В англоязычном книжном мире растет популярность книг о природе

За последние несколько десятилетий множество книг в жанре nature writing стали бестселлерами, появились даже премии и издательства, которые специализируются только на этой теме.
 
Долина Глен Этив в Шотландском нагорье полна оленей и красивых пейзажей.
Фото: Scott Jackson / unsplash

Об этом сообщает Bookmate Journal.

Что такое nature writing

Nature writing (NW) в переводе с английского значит «литература о природе». Но не всякая литература о природе относится к этому жанру: например, научные и научно-популярные тексты в него не включают, фантастику, фэнтези и другие жанровые произведения тоже. Чаще всего это — личная история, автофикшн или эссе. В русском языке наиболее близкий жанр к описываемому — путевые заметки, травелоги — причем те из них, которые исследуют ландшафты, растительность и животный мир, а не человеческий быт сам по себе.

Исторически этот жанр идеально подошел колонизаторам: среди ранних текстов — записи Христофора Колумба и Альвара Нуньеса Кабесы де Ваки с описаниями только что открытых европейцами континентов. В них главный герой — покоритель новых земель, путешественник, который меняет и подчиняет себе мир, и эта антропоцентричная традиция сохранялась на протяжении многих веков.

Знаковой для становления жанра была книга американского писателя, философа и анархиста Дэвида Генри Торо «Уолден, или Жизнь в лесу». В 1845 году Торо решил отказаться от благ цивилизации и поселился в пригороде родного Конкорда, штат Массачусетс. В течение двух лет он жил в собственноручно построенном домике у пруда, выращивал на огороде бобы, картофель и свеклу, ловил рыбу, много гулял, а затем детально (вплоть до указания цен на семена) и вдохновенно описывал все это на бумаге.

Итогом эксперимента стали 350 страниц, которые вошли в канон литературы США и вообще обозначили такой феномен, как стремление человека вырваться из ограничивающего его общества и вернуться в естественную среду обитания, к скромной и счастливой жизни.

 
 Интерьер хижины Генри Дэвида Торо на Уолденском пруду. Фото: Wikipedia.org

Проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, обсуждают давно. На рубеже XIX и XX веков последователи Торо, такие как Джон Берроуз или Джон Мьюр, начали писать об уникальных природных уголках США, чтобы обратить внимание американцев на необходимость охраны некоторых экосистем. Это привело к появлению первых национальных парков и заповедных территорий. Хотя концептуально позиция течения NW оставалась прежней: как и в колумбовские времена, человек — хозяин природы, в его власти ее разрушать или спасать, вырубать или сажать леса, поворачивать вспять реки.

Но за последние пару десятков лет правила игры резко изменились: планета перешла от сравнительно стабильного состояния к настоящей климатической катастрофе и массовому вымиранию видов. Литература о природе изменилась вместе с самой природой. Человек стал осознавать, что нет простого способа прекратить наводнения, лесные пожары и образование мусорных островов. И что природа всегда была безразлична к судьбе Homo sapiens. В результате этой рефлексии в NW кардинально перераспределились роли: современные авторы больше не считают себя супергероями, которые повелевают стихиями. Наоборот, возможно, впервые за все время существования литературы о природе внимание повествователя сосредоточено как раз на самой природе. 

В недавно изданной издательством Ad Marginem книге «Путь через лес» антрополог Лонг Литт Вун рассказывает, как они с мужем хотели заняться микологией и запиcались на курс про грибы для новичков, но вскоре после этого решения ее супруг погиб. Глубоко переживая потерю, Литт Вун все-таки пошла на этот курс. Это позволило ей шаг за шагом возвращаться к жизни. В книге есть личная история о проживании горя, но ее существование невозможно без наличия главного сюжета — внимательного изучения трубчатых, ежовиковых и пористых обитателей леса.

 
 Лэнг Литт Вун. Фото: Bbc.com

Многие современные книги о природе связаны с негативными эмоциями, ощущением скорого апокалипсиса. Британский писатель Роберт Макфарлейн, путешествуя по Гренландии, сталкивается с феноменом соластальгии — «формой психического или экзистенциального расстройства, вызванного изменением окружающей среды». Его герои наблюдают медленное, но заметное разрушение экосистем, в которых они взрослели. Там, где в их детстве был лед, теперь темная вода, из-за этого тюлени уходят от берега, медведи умирают от голода, а поселение рискует исчезнуть с лица земли — и все эти изменения произошли быстрее, чем сменилось поколение.

Тем не менее у нового поколения авторов наблюдается способность найти некоторый оптимистичный способ думать о самом мрачном и изобрести для этого язык. В книге «Птицы, искусство, жизнь» детская писательница Кио Маклир пытается узнать больше о пернатых, не выезжая далеко за пределы Торонто. В течение года она выискивает в городе странствующих дроздов, воробьиных овсянок и домовых воробьев. И оказывается, что дикая природа ближе, чем мы думаем: разнообразные птичьи сообщества активно осваивают мегаполисы, существуют параллельно с горожанами и при этом остаются в слепой зоне для большинства людей.

В прошлые века почти любой роман содержал пассажи о полях, лугах и тропках — люди были ближе к природе и не видели в ней ничего особенного. Но теперь, когда бытовая жизнь многих людей совсем оторвана от земли, текст о прогулке по лесу — это нечто особенное, не повседневное — и потому приковывает внимание. Таких произведений не стало больше, зато они оформились в отдельный жанр. И в этом жанре писатели учатся осознавать себя как часть грандиозной системы, которой нет дела до человека, но в пространстве которой он может искать вдохновение, знания и жизненные уроки.

 

 
 Кио Маклир. Фото: Thestar.com

Книги в жанре nature writing

Эми Липтрот, «Выгон»

После пребывания в реабилитационной клинике молодая писательница наблюдает за пустошами, серыми скалами и кроншнепами (такими птичками), пытаясь освободиться от прошлого.

Андреа Вульф, «Открытие природы. Путешествия Александра фон Гумбольдта»

Биография величайшего ученого-путешественника Александра фон Гумбольдта, который изобрел современный способ думать о природе.

Тор Хэнсон, «Жужжащие. Естественная история пчел»

Биолог Тор Хэнсон увлеченно рассказывает, как пытается обустроить осиное гнездо в собственном саду, перебирает янтарь в поисках древних насекомых и много гуляет, любуясь жизнью пчел.

Оливия Лэнг, «К реке. Путешествие под поверхностью»

Писательница разбирается, как болотистые тропки у реки, в которой утопилась Вирджиния Вулф, повлияли на британскую литературу.

Петер Вольлебен, «Тайные связи в природе»

Немецкий лесник показывает, что в природе все переплетено: лосось помогает обеспечить здоровье лесов, леса, в свою очередь, здоровье океанов — и так по цепочке.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале