Таксист: Шедевр о борьбе со злом
Кадр из фильма «Таксист» |
В последние несколько лет российский кинопрокат активно разбавляется фильмами прошлого. Многие из них выходят в повторный прокат, а некоторые — впервые демонстрируются на больших экранах. Диапазон такого кино достаточно широк: мировая классика («Апокалипсис сегодня», «Восемь с половиной», «Персона», «Пролетая над гнездом кукушки»), советская классика («Берегись автомобиля», «Восхождение», «Иди и смотри», «Калина красная»), культовое кино последних десятилетий («Бегущий по лезвию», «Бойцовский клуб», «На игле», «Форрест Гамп»), важные фильмы больших режиссёров («Любовное настроение», «Пианистка», «С широко закрытыми глазами», «Танцующая в темноте»).
Всё это великолепие продолжится и в ближайшее время. С 5 августа ловите в кино шедевр французской новой волны «На последнем дыхании», с 14 августа — один из лучших триллеров 2000-х «Остров проклятых», а с 19-го — суровую криминальную драму с молодым Венсаном Касселем «Ненависть». Таким образом, в прокате оказался и обладатель Золотой пальмовой ветви 1976 года «Таксист».
В 1970-е годы в американском криминальном кино продолжился поиск нового героя. Чаще всего результатами поисков становились полицейские («От семи лет и выше», «Серпико», «Французский связной»), частные детективы («Китайский квартал», «Клют», «Ночные ходы»), гангстеры («Крёстный отец», «Первоклассный товар») и обычные люди, которые просто хотели заработать денег («Принесите мне голову Альфредо Гарсиа»). Несколько выбивались из ряда такие фильмы, как «Соломенные псы» (1971) и «Грязный Гарри» (1971). Первый рассказывал про застенчивого интеллектуала, который в целях самозащиты устроил кровавую бойню, второй — про безжалостного полицейского, использующего в борьбе с преступностью не самые законные методы. Где-то на стыке двух этих персонажей и появляется Трэвис Бикл — ночной таксист, страдающий бессонницей, обычный человек, взявший оружие для борьбы со злом.
В Трэвисе сошлось многое: бывший морской пехотинец, ветеран вьетнамской войны, симпатичный одинокий парень, имеющий проблемы с коммуникацией. Он словно олицетворял собой послевоенное американское общество, которое после пережитой трагедии заново училось говорить.
Кадр из фильма «Таксист» |
Возможно, это один из самых страшных фильмов о посттравматическом синдроме. Здесь герой возвращается из одного ада, но сразу окунается в другой: приходит с войны и попадает на ночные улицы Нью-Йорка, наполненные сутенёрами, наркоманами и психами. В каком-то смысле эти улицы оказываются даже хуже войны, ведь на войне не торгуют 12-летними девочками: окончательный взрыв сознания Трэвиса происходит, когда он знакомится с 12-летней проституткой Айрис. На этом месте хочется напомнить выдающийся актёрский состав фильма: таксист — Роберт Де Ниро, малолетняя проститутка — Джоди Фостер, сутенёр — Харви Кейтель, подруга главного героя — Сибилл Шепард («Последний киносеанс»).
«Таксист» стал одним из главных неонуаров 70-х и — как ни странно — едва ли не самым политизированным из них. Этот фильм требовал очищения. Очищения как во внутренней политике, так и во внешней. Не зря Трэвис, встречаясь с кандидатом в президенты Палантайном, даёт ему советы по улучшению ситуации в городе, а потом, окончательно во всём разочаровавшись, пытается его убить. Любопытно и то, что сцена с попыткой убийства перекликается с замечательным фильмом Роберта Олтмена «Нэшвилл», который вышел годом ранее. В нём также фигурировало покушение на предвыборном мероприятии.
В «Таксисте» немало запоминающихся моментов. Так, погружение Трэвиса в пучину ночного уличного безумия тонко показано в коротком эпизоде с таблеткой. Трэвис кидает шипучую растворимую таблетку в воду и смотрит на стакан. Камера приближается к пузырящейся воде и, в конце концов, почти ныряет в неё. При сильном приближении вода в стакане кажется кипящей. Так работа на ночных улицах сравнивается с прыжком в кипящую воду. А в другом эпизоде есть простая, но яркая деталь. Сутенёр Мэттью при разговоре с Трэвисом постоянно вытирает рот белой тряпочкой. Можно подумать, что тряпочка — это просто средство для вытирания пота, однако дополнительно она намекает на то, что у Мэттью «грязный рот», ведь именно в этом разговоре он красочно расписывает, как можно развлечься за деньги с юной проституткой.
Визуальная составляющая «Таксиста» выше всяких похвал. Особенно тут выделяются мрачные улицы, наполненные паром и разноцветными огнями. В этом паре, плывущем над ночными улицами, — весь тёмный дух американского кино. Всё это встаёт перед глазами, когда вспоминаешь многие фильмы последующих лет, например, «Лестницу Иакова» (1990).
Кадр из фильма «Лестница Иакова» |
Однако главным родственником «Таксиста» является другая картина Скорсезе — драма 1999 года «Воскрешая мертвецов». Это история нью-йоркского парамедика Фрэнка Пирса, работающего в ночную смену в бригаде скорой помощи. Как и Трэвис, он страдает бессонницей, но в отличие от таксиста его преследуют мистические видения — он постоянно видит призрак девушки, которую не смог спасти от смерти. Бессонница и видения медленно истощают Фрэнка, доводя его до нервного срыва.
«Воскрешая мертвецов» заявляет о родстве с «Таксистом» с первых кадров. Один из них явно цитирует самое начало «Таксиста».
Кадр из фильма «Воскрешая мертвецов» |
Кадр из фильма «Таксист» |
Нью-Йорк в «Таксисте» выступает аналогом ада. Об этом говорит сам Трэвис, когда его отвергает подруга: «Запомни, ты в аду! И ты погибнешь в этом аду вместе с другими». Сам он в этой ситуации, очевидно, представляет себя на стороне добра — эдаким божьим посланником и спасителем. Всё это перекликается с тем, что происходит в «Воскрешая мертвецов». Там парамедик Фрэнк в одном из эпизодов признаётся, что испытывает эйфорию от спасения людей: «Спасти чью-то жизнь — всё равно что влюбиться. <…> После этого несколько дней, иногда недель, ты ходишь по улицам, и всё увиденное становится бесконечным. <…> Ты начинаешь думать, что стал бессмертным, словно спас и свою собственную жизнь. Тебя коснулся Бог. К чему отрицать, что на мгновение ты сам был Богом?». Но шутка в том, что в последнее время Фрэнку не везёт — и все его пациенты умирают. Именно это ранит медика сильнее всего, он как будто переходит на «тёмную сторону». И в фильме это отражено в эпизоде, где нам показывают уезжающий вдаль автомобиль скорой помощи, в котором сидит Фрэнк: кадр здесь перевёрнут на 180 градусов, так что уезжающий автомобиль больше похож на опускающийся глубоко вниз (читайте — в ад) лифт.
В общем, Трэвис из «Таксиста» стал олицетворением американских 70-х в кино с их неоднозначными героями, балансирующими между добром и злом. Трэвис не подставляет вторую щёку, а достаёт «Магнум». Добро должно быть не с кулаками, а с огромным револьвером. Это правило впоследствии подтвердится не раз, например, в сериале «Кувалда» (1986— 1988).
Интересно, что «Таксист» часто перекликался с российским кино. С «Братом» (1997) его роднит внезапное «всемогущество» главных героев: они просто берут оружие и с удивительным спокойствием «вычищают» всё зло; к тому же Данила Багров тоже ветеран войны и тоже совсем не разбирается в музыке, как и Трэвис. В «Жмурках» (2005) есть прямая отсылка к «Таксисту»: у Саймона, как и у Трэвиса, есть хитрое приспособление в рукаве для быстрого выхватывания пистолета. А «Кремень» (2007) — и вовсе самый очевидный (хоть и неудачный) последователь фильма Скорсезе, повторяющий некоторые его сюжетные ходы. Всё это говорит о том, что «Таксист» до сих пор не теряет актуальности. Смелые герои нужны всегда и везде — не только в кино и комиксах, но и в жизни.