Пять фильмов для итальянского киновечера
Знаете ли вы, что фонтан Треви в Риме — одна из главных достопримечательностей Италии, которая входит в самые разнообразные туристические топы, — получил популярность лишь во второй половине XX века, после выхода фильма «Dolce vita» («Сладкая жизнь») Федерико Феллини? Это пример уникального, но далеко не единственного случая влияния итальянского кинематографа на популярность локальной культуры.
Италия подарила нам множество талантливых и самобытных режиссеров, отражающих суть родной страны, а также множество замечательных и харизматичных актеров, по которым мы судим сегодня об итальянском нраве и характере. И несмотря на то, что пик развития кинематографа пришёлся на середину XX века, в последние десятилетия итальянское кино возрождается.
«Золото Неаполя» — Витторио Де Сика (1954)
Жанр: трагикомедия
Смотреть, когда начал думать, что перестал справляться и не хватает вдохновения
О чем: о жизни и непредсказуемых поворотах судьбы
«Золото Неаполя» — очаровательная кинокартина, состоящая из шести новелл. В пейзажных и городских зарисовках режиссёра раскрывается колорит города, а в забавных историях вроде продажи пиццы в кредит — особенности итальянских нравов.
При этом Де Сика со свойственной ему драматичностью создает многогранный образ итальянцев благодаря чередованию историй — от тонкого национального юмора к настоящим человеческим трагедиям. Именно поэтому в фильме жизнь предстает такой, какая она есть на самом деле — без белых и черных полос. Трогательные человеческие истории смогут поддержать своей душевностью в самые непростые моменты, привнеся в них капельку юмора.
Жанр трагикомедии можно назвать традиционным для итальянского кинематографа. В данном случае он помогает раскрыть посыл режиссёра, что «золото» — это сами люди: живущие и переживающие, тонко чувствующие, любящие и творящие. Кстати, именно в «Золоте Неаполя» Софи Лорен дебютировала с большой ролью, сыграв продавщицу пиццы.
«Рим» — Федерико Феллини (1972)
Жанр: комедия, драма
Смотреть, когда сердцем хочется быть в центре Италии
О чем: о прекрасном Риме, его традициях и жителях
Говоря о культовых кинокартинах итальянского кинематографа, нельзя не упомянуть фильм 1972 года «Рим» Федерико Феллини. Здесь, на полнометражном пласте феерической фантазии, раскрывается сущность древнейшего культурного города — Рима.
Феллини показывает ценности столицы в нескольких ярких киноновеллах с характерной иронией. Не обошлось и без клише: спагетти, любовь, модный показ в Ватикане и мотоциклетный марш. И всё это сквозь призму личных воспоминаний самого режиссера.
Не забыли и о культурной составляющей: в «Риме» показаны пейзажные и архитектурные красоты, а также продемонстрирован нетуристический колорит города. У зрителей появляется возможность посетить за один вечер все самое ключевое, ажиотажное и немного секретное в столице Италии… без визы!
«Приключение» — Микеланджело Антониони (1960)
Жанр: драма, детектив
Смотреть, когда кажется, что не хватает драмы
О чем: о любви, секретах и отчуждённости друг от друга
Фильм «Приключение» 1960 года, получивший неоднозначные отзывы из-за новаторской составляющей, дважды был награжден престижной кинопремией BAFTA.
В центре «Приключения» — история роскошной богачки Анны, пропавшей во время круиза на необитаемом острове, её любовника Сандро и подруги Клаудии, которые отправились на поиски девушки.
Здесь Антониони полностью деконструирует классическую сценарную структуру и вместо классической схемы «завязка-кульминация-развязка» мы видим практически бессюжетное повествование. Главная интрига начала фильма — куда исчезла героиня — не только остаётся неразрешённой, но и вообще перестаёт кого-либо интересовать.
При этом «Приключению» удается передать многопластовость внутреннего мира главных героев вне влияния обстоятельств. Ключевая (и особенно свежая для того времени) идея режиссера заключается в том, что сознание определяет бытие, а не наоборот. Именно в этом фильме Антониони открыл приём, который станет классическим: внутреннее состояние персонажей передаётся через окружающую обстановку.
«Безумно влюбленный» — Кастеллано и Пиполо (1981)
Жанр: мелодрама, комедия
Смотреть, когда в жизни не хватает романтики
О чем: о том, что окружает нас повсюду — о любви!
Говоря об итальянском кинематографе, невозможно не упомянуть фильмы Кастеллано и Пиполо, среди которых оригинальный и романтичный «Безумно влюблённый» 1981 года с Адриано Челентано и Орнеллой Мути.
В центре сюжета комическая история простого водителя автобуса, влюбившегося в принцессу разоряющегося Сан-Тулипа. Чтобы выполнить свой долг и спасти положение государства, принцесса должна выйти замуж за миллионера, обещающего покрыть внешний долг государства. Однако невероятно харизматичный водитель в исполнении Челентано влюбляется в принцессу и влюбляет её в себя.
Когда сюжетный поворот становится максимально критичным, а ситуация попросту безвыходной, жители всего Рима собирают 50 тысяч лир, покрывающих долг Сант-Тулипа, чтобы спасти самое святое — любовь двух людей. Так благодаря комическому раскрывается характер и ключевые ценности итальянцев, способных совершить невозможное ради любви.
«Идеальные незнакомцы» — Паоло Дженовезе (2015)
Жанр: драма, комедия
Смотреть, когда думаешь, что видел в жизни уже все
О чем: о том, как раскрываются тайны в XXI веке
Современное итальянское кино также отличается самобытностью и колоритностью. Пример — трагикомедия Паоло Дженовезе «Идеальные незнакомцы», вышедшая в 2015 году, но уже успевшая стать классикой.
Собравшись за ужином, казалось бы, лучшие друзья начинают играть в игру, суть которой заключается в прочтении вслух SMS-сообщений друг друга. К концу вечера приятели окончательно ссорятся, а пары расстаются, понимая, что всё это время они лишь были идеальными незнакомцами. Отличная история с колкими ироническими поворотами и детективными мотивами со слоганом: «Скелеты в телефонах или что будет, если все прочтут твои SMS вслух?».
Фильм «Идеальные незнакомцы» был высоко оценен критиками, получил 11 престижных наград и 22 номинации, среди которых премия «Давида ди Донателло» и признание на международном кинофестивале в Бари.