Как девушка с аутизмом открыла художественный магазинчик, чтобы вылечить маму
Мария Мухатдинова |
…Их маленькая семья состоит всего из двух человек: Маша и мама. То, что ее дочь не такая, как другие дети, педагог и психолог Яна Бяхова заподозрила в год и восемь месяцев. Но никто из специалистов ей не поверил.
— Меня не хотели слушать, — вспоминает мама Маши, — предполагали все что угодно — эпилепсию, например… Спрашивали: у вас ребенок мультики смотрит? Ну тогда какой же у вас аутизм? Аутисты не смотрят мультики! А в 2011 году внезапно (при наличии бумаг, что у ребенка аутизм!) вдруг диагноз внезапно стал шизофренией!
Как и многим родителям детей с РАС, Яне часто говорили, что ребенок необучаем. Но Маша пошла в общеобразовательную школу. А после девятого класса подала документы в художественное училище.
— Я рисую с 8 лет, — рассказывает Маша. — Мне всегда нравилось что-то подчеркивать, в детстве даже на стенах рисовала. Рисование меня успокаивает, когда я слишком нервничаю.
Маша говорит отрывочно, с паузами, тщательно подбирая слова:
— Ну а потом я хотела перебраться в училище. Но из-за нервной обстановки ничего не вышло. Там было очень много людей, плюс было душно. И как-то я очень занервничала. Ну я не сильно плакала… Просто думала, как мне дальше нарисовать? Как мне казалось тогда, все получилось. Но из-за нервов я вышла и немного дала волю своим чувствам…
Рассказывая об этом, Маша опять начинает беспокоиться, и на помощь приходит мама:
— Год был посвящен подготовке к поступлению. И к сожалению, так получилось, что из-за особенностей она не смогла вступительное испытание пройти. Обстановка была неадаптированная для именно ее особенностей. Потом она стала поступать на повара, была уже в списках на зачисление... И вот пятница, три часа дня, в понедельник должен издаваться приказ, и тут нам в приемной комиссии сказали: «А принесите-ка нам справку — заключение врачебной комиссии, что у вас нет противопоказаний на поступление именно на вот эту специальность». Естественно, за два дня мы не смогли никакую комиссию собрать...
Картина «Смотри в лицо опасности» |
Тогда Маша выбрала альтернативный путь: поступила в КИСИ — некоммерческую институцию при краснодарском центре современного искусства «Типография». Только там ее особенности никого не смутили — девушку зачислили по конкурсу, высоко оценив мастерство.
— Я не очень ориентируюсь на местности, — признается Маша. — Бывает, иногда нагрублю или скажу что-то неприятное. Однажды, когда учитель раскритиковал мою не очень законченную картину, я несколько месяцев не появлялась на занятиях. Но я вполне самостоятельно хожу в те места, которые знаю, если мне показали, как туда идти. Я ставлю цель в будущем жить отдельно от своего родителя и ни в чем не нуждаться, чтобы мама ни о чем не тревожилась.
За свои 20 лет Маша Мухатдинова еще ни разу не ночевала одна. Как объясняет мама, у нее высокий уровень тревожности на все новое и бывают панические атаки. Осваивать бытовые навыки ей помогает краснодарская благотворительная организация «Открытая среда». Один из самых важных проектов НКО — тренировочная квартира, где молодые люди с аутизмом при поддержке волонтеров учатся жить самостоятельно, готовить еду и распоряжаться деньгами. Эти умения пригодились Маше уже зимой 2020 года.
— Меня Маша спасла! — рассказывает мама Яна. — В декабре у меня было предынсультное состояние. У меня закончились занятия со студентами (я преподаю английский по видеосвязи), и вдруг я поняла, что буквы вижу, но прочитать ничего не могу… Я даже не поняла, что там все действительно плохо, а Маша позвонила моей подруге и сказала: «Тетя Наташа, мама не может читать и очень плохо разговаривает!» И подруга вызвала мне скорую. Так не удалось довести меня до инсульта.
Пока мама была в больнице, с Машей постоянно оставались волонтеры «Открытой среды».
— У меня получилось прожить самостоятельной жизнью, — вспоминает девушка. — Я сама готовила. Мне вообще нельзя ничего жирного, сильносоленого и того, что содержит глютен и лактозу.
Говоря об этом новом для себя опыте, Маша советует людям с особенностями не поддаваться панике, когда в первый раз придется ночевать в одиночестве.
— А знаете, какой есть способ, чтобы справляться со своими проблемами, ну еще негативные эмоции у себя блокировать? Я, к примеру, представляю, что где-то далеко в моем подсознании есть небольшой экран, на котором изображаются слова, и он такой черный весь, а буквы на нем белые. А сам экран как бы колеблется, как при ошибке или отключении. И этот экран говорит, к примеру: «Как же я всех ненавижу!» И если мне не нравятся такие эмоции, я не хочу их испытывать, я представляю, что могу рассечь этот экран и он разлетится на осколки. А чтобы эти осколки не восстановились, я представляю воронку черной дыры — она засасывает их и они пропадают. А когда в подсознании становится чисто, чтобы у меня были позитивные эмоции, я представляю себе розовый экран или желтый, вокруг которого есть небольшой чехол, чтобы никакие плохие мысли к нему не приближались. И на этом экране написано: «Все будет хорошо!»
Открытка «Для мира» |
К сожалению, не прошло и недели после выписки из больницы, как мама, а вслед за ней и Маша, заболели Covid-19.
— Протекал он не очень хорошо, — вспоминает Яна Бяхова. — Я полностью потеряла возможность преподавать, а это наш единственный источник дохода. Маша сидела-сидела и говорит: «Мама, ну я же рисую открытки? Давай я их продам — и мы заработаем денег!»
— Я хотела какой-то выход поискать, чтобы нам хватило и на продукты, и на лекарства, и на лечение, — говорит Маша. — Ну и опубликовала в соцсети то, что у меня можно заказать открытки на любую тему. И я на заказ делала с самыми разными рисунками, даже в японской теме, с черепахой.
— И так получилось, что люди начали делать заказы! — добавляет мама. — И она заработала и на лекарства, и чтобы продержаться то время, пока я не встала на ноги. Мы долго болели волнами…
После того, как открытки начали продаваться, Маша решила легализовать доход, с помощью мамы зарегистрировалась на Госуслугах и оформилась как самозанятая. После этого она открыла свой художественный магазинчик на «Ярмарке мастеров».
В ее электронной галерее — открытки и картины в самых разных стилях, но все имеют глубокие смыслы. Так, картина маслом «Смотри в лицо опасности» является, как сказано в описании, «символом борьбы со страхом» и несет идею о том, что «бегство от него приводит к гибели». Подписи Маша придумывает сама.
— Когда я начинаю картину или открытку, я хочу все доделать до мельчайших деталей, — поясняет Маша, показывая открытку с красной и синей птицами. — Я назвала эту картину «Два мира», она расскажет о состояниях души человека, об эмоциональных качелях, которые мотают нас туда-сюда.
Мария Мухатдинова |
— Периодически у нее заказывают мои друзья, — говорит Яна. — Сейчас она делает иллюстрации по заказу одного коуча к сказкам Андерсена, которые этот коуч будет использовать на своих сессиях в качестве метафорических карт. Также она пишет репродукции известных произведений, как раз закончила на заказ картину Мунка «Солнце». Заказчица была в восторге! Мне нравится Машина установка: она знает, что у нее инвалидность, но у нее нет потребительского отношения — она не просит помощи, она хочет работать и зарабатывать.
В феврале 2020 года Маша стажировалась в кондитерской. Но потом началась пандемия, и кафе закрылось.
— Это приносит очень большую радость, что я теперь могу продавать свои работы. Мне бы хотелось не только научиться рисовать и зарабатывать, но и исполнить мои давнюю мечту — поехать в Японию. Я стараюсь как можно больше рисовать акварелью, правда, для белого оттенка мне нужно немного белой гуаши, — делится Маша.
Несмотря на то, что пока заработок художницы невелик, 15% от продажи каждой работы Маша по своей инициативе отправляет в пользу благотворительной организации «Открытая среда». Чтобы помочь другим особенным семьям в кризисной ситуации. Так же, как помогают ей.