«Еще немного – и заживу»: что такое синдром отложенной жизни и как с ним справиться
Ксения Орлова. Фото из личного архива
— Ксения, что такое синдром отложенной жизни, в чем он проявляется?
— Хочу остановиться на слове «синдром». Синдром в данном случае не болезнь, а совокупность признаков с общим механизмом возникновения, которые приводят к конкретному состоянию. Соответственно, синдром отложенной жизни — это набор определенных стратегий, когда человек полагает, что живет ненастоящей жизнью, пишет черновик, настоящая же жизнь наступит после какого-то знакового события. Например, «обновлю гардероб, когда похудею», «займусь собой, когда дети закончат школу», «выплатим ипотеку — и начнем путешествовать».
Существует классификация синдромов отложенной жизни: есть апатичный сценарий, как в примере с ипотекой, есть родительский сценарий — пример со школой, директорский (менеджерский) сценарий — работник думает исполнить свои желания только после достижения определенной должности. Объединяет эти сценарии откладывание важных событий до определенного момента.
— В случае с ипотекой, может быть, откладывание путешествий — вполне себе мудрая стратегия? Где проходит грань?
— Ипотека дается на 15, 20, 30 лет. И, как правило, они приходятся на период активной молодой жизни. Получается откладывание на достаточно большой срок. А жизнь прямо сейчас проходит, и прожить ее можно по-разному: ограничивать себя во всем и все средства отправлять на ипотеку, стараясь погасить досрочно, откладывая все удовольствия на потом. А можно искать и давать себе эти удовольствия каждый день, пусть небольшие, и путешествовать необязательно далеко.
— Как увидеть синдром у себя?
— Он есть, если вы живете в ожидании какого-то события, после которого все должно измениться: «Еще чуть-чуть, и заживу». Чтобы начать действовать, как будто не хватает какого-то совсем незначительного шага («сброшу пару килограммов, и все наладится»). Когда человек после ожидания достигает цели, она его не радует. Может включаться обесценивание — я похудела на 5 килограммов, а могла бы и на 10, сменила квартиру, но она какая-то маленькая. Тут же возникает сравнение себя с другими, сомнения в правильности выбора — у кого-то зарплата выше и квартира красивее.
Может также включаться непозволение себе чего-то большего: «В Африке дети голодают, а я по ресторанам хожу», «В стране кризис, а ты работу менять собралась», как будто моя мечта сейчас неуместна и лучше оставить все как есть. Бывает, что включается иллюзия контроля — я не принимаю решения, а значит, не ошибаюсь. В поведении синдром отложенной жизни может выражаться в накопительстве предметов и денег до лучших времен — вспомним любимое «Не трогай, это на Новый год».
— Откуда берется этот синдром?
— Корни могут быть различными. Как правило, это опыт в семье, когда родители транслируют установки вроде «Вырастешь, закончишь школу, тогда и будешь делать то, что хочешь, свои правила устанавливать» — то есть чтобы получить желаемое, нужно сейчас соответствовать тем требованиям, которые тебе выдвигают. В дальнейшем такое послание от родителей переносится на остальные сферы жизни уже взрослого человека. Человек пытается заслужить лучшие условия перед партнером, начальником, детьми.
Также причиной появления синдрома я бы назвала различные социальные и культурные факторы. Определенные исторические события, войны и нужда заставляли людей выживать, надеясь на будущую счастливую жизнь. Привычка откладывать и терпеть остается даже тогда, когда обстоятельства меняются в лучшую сторону, и этот сценарий поведения передавался из поколения в поколение.
Как выглядит человек с синдромом отложенной жизни
Фото: Miro.medium.com
— С переживанием каких чувств и эмоций связан синдром отложенной жизни?
— Эмоции и чувства могут быть разнообразными. Важно отслеживать, какие потребности стоят за синдромом, так легче выйти на чувства. Синдром формируется не просто так, у него есть функция совладания с собой, это способ справиться. Потребность человека с синдромом связана в первую очередь с выживанием и безопасностью, необходимостью контроля.
Соответственно, возникает страх — ошибки, последствий, неизвестности. Также в основе может лежать стыд: ощущение, что я нехороший и недостоин чего-то лучшего, его нужно заслужить или получить на него одобрение. Синдром отложенной жизни может опираться и на вину, причем на замаскированную, скорее, на бегство от вины, от ощущения своей неуспешности. Если признать, что сейчас что-то не получаться, придется столкнуться со своим бессилием. Парадокс в том, что принятие ограничений — это как раз точка роста, встреча с реальностью (что я могу). Тогда энергию ожидания можно будет перевести на исполнимые действия.
— А каковы психологические особенности человека с синдромом отложенной жизни?
— У каждого человека они проявляются индивидуально, хотя у синдрома есть характерные опознавательные признаки. Необязательно в каждом присутствуют все из них. Если обобщить, то человек с синдромом не доверяет собственным чувствам, ожидает одобрения со стороны и от других, сомневается в принятии решений. У него могут быть проблемы с планированием и принятием ответственности за свои действия, в случае ошибки он может обвинять других или случай. Отсюда следует неуверенность в себе, страх перед будущим, прокрастинация, ощущение, что жизнь проходит мимо, отсутствие радости. Также может присутствовать желание оставить все как есть либо, чтобы все изменилось каким-то волшебным образом само.
— Почему вообще люди боятся перемен?
— В психике изначально заложены два противоположных стремления — гомеостаза (поддержание и сохранение уже имеющегося порядка) и стремление к развитию, изменениям, новому опыту. Страх перемен обусловлен неизвестностью, непредсказуемостью, тревогой, страхом ошибки. Второй фактор, который препятствует переменам, — это потери. Изменения не происходят без утрат — к новому мы приходим, расчистив место расставанием со старым (людям, хобби, работой).
Третья причина — вложения: для перемен нужны затраты, финансовые, временные и другие. Четвертый фактор — отсутствие гарантий, что все получится, как было запланировано. Последняя причина — это ответственность. При желании что-то изменить мы берем ответственность за последствия этих изменений, однако результаты могут быть непредсказуемыми.
— Влияют ли стрессы на желание откладывать все хорошее и бояться менять жизнь?
— Изначально стресс — это способ адаптации. Но если привычные способы совладания с ситуацией не работают, и мы находимся на грани истощения, возникает дистресс. Для меня важно различить эти понятия. Стрессы постоянно сопровождают нашу жизнь, и даже хорошее — вступление в брак, покупка квартиры и отпуск — тоже является стрессом.
Откладывание на потом может быть способом избежать физического и эмоционального истощения, сберечь силы или застраховаться от неудач. Но стресс может стать образом жизни, когда человек считает, что отдых нужно заслужить. В ситуации «белки в колесе» стресс может иметь свои выгоды, можно, например, жаловаться на истощение и получать поддержку, признание.
Что делать?
Фото: Heaclub.ru
— Как помочь себе самостоятельно справиться с проявлениями синдрома?
— Самостоятельно можно попробовать разобраться, какие потребности у вас не удовлетворены и какие задачи не закрыты, если кажется, что для их решения необходимо какое-то маленькое условие. Стоит подумать, как связано решение проблем с наступлением этих условий и связано ли вообще. Также можно проанализировать свои представления о настоящей жизни: не заглядывать постоянно в будущее, а возвращаться в настоящее.
Но без работы с ограничивающими убеждениями, с тем, что останавливает, просто ставить цели не получится. Например, если человек ждет одобрения от других людей, нужно разделить опыт «там и тогда» (в детстве, когда ребенок ждал одобрения от родителей) от «здесь и сейчас», разделить роли: сейчас я заслуживаю одобрения от партнера, но он не мой родитель и я не в детстве. Можно переписать на бумаге выявленные ограничивающие установки — перейти от «я пытаюсь заслужить одобрения» к «я достоин одобрения просто так, а не за какие-то действия».
Помогает также просто факт признания того, что я не делаю усилий для улучшения своей жизни. Можно спросить себя «как я не делаю, в какой момент мои желания останавливаются», «что хорошего дает мне мое бездействие» и «что будет, если я все-таки сделаю желаемое».
Есть смысл начать с маленьких целей — синдром отложенной жизни характерен тем, что рисует грандиозную счастливую жизнь, и она может пугать своей недостижимостью. Поэтому стоит задуматься, что сейчас реально сделать в сторону перемен. Если вам сложно отдыхать и в планах расслабиться только в отпуске, можно начать с 5 минут, затем перейти к отдыху в течение вечера.
Если вам характерно накопительство, стоит развивать спонтанность — надеть платье, которое ждет своего звездного часа, использовать каждый день сервизы, отложенные для праздника.
— Чем может помочь в этой проблеме психолог?
— Парадокс в том, что обращение к психологу можно тоже откладывать, поэтому запись к специалисту сама по себе шаг к переменам. Психика бережет нас от изменений, поэтому взгляд со стороны полезен, он может показать, как мы что-то делаем или не делаем в нужном направлении, как мыслим в этих ситуациях. С психологом можно проработать ограничивающие убеждения, страхи, выявить и отработать новые стратегии. Таким образом, специалист помогает расширить арсенал возможностей для смены стратегий поведения, но выбирает из предложенных вариантов сам клиент.
— Можно ли разобраться с синдромом отложенной жизни за одну консультацию?
— Думаю, нет, так как это комплексная проблема, выработанная годами, это стратегия жизни. Не стоит забывать про тягу психики к гомеостазу, о которой я уже говорила. Всему новому нужно время, научиться водить автомобиль за один час невозможно, с этим мы обычно не спорим. Также в работе с психологом есть теория и практика: мы обсуждаем цепочку возникновения синдрома, ищем новые способы справляться, отрабатываем их, затем идет практика за пределами кабинета специалиста. Под синдромом отложенной жизни может скрываться наслоение каких-то других глубинных проблем — низкая самооценка и неуверенность в себе, недоверие миру в целом, страх перед будущим. Также под этой проблемой могут прятаться травматичные болезненные истории, связанные со стратегиями выживания, из жизни человека или даже его семьи.
Беседовала Евгения Новосельцева