно и беспомощно — но легкомысленная подружка Джорджи кается (действительно кается!) и переживает обращение к вере именно там. Это показано с юмором, но с симпатией и пониманием.

Ключевая тема третьего сезона — взросление, перемены и умение отстаивать свой выбор. Пастор Джефф вступает во второй брак (серьезный вызов для консервативной баптистской среды), Мисси доказывает, что она, хоть и девчонка, способна играть в бейсбол, и поступает в бейсбольную команду, Шелдон, несмотря на то, что ему всего одиннадцать лет и мать решительно не хочет его никуда отпускать, поступает в колледж. Старшие и младшие проходят путь взросления вместе: отец учит Мисси играть в бейсбол, а «Бабуленька» добивается того, чтобы строптивый и угрюмый тренер взял ее в команду, Мэри открыто говорит старшему сыну о своих ошибках юности — что она вышла замуж «по залету», и предостерегает сына от легкомыслия. Религиозная тема есть только в одной серии, но там поставлен хороший вопрос: как Бог находит подход к людям. Так ли Ему обязательно, чтобы вера людей была глубокой и осознанной — или Он готов ответить и на полуязыческое желание чуда и детское доверие.

Ведущая тема четвертого сезона — поддержка и признание от неожиданных людей. Так, Шелдон на своем школьном выпускном произносит теплую речь в честь сестры, с которой всегда общался несколько свысока, и выслушивает ее, когда ей плохо. Мэри, тайком смотрящая то же, что и ее старший сын, неожиданно тепло и искренне разговаривает с ним. И именно Джорджи поддерживает мать, когда та после очередного семейного конфликта сидит одна, чувствуя себя брошенной. Пастора Джеффа, который готовится стать отцом и очень переживает, справится ли, поддерживает отец Шелдона. Темы религии, как и в третьем сезоне, немного — летний церковный лагерь показан в нарочито пародийном ключе и только как фон противостояния с вундеркиндом Пейдж, правда, в духе ситкома, совсем не злобно.

 

«Детство Шелдона» умеет сделать занимательными самые обыденные и рутинные вещи, показывает маленький техасский городок как место, в котором бывают и драмы, и приключения. По факту он стоит на той же традиции увлекательного семейного бытописания, что и знакомые многим российским христианам романы типа «Энн из Зеленых Мезонинов» Люси Мод Монтгомери или «Поллианна» Элинор Портер. Занимательность сюжету придает далеко не только личность вундеркинда Шелдона; обычные истории и типичные для практически всех семей конфликты самых обычных людей смотрятся на одном дыхании и отлично укладываются в двадцатиминутный формат. Ситком — ностальгия по концу 1980-х-началу 1990-х, но она не тонет в розовом флёре: и в старой доброй Америке в «библейском поясе» люди пили, вступали в брак «по залету» и уходили из семьи; никого не миновал ни пубертат, ни кризис среднего возраста. Ностальгия по детству тех, кому сейчас под сорок — это теплые воспоминания взрослых людей, которые смеются не только над несуразностями тогдашнего быта, но и над самими собой, и, что важно — умеют быть благодарными. «Детство Шелдона» вряд ли создавалось людьми глубоко верующими — но это тот редкий случай, когда специфическая церковная субкультура, да еще и в предельно консервативном штате (а Южная баптистская конвенция, к которой принадлежит церковь, куда ходит семья Шелдона — вообще одна из самых консервативных американских деноминаций), подана с юмором, но юмором добродушным и принимающим. Пожалуй, принятие непохожих и странных — это самая главная идея сериала, от которой и остается самое светлое и теплое ощущение.

Тем, кто хотел бы еще более основательно познакомиться с сериалом, рекомендуем передачу «Гик Zonы»

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале