Восполнение пробелов: фильмы 2021 года, о которых мы не писали
«Рыцари справедливости» (2020, Дания, Швеция, Финляндия, реж. Андерс Томас Йенсен).
Выход в российский прокат: 18 февраля.
В семье опытного военного Маркуса (Мадс Миккельсен) трагедия – его жена погибла в результате несчастного случая. После этого к нему домой приходят два немолодых гика, уверенных в том, что жена погибла в ходе теракта. Вскоре в сарае Маркуса возникает оперативный штаб – в компании чудаков он намеревается наказать преступников. Его сила плюс их интеллект – убойное сочетание.
Трейлер картины обещает чёрную комедию, однако это не совсем так. Фильм Андерса Томаса Йенсена («Адамовы яблоки») не лишён точного психологизма. В этой истории интересны прежде всего личности героев. Например, Маркус – суровый вояка, не умеющий контролировать собственную агрессию и потому не способный найти общий язык с дочерью. Его новые друзья – хрупкие неудачники со своими комплексами и душевными травмами. За хихикающим фасадом «Рыцарей справедливости» скрывается фильм о необходимости семьи и дружбы. Кроме того, это, как ни странно, рождественское кино.
«Никто» (2021, Япония, США, реж. Илья Найшуллер).
Выход в российский прокат: 18 марта.
Одно из правил американского боевика: никогда не злите секретного агента. Итак, отошедший от дел спецагент ЦРУ Хатч живёт обычной семейной жизнью: семья – работа, семья – работа. Однажды в его дом проникают грабители и отнимают любимые часы. Хатч не даёт им отпора, после чего окружающие начинают считать его слабаком. Уязвлённый экс-агент решает найти грабителей и вернуть часы, но в ходе вылазки случайно ссорится с русской мафией.
В наш обзор «Никто» проходит по жанровой квоте. Это чистый беспримесный боевик. Свежий марвеловский фильм «Шан-Чи и легенда десяти колец» хвалят за боевую сцену в узком пространстве – автобусе. В «Никто» есть похожая сцена, снятая ничуть не хуже. Это бодрое развлечение, ненавязчиво пропагандирующее семейные ценности и котиков. Также оно может быть интересно в контексте темы «Наши в Голливуде». Режиссёр фильма – россиянин, а роль антагониста исполнил здесь Алексей Серебряков.
«Оборотень» (2020, США, реж. Джим Каммингс).
Выход в российский прокат: 18 марта.
В начале года мы писали о самых снежных фильмах. «Оборотень» так и просится в этот ряд. Его действие происходит в занесённом снегом городке Снежная Лощина (оригинальное название фильма – The Wolf of Snow Hollow). Такое название, конечно, напоминает о «Сонной Лощине» (Sleepy Hollow) Тима Бёртона и обещает нам ни много ни мало хоррор. Да и завязка намекает именно на это: внезапно в городке появляется странное чудовище, убивающее женщин. Некоторые предполагают, что это самый настоящий оборотень.
На деле «Оборотень» – псевдохоррор и больше тяготеет к драме. В нём на первом месте не поиски чудовища, а внутренние переживания главного героя – молодого офицера полиции Джона, готовящегося стать шерифом. Не сумев раскрыть преступления по горячим следам, он впадает в стрессовое состояние, которое усиливает его тягу к алкоголю и неконтролируемые вспышки ярости. Всё это грозит не только его карьере, но и отношениям с дочерью-подростком. Вслед за «Рыцарями справедливости» «Оборотень» говорит о вреде токсичной маскулинности, то есть о том, что мужчине в семейных отношениях необходимы чуткость и такт. Ведь человек, не умеющий держать себя в руках, это и есть своеобразный оборотень: одна вспышка ярости – и он уже на грани.
«Минари» (2020, США, реж. Ли Айзек Чун).
Выход в российский прокат: 8 апреля.
Корейская семья пытается начать новую жизнь в сельской Америке 80-х. Глава семьи Джейкоб полон фермерского энтузиазма, но его жена Моника в шоке от новых жилищных условий в домике на колёсах. При этом у младшего ребёнка Дэвида проблемы с сердцем и мамой Моники. Ему не нравится, что в их дом переехала эта «неправильная бабушка» Сун Джа, которая не умеет печь печенье и без ума от азартных игр.
«Минари» – душевная и трогательная мелодрама из оскаровской гонки 2021 года (шесть номинаций, из которых одна оказалась победной). «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана получила Юн Ёджон, сыгравшая бабушку. Минари – полезное растение, напоминающее петрушку, специя, ценимая корейцами и японцами. А «специей», придающей вкус фильму, стала как раз Сун Джа. Этот персонаж невероятно важен для картины, ведь именно он в итоге проверяет семью на прочность и невольно помогает мужу и жене осознать, насколько они дороги друг другу. Да, это так: в настоящей семье ценность имеет каждый ингредиент, даже самый «неправильный».
«Я создан для тебя» (2021, Германия, реж. Мария Шрадер).
Выход в российский прокат: 5 августа.
Одинокая сорокалетняя женщина Альма участвует в эксперименте, в ходе которого она должна прожить три недели с идеальным роботом-мужчиной по имени Том. Это становится для Альмы настоящим испытанием, ведь «идеальный ухажёр» и «живой человек» – не одно и то же.
В «Я создан для тебя» нет фантастического антуража, это абсолютно земной фильм о нашем времени. Никакого вам киберпанка. И именно это делает фильм таким близким и актуальным. Его можно смотреть как кино о расизме и неприятии другого. Люди видят в Томе лишь вещь и тем самым расчеловечивают самих себя, ведь быть человеком – значит иметь способность к пониманию и принятию. «Я создан для тебя» обещает романтическую комедию, но довольно быстро уходит в сторону трагикомедии, драмы и даже сказки. И это хорошо.
«Блокадный дневник» (2020, Россия, реж. Андрей Зайцев).
Выход в российский прокат: 8 сентября.
Февраль 1942 года. Ленинград. У молодой женщины Ольги не осталось воли к жизни. Собрав остатки сил, она отправляется через весь город, чтобы увидеть в последний раз отца. На её пути – артиллерийские обстрелы, мороз и смерть.
Блокада Ленинграда – сложная и тяжёлая тема, так что Андрей Зайцев (режиссёр симпатичной подростковой мелодрамы «14+») не избежал упрёков в перевирании фактов. Сам же Зайцев утверждал, что в фильме нет выдумки и сценарий опирался на «Дневные звёзды» Ольги Берггольц и «Блокадную книгу» Даниила Гранина и Алеся Адамовича. Ленинград Зайцева кажется сюрреалистическим, в него трудно поверить, однако в той же «Блокадной книге» можно найти живое свидетельство этому «сюрреализму»: «Город был совсем пустынный. Это трудно сказать даже, какой был город. Почему-то нам всегда казалось, что это на дне моря, потому что он был весь в огромном инее, все провода были в инее, толстые, вот такие, как когда в холодильнике намерзает. Такой был каждый провод. Трамваи стояли мёртвые, застывшие. Это было застывшее царство какого-то морского царя». «Блокадный дневник» – смелое и страшное кино, в котором, однако, в какой-то момент просыпается настоящий неиллюзорный оптимизм. Фильм сам, как ледяной гигант, освобождается от морозного сна вместе со зрителем. Но чтобы ощутить это, нужно досмотреть его до самого конца.
«Иван Денисович» (2021, Россия, реж. Глеб Панфилов).
Выход в российский прокат: 23 сентября.
87-летний Глеб Панфилов – один из последних больших живых классиков советского кино. Сильно ругать новую работу режиссёра фильма «В огне брода нет» (1967) не хочется. Тем более что материал для сценария у Панфилова был специфический – документальная лагерная повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Как такое снимать – совершенно не ясно. Может быть, в виде длинного чёрно-белого артхаусного фильма с медленной внимательно-документальной камерой, словно бы говорящей от лица бесконечного лагерного времени («…а у зэков день большой, на всё время хватит»).
В любом случае Панфилов сделал иначе. «Иван Денисович» – нормальное кино, которое хочет быть понятным зрителю, но в то же время делает историю Солженицына более запутанной. С одной стороны, режиссёр вводит длинный пролог, объясняющий, как Иван Денисович Шухов попал в лагерь. Этот эпизод в духе жанрового военного кино плохо вяжется с оригинальной книгой, начинавшейся с лагерной сцены. С другой стороны, всё запутывает метафизика, которую режиссёр вводит в повествование: на протяжении фильма Шухову чудесным образом помогают его родственники – то дочка, внезапно оказавшаяся на войне, то мать, очутившаяся прямиком на стройке, где работают заключённые. Все эти чудеса уводят в сторону от живой неприглядной реальности, которая так и просится в фильм. «Иван Денисович» – неплохое кино о тяготах жизни в сталинских лагерях, но его не рекомендуется использовать как замену оригинальной книге. Это лишь занятное авторское дополнение к повести.
«Холодный расчёт» (2021, Великобритания, Китай, США, реж. Пол Шредер).
Выход в российский прокат: 23 сентября.
Бывший военный Уильям (Оскар Айзек) выходит из тюрьмы, где он отшлифовал своё карточное мастерство. Теперь его основное занятие – ездить по казино и аккуратно играть, не привлекая лишнего внимания. Однако его спокойное существование оказывается под угрозой. Сначала его находит игровая посредница Ла Линда, предлагающая играть в покер по-крупному на деньги спонсоров. Затем к нему обращается молодой парень Кёрк, знающий о его тёмном прошлом и желающий использовать это в своих целях.
Как и в случае с «Рыцарями справедливости», трейлер фильма уводит в сторону. Можно подумать, что «Холодный расчёт» – это триллер о мести, где перемешаны криминал и покер. На деле же перед нами скорее психологическая драма об искуплении грехов и травмах, связанных с насилием. Калечатся не только те, кого бьют, но и те, кто бьёт. Пол Шредер сам написал сценарий своего фильма, а сценарист он умелый. Он мастерски обманывает зрительские ожидания именно в тот момент, когда зритель уже успокоился и ждёт хэппи-энда. К этому фильму стоит избегать спойлеров, да и смотреть его стоит только любителям медленных и нестандартных триллеров/драм.
«Общага» (2021, Россия, реж. Роман Васьянов).
Выход в российский онлайн-прокат: 26 сентября.
Действие происходит в Свердловске в 1984 году. В общежитии неназванного вуза главная ценность – место в комнате. Этим пользуется завхоз Ренат, предоставляющий студенткам свободные комнаты в обмен на интимные услуги. Одна из студенток не выдерживает настойчивых приставаний Рената и бросается с крыши. Это событие становится поводом для выселения из общаги пятёрки друзей – находчивого Игоря, расчётливой Нелли, впечатлительной Светы, «рокового поэта» Вани и «ботаника» Забелы. Их дружбе предстоит тяжёлое испытание на прочность.
Экранизация романа Алексея Иванова «Общага-на-Крови» (1992) подоспела вовремя. 2021 год как никогда подходит для того, чтобы говорить о проблеме домогательств в учебных учреждениях. Режиссёр Роман Васьянов, ранее работавший оператором в России и Голливуде («Одесса», «Отряд самоубийц»), за тему берётся всерьёз. Вместе с тем в фильме интересен сам этот странный «биом» – общага. Желанное и страшное место, которое нельзя покинуть. Свобода и рабство в одном флаконе. Душная запретная территория, где сложно быть собой честному человеку. «Общага» – ностальгическое и болезненное кино, получившее приз за лучший дебют на «Кинотавре-2021». Отдельно можно отметить актёрский состав, в котором много молодых интересных лиц: Геннадий Вырыпаев, Никита Ефремов, Алёна Михайлова, Ирина Старшенбаум…
«Власть пса» (2021, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, США, реж. Джейн Кэмпион).
Выход в онлайн-прокат (Netflix): 1 декабря.
Штат Монтана. 1925 год. Два брата занимаются совместным бизнесом на ранчо. Фил Бёрбэнк – брутальный интеллектуал, привыкший к грязной и тяжёлой работе. Джордж Бёрбэнк – простодушный «тюфяк», ценящий чистоту и элегантность. Их шаткую братскую идиллию нарушает внезапная женитьба Джорджа на небогатой вдове Роуз Гордон. Фил встречает в штыки женщину и её хрупкого сына-подростка Питера. Между мужчиной и новыми обитателями ранчо начинается тихая необъявленная война.
«Власть пса» – медленный вестерн без экшена, снятый новозеландкой Джейн Кэмпион, обладательницей «Золотой пальмовой ветви» 1993 года (за фильм «Пианино»). Картина Кэмпион – праздник для любителей тонких драм. Здесь имеются: одна из самых ярких ролей Бенедикта Камбербэтча (Фил Бёрбэнк), отличный саундтрек от гитариста Radiohead Джонни Гринвуда, психологическое напряжение и интрига, не угасающая до самого конца. Так снимает кино мастер – уверенно, без внешнего блеска и ненужной суеты. Кстати, название фильма отсылает к Псалтирю: «Избавь от меча душу мою и из руки пса – одинокую мою», что на английском пишется как «Deliver my soul from the sword; my darling from the power of the dog». И это ещё один повод подумать над фильмом после финальных титров. «Власть пса» не терпит спойлеров, поэтому писать о нём подробнее не стоит.