Восполнение пробелов: фильмы 2021 года, о которых мы не писали
![]() |
«Рыцари справедливости» (2020, Дания, Швеция, Финляндия, реж. Андерс Томас Йенсен).
Выход в российский прокат: 18 февраля.
В семье опытного военного Маркуса (Мадс Миккельсен) трагедия – его жена погибла в результате несчастного случая. После этого к нему домой приходят два немолодых гика, уверенных в том, что жена погибла в ходе теракта. Вскоре в сарае Маркуса возникает оперативный штаб – в компании чудаков он намеревается наказать преступников. Его сила плюс их интеллект – убойное сочетание.
Трейлер картины обещает чёрную комедию, однако это не совсем так. Фильм Андерса Томаса Йенсена («Адамовы яблоки») не лишён точного психологизма. В этой истории интересны прежде всего личности героев. Например, Маркус – суровый вояка, не умеющий контролировать собственную агрессию и потому не способный найти общий язык с дочерью. Его новые друзья – хрупкие неудачники со своими комплексами и душевными травмами. За хихикающим фасадом «Рыцарей справедливости» скрывается фильм о необходимости семьи и дружбы. Кроме того, это, как ни странно, рождественское кино.
![]() |
«Никто» (2021, Япония, США, реж. Илья Найшуллер).
Выход в российский прокат: 18 марта.
Одно из правил американского боевика: никогда не злите секретного агента. Итак, отошедший от дел спецагент ЦРУ Хатч живёт обычной семейной жизнью: семья – работа, семья – работа. Однажды в его дом проникают грабители и отнимают любимые часы. Хатч не даёт им отпора, после чего окружающие начинают считать его слабаком. Уязвлённый экс-агент решает найти грабителей и вернуть часы, но в ходе вылазки случайно ссорится с русской мафией.
В наш обзор «Никто» проходит по жанровой квоте. Это чистый беспримесный боевик. Свежий марвеловский фильм «Шан-Чи и легенда десяти колец» хвалят за боевую сцену в узком пространстве – автобусе. В «Никто» есть похожая сцена, снятая ничуть не хуже. Это бодрое развлечение, ненавязчиво пропагандирующее семейные ценности и котиков. Также оно может быть интересно в контексте темы «Наши в Голливуде». Режиссёр фильма – россиянин, а роль антагониста исполнил здесь Алексей Серебряков.
![]() |
«Оборотень» (2020, США, реж. Джим Каммингс).
Выход в российский прокат: 18 марта.
В начале года мы писали о самых снежных фильмах. «Оборотень» так и просится в этот ряд. Его действие происходит в занесённом снегом городке Снежная Лощина (оригинальное название фильма – The Wolf of Snow Hollow). Такое название, конечно, напоминает о «Сонной Лощине» (Sleepy Hollow) Тима Бёртона и обещает нам ни много ни мало хоррор. Да и завязка намекает именно на это: внезапно в городке появляется странное чудовище, убивающее женщин. Некоторые предполагают, что это самый настоящий оборотень.
На деле «Оборотень» – псевдохоррор и больше тяготеет к драме. В нём на первом месте не поиски чудовища, а внутренние переживания главного героя – молодого офицера полиции Джона, готовящегося стать шерифом. Не сумев раскрыть преступления по горячим следам, он впадает в стрессовое состояние, которое усиливает его тягу к алкоголю и неконтролируемые вспышки ярости. Всё это грозит не только его карьере, но и отношениям с дочерью-подростком. Вслед за «Рыцарями справедливости» «Оборотень» говорит о вреде токсичной маскулинности, то есть о том, что мужчине в семейных отношениях необходимы чуткость и такт. Ведь человек, не умеющий держать себя в руках, это и есть своеобразный оборотень: одна вспышка ярости – и он уже на грани.
![]() |
«Минари» (2020, США, реж. Ли Айзек Чун).
Выход в российский прокат: 8 апреля.
Корейская семья пытается начать новую жизнь в сельской Америке 80-х. Глава семьи Джейкоб полон фермерского энтузиазма, но его жена Моника в шоке от новых жилищных условий в домике на колёсах. При этом у младшего ребёнка Дэвида проблемы с сердцем и мамой Моники. Ему не нравится, что в их дом переехала эта «неправильная бабушка» Сун Джа, которая не умеет печь печенье и без ума от азартных игр.
«Минари» – душевная и трогательная мелодрама из оскаровской гонки 2021 года (шесть номинаций, из которых одна оказалась победной). «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана получила Юн Ёджон, сыгравшая бабушку. Минари – полезное растение, напоминающее петрушку, специя, ценимая корейцами и японцами. А «специей», придающей вкус фильму, стала как раз Сун Джа. Этот персонаж невероятно важен для картины, ведь именно он в итоге проверяет семью на прочность и невольно помогает мужу и жене осознать, насколько они дороги друг другу. Да, это так: в настоящей семье ценность имеет каждый ингредиент, даже самый «неправильный».
![]() |
«Я создан для тебя» (2021, Германия, реж. Мария Шрадер).
Выход в российский прокат: 5 августа.
Одинокая сорокалетняя женщина Альма участвует в эксперименте, в ходе которого она должна прожить три недели с идеальным роботом-мужчиной по имени Том. Это становится для Альмы настоящим испытанием, ведь «идеальный ухажёр» и «живой человек» – не одно и то же.
В «Я создан для тебя» нет фантастического антуража, это абсолютно земной фильм о нашем времени. Никакого вам киберпанка. И именно это делает фильм таким близким и актуальным. Его можно смотреть как кино о расизме и неприятии другого. Люди видят в Томе лишь вещь и тем самым расчеловечивают самих себя, ведь быть человеком – значит иметь способность к пониманию и принятию. «Я создан для тебя» обещает романтическую комедию, но довольно быстро уходит в сторону трагикомедии, драмы и даже сказки. И это хорошо.
![]() |
«Блокадный дневник» (2020, Россия, реж. Андрей Зайцев).
Выход в российский прокат: 8 сентября.
Февраль 1942 года. Ленинград. У молодой женщины Ольги не осталось воли к жизни. Собрав остатки сил, она отправляется через весь город, чтобы увидеть в последний раз отца. На её пути – артиллерийские обстрелы, мороз и смерть.
Блокада Ленинграда – сложная и тяжёлая тема, так что Андрей Зайцев (режиссёр симпатичной подростковой мелодрамы «14+») не избежал упрёков в перевирании фактов. Сам же Зайцев утверждал, что в фильме нет выдумки и сценарий опирался на «Дневные звёзды» Ольги Берггольц и «Блокадную книгу» Даниила Гранина и Алеся Адамовича. Ленинград Зайцева кажется сюрреалистическим, в него трудно поверить, однако в той же «Блокадной книге» можно найти живое свидетельство этому «сюрреализму»: «Город был совсем пустынный. Это трудно сказать даже, какой был город. Почему-то нам всегда казалось, что это на дне моря, потому что он был весь в огромном инее, все провода были в инее, толстые, вот такие, как когда в холодильнике намерзает. Такой был каждый провод. Трамваи стояли мёртвые, застывшие. Это было застывшее царство какого-то морского царя». «Блокадный дневник» – смелое и страшное кино, в котором, однако, в какой-то момент просыпается настоящий неиллюзорный оптимизм. Фильм сам, как ледяной гигант, освобождается от морозного сна вместе со зрителем. Но чтобы ощутить это, нужно досмотреть его до самого конца.
![]() |
«Иван Денисович» (2021, Россия, реж. Глеб Панфилов).
Выход в российский прокат: 23 сентября.
87-летний Глеб Панфилов – один из последних больших живых классиков советского кино. Сильно ругать новую работу режиссёра фильма «В огне брода нет» (1967) не хочется. Тем более что материал для сценария у Панфилова был специфический – документальная лагерная повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Как такое снимать – совершенно не ясно. Может быть, в виде длинного чёрно-белого артхаусного фильма с медленной внимательно-документальной камерой, словно бы говорящей от лица бесконечного лагерного времени («…а у зэков день большой, на всё время хватит»).
В любом случае Панфилов сделал иначе. «Иван Денисович» – нормальное кино, которое хочет быть понятным зрителю, но в то же время делает историю Солженицына более запутанной. С одной стороны, режиссёр вводит длинный пролог, объясняющий, как Иван Денисович Шухов попал в лагерь. Этот эпизод в духе жанрового военного кино плохо вяжется с оригинальной книгой, начинавшейся с лагерной сцены. С другой стороны, всё запутывает метафизика, которую режиссёр вводит в повествование: на протяжении фильма Шухову чудесным образом помогают его родственники – то дочка, внезапно оказавшаяся на войне, то мать, очутившаяся прямиком на стройке, где работают заключённые. Все эти чудеса уводят в сторону от живой неприглядной реальности, которая так и просится в фильм. «Иван Денисович» – неплохое кино о тяготах жизни в сталинских лагерях, но его не рекомендуется использовать как замену оригинальной книге. Это лишь занятное авторское дополнение к повести.
![]() |
«Холодный расчёт» (2021, Великобритания, Китай, США, реж. Пол Шредер).
Выход в российский прокат: 23 сентября.
Бывший военный Уильям (Оскар Айзек) выходит из тюрьмы, где он отшлифовал своё карточное мастерство. Теперь его основное занятие – ездить по казино и аккуратно играть, не привлекая лишнего внимания. Однако его спокойное существование оказывается под угрозой. Сначала его находит игровая посредница Ла Линда, предлагающая играть в покер по-крупному на деньги спонсоров. Затем к нему обращается молодой парень Кёрк, знающий о его тёмном прошлом и желающий использовать это в своих целях.
Как и в случае с «Рыцарями справедливости», трейлер фильма уводит в сторону. Можно подумать, что «Холодный расчёт» – это триллер о мести, где перемешаны криминал и покер. На деле же перед нами скорее психологическая драма об искуплении грехов и травмах, связанных с насилием. Калечатся не только те, кого бьют, но и те, кто бьёт. Пол Шредер сам написал сценарий своего фильма, а сценарист он умелый. Он мастерски обманывает зрительские ожидания именно в тот момент, когда зритель уже успокоился и ждёт хэппи-энда. К этому фильму стоит избегать спойлеров, да и смотреть его стоит только любителям медленных и нестандартных триллеров/драм.
![]() |
«Общага» (2021, Россия, реж. Роман Васьянов).
Выход в российский онлайн-прокат: 26 сентября.
Действие происходит в Свердловске в 1984 году. В общежитии неназванного вуза главная ценность – место в комнате. Этим пользуется завхоз Ренат, предоставляющий студенткам свободные комнаты в обмен на интимные услуги. Одна из студенток не выдерживает настойчивых приставаний Рената и бросается с крыши. Это событие становится поводом для выселения из общаги пятёрки друзей – находчивого Игоря, расчётливой Нелли, впечатлительной Светы, «рокового поэта» Вани и «ботаника» Забелы. Их дружбе предстоит тяжёлое испытание на прочность.
Экранизация романа Алексея Иванова «Общага-на-Крови» (1992) подоспела вовремя. 2021 год как никогда подходит для того, чтобы говорить о проблеме домогательств в учебных учреждениях. Режиссёр Роман Васьянов, ранее работавший оператором в России и Голливуде («Одесса», «Отряд самоубийц»), за тему берётся всерьёз. Вместе с тем в фильме интересен сам этот странный «биом» – общага. Желанное и страшное место, которое нельзя покинуть. Свобода и рабство в одном флаконе. Душная запретная территория, где сложно быть собой честному человеку. «Общага» – ностальгическое и болезненное кино, получившее приз за лучший дебют на «Кинотавре-2021». Отдельно можно отметить актёрский состав, в котором много молодых интересных лиц: Геннадий Вырыпаев, Никита Ефремов, Алёна Михайлова, Ирина Старшенбаум…
![]() |
«Власть пса» (2021, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, США, реж. Джейн Кэмпион).
Выход в онлайн-прокат (Netflix): 1 декабря.
Штат Монтана. 1925 год. Два брата занимаются совместным бизнесом на ранчо. Фил Бёрбэнк – брутальный интеллектуал, привыкший к грязной и тяжёлой работе. Джордж Бёрбэнк – простодушный «тюфяк», ценящий чистоту и элегантность. Их шаткую братскую идиллию нарушает внезапная женитьба Джорджа на небогатой вдове Роуз Гордон. Фил встречает в штыки женщину и её хрупкого сына-подростка Питера. Между мужчиной и новыми обитателями ранчо начинается тихая необъявленная война.
«Власть пса» – медленный вестерн без экшена, снятый новозеландкой Джейн Кэмпион, обладательницей «Золотой пальмовой ветви» 1993 года (за фильм «Пианино»). Картина Кэмпион – праздник для любителей тонких драм. Здесь имеются: одна из самых ярких ролей Бенедикта Камбербэтча (Фил Бёрбэнк), отличный саундтрек от гитариста Radiohead Джонни Гринвуда, психологическое напряжение и интрига, не угасающая до самого конца. Так снимает кино мастер – уверенно, без внешнего блеска и ненужной суеты. Кстати, название фильма отсылает к Псалтирю: «Избавь от меча душу мою и из руки пса – одинокую мою», что на английском пишется как «Deliver my soul from the sword; my darling from the power of the dog». И это ещё один повод подумать над фильмом после финальных титров. «Власть пса» не терпит спойлеров, поэтому писать о нём подробнее не стоит.