«Что вы под эмбиент в лофте говорите о высоком!» Константин Мацан о своих каналах и реакции зрителей
Как вызвать 12 докторов
Константин Мацан. Фото: Владимир Ештокин, журнал «Фома»
— Константин, вы много лет работаете в печатных СМИ, на радио, телевидении. Как вы решили создать свой YouTube-канал?
— Я бы не сказал, что это я решил. Появились люди, которые хотели делать контент на тему религии и науки, нашли меня, и возник канал «Вызывайте доктора!». Нашей идеей было обратиться к околонаучной аудитории и показать, что непременного антагонизма между наукой и религией нет.
— А беседовать именно с верующими учеными было вашей идеей или спонсоров канала?
— Этот ход предложил я. Мне давно казалось, что о науке и религии было бы интересно говорить не со священниками, которые у неверующей части аудитории вызывают скепсис и недоверие, а с людьми, облеченными научной степенью, причем именно докторской.
Во-вторых, заранее было понятно, что нужно общаться не с филологами, не с философами, не с историками, то есть с людьми, которые занимаются науками о духе, а с естественниками. Потому что когда мы говорим «религия и наука», то по умолчанию понимаем под наукой физику, биологию, химию, плюс математику как царицу наук.
— Почему никто с ними не говорил раньше?
— С кем-то говорили. Такие ученые, как Алексей Савватеев или Артем Оганов, регулярно выступали на тему религии и науки и в том числе рассказывали о своем пути к вере. Наш с ними разговор стал продолжением того, о чем они говорили раньше. Но были и прорывы. Допустим, доктор физико-математических наук Дмитрий Орлов — академик РАН, во всем мире признанный учёный, — впервые давал интервью не о математике.
Удачей проекта стало то, что на одной площадке собралось сразу 12 докторов наук. Если что-то нужно найти на эту тему, можно набрать в Google или в Яндексе «религия и наука» и получить много разного и непонятного. А можно дать ссылку на канал «Вызывайте доктора!», где в одном месте подобран качественный, глубокий и предметный контент.
— Какими из этих 12 выпусков вы довольны больше всего, а какими — не очень?
— Я всеми героями доволен, но во многом недоволен собой. Разговоры получились достаточно специальными. Может быть, для аудитории надо было говорить проще, однако в тот момент мне хотелось копать вглубь. Я доволен, что в публичном пространстве появились новые имена — например, тот же Дмитрий Орлов или Николай Тюрин. Конечно, большая радость — записать интервью с Павлом Флоренским, внуком знаменитого богослова и философа.
Помимо себя я недоволен вот чем. Очень легко попытаться снять противоречия между религией и наукой прямой ссылкой на откровение, но для неверующего человека переход с научной или философской аргументации на богословскую неубедителен. Такие моменты случались, хотя по большей части этого не происходило.
— После 24 февраля прошлого года канал перестал обновляться. С чем было связано это решение?
— Мы изначально задумали цикл из 12 интервью и назвали его первым сезоном. В этом числе не нужно искать символизма: просто мне показалось, что двенадцать — не слишком мало и не слишком много. Мы всех отсняли, начали публиковать по одному в неделю, сделали внутреннюю работу над ошибками и стали планировать второй сезон. Потом случилось 24 февраля, наши спонсоры взяли паузу (как людям бизнеса, им нужно было время, чтобы осмотреться), поэтому новый сезон запустить не удалось. Но мы от этой идеи не отказываемся — надеюсь, что ещё всё состоится.
— Есть ли выпуски, которые были смонтированы, но так и не вышли?
— Нет, мы даже не успели приступить к съёмкам.
— Жалеете, что с какими-то гостями не удалось поговорить?
— Думаю, что ещё поговорим. Но есть один горький момент: я переписывался с выдающимся математиком Алексеем Николаевичем Паршиным, и он в принципе согласился прийти на программу, но во время съёмок первого сезона был занят. Помимо того, что Паршин — признанный учёный, он ещё и глубокий исследователь русской религиозной философии, и для меня было просто мечтой с ним пообщаться. Но тогда мы не успели этого сделать, а 18 июня Алексей Николаевич отошел ко Господу.
«Голосовое сообщение» о том, как продолжать жить
— Почему спустя год с лишним появился новый канал и в чем его принципиальное отличие от предыдущего?
— Мы совпали с продюсерской группой в том, что в данный момент нам было бы интересно сделать. А принципиальное отличие — в формате. «Вызывайте доктора!» — это проект, посвященный конкретной теме, а «Голосовое сообщение» — классический подкаст, где единственный критерий выбора гостя — интересно ли с ним говорить.
— Но все-таки это беседы с людьми, которые после 24 февраля остались в России...
— Действительно, в этой программе мы беседуем с теми, кто остался в России, но я бы не хотел, чтобы это читалось как «негодяи уехали, а хорошие люди остались». То, что они остались в России, — условие, чтобы мы могли записать интервью в студии. Потому что важна и другая фраза, которую я использую в описании проекта: это интервью с людьми, которые продолжают жить, несмотря ни на что.
Человек проживает ситуацию здесь, и он вынужден отвечать для себя на вопросы о происходящем. Можно пережидать ситуацию, замереть — из-за страха, неуверенности, эмоций. А можно попытаться принять происходящее во всей его трагедийности, болезненности и пугающей новизне как новые условия жизни. Принять — не значит согласиться.
Негативу противоположен не позитив, не беспечность («да всё хорошо, не парься, давай думать о хорошем»), а конструктив. В такой попытке освоиться заложено зерно утешения, то, что можно противопоставить страху перемен и общей тревожности. Поэтому мы с этими людьми и разговариваем.
— А что вам важно при выборе героев?
— Во-первых, тот самый конструктив, способность говорить без истерики и обличительства. А во-вторых, по-журналистски всегда важно, чтобы у человека была своя история, свой парадокс и загадка.
Есть знаменитый психолог Виктор Франкл, книгу которого «Психолог в концлагере» в последний год многие перечитывали. В русском переводе эта книжка называлась «Сказать жизни "да". Психолог в концлагере», а в немецком оригинале, если я не путаю — «Сказать жизни "да", несмотря ни на что». Всегда есть подавляющие обстоятельства, которые стремятся выбить почву из-под ног, но разные люди продолжают жить, не отчаиваться и находить смысл в том, что делают.
О броском оформлении и реакции зрителей
— Ваши каналы при сложности содержания отличают яркие, необычные подводки. В «Вызывайте доктора!» вы произносили подводку сами, а сейчас герой отправляет вам голосовое сообщение в Telegram. Для вас важны подобные ходы, отличающие канал от других? Форма не начинает доминировать над содержанием?
— Безусловно важны. В «Вызывайте доктора!» эту подводку придумал я сам, а в «Голосовом сообщении» нужно отдать должное нашему режиссеру Матвею Кипнису. Он постоянно экспериментирует: в одной программе такая «фишка», в другой — другая. Ведь мы делаем не видеоблог, а «новое телевидение», где картинка очень значима. Она не служебная часть программы, а её тело и душа.
Я, кстати, не сразу это понял. Имея за плечами работу в печатных СМИ, я пребывал в иллюзии: мол, главное — о чем мы говорим, а все остальное — обложка. Но чем больше создаешь видеоконтента, тем больше понимаешь, насколько важно, чтобы всё было красиво снято и смонтировано, насколько это влияет на общее впечатление, тональность разговора и в итоге остается в памяти зрителя.
Кстати, мы получали разные комментарии на этот счёт. На канале «Вызывайте доктора!» одни люди писали: «Как здорово, что в такой современной атмосфере, в красивом освещении говорят о серьезных вещах!». Но были и другие мнения: «Что вы тут под музыку эмбиент в каком-то лофте говорите о том, что этому лофту совершенно не соответствует!».
— А вообще реакция зрителей значима?
— Любой человек, создавая контент и публикуя его в Интернете, надеется, что будет принят с одобрением и с благодарностью. С другой стороны, нельзя и преувеличивать. Дело не обстоит так, что получая те или иные реакции, мы тут же бросимся переделывать.
Люди всегда хотят услышать то, что мило и дорого их сердцу. Я это понял ещё по программе «Не верю!», которую вёл на телеканале «Спас». Приходит верующий комментатор и обязательно поддерживает своих, приходит неверующий — то же самое. Этих комментариев примерно одинаковое количество. Красота, как и уродство, — в глазах смотрящего, поэтому иллюзия, что всем всё понравится, должна отпасть сразу.
В последнем разговоре с Алексеем Савватеевым он сказал важную для меня вещь. Когда мы видим чьё-то интервью или даже пост в Telegram, нередко критическое мышление не включается и мы думаем, что если кто-то что-то сказал, значит, так оно и есть. Или наоборот: «Как такой умный человек мог сказать такую глупость!» А можно просто принять его позицию к сведению: это не истина и не ложь, а одно из многих мнений.
О вдохновении и планах на будущее
Константин Мацан выступает с лекцией в Высшей школе телевидения МГУ
— Не могу не спросить, каковы источники финансирования двух ваших каналов.
— В случае с «Вызывайте доктора!» я не готов их назвать, а насчёт «Голосового сообщения» секрета нет. В начале каждого выпуска написано, что он снят на грант Института развития Интернета, который выиграла наша команда.
— Какие православные YouTube -каналы вы считаете удачными?
— Хочется назвать подкаст «Райсовет» журнала «Фома». Я иногда выступаю там ведущим, но это не мой проект, поэтому я позволяю себе его хвалить. Там найдены такие гости, ходы, темы, что даже мне интересно. «Даже» — в том смысле, что я, казалось бы, сам «в теме», смотрю на происходящее изнутри и вроде бы не должен удивляться, а все равно по-зрительски захватывает.
— Почему этих каналов так мало?
— Мне кажется, для такой на самом деле специфической темы, как разговор о православии, их не так уж мало. Ярких проектов вообще не очень много.
— А какие светские каналы вы смотрите и принимаете за ориентир?
— Тут могу ответить однозначно. Едва ли не единственный канал, который я постоянно смотрю, — это «Солодников». То, что он делал ещё до военных событий, когда это называлось «Ещёнепознер», на мой взгляд, было очень интересно: гости, темы, приближение к культуре, к гуманитарной науке, к разговору о важном для человека. Сейчас Николай Солодников ищет для себя новые формы, новые способы говорения, и я внимательно за этим слежу.
— Каких новых тем и программ нам ждать на «Голосовом сообщении»?
— Мне было бы интересно — и я думаю, что такие гости обязательно появятся — поговорить с теми, кто себя напрямую с религиозным мировоззрением не идентифицирует. Со скептиком, может быть, с агностиком, для которого религиозная тема не является доминирующей, но вопросы о смысле жизни он себе не может не задавать.
Беседовал Даниил Сидоров