Международный День Земли: подборка фильмов в честь праздника
«Мусор» (2012, США, реж. Кандида Брэди).
Документальный фильм о загрязнении окружающей среды и проблеме утилизации мусора. Главная особенность картины – участие известного британского актёра Джереми Айронса («Миссия», «Кафка», «Ускользающая красота», «Лолита»). В «Мусоре» Айронс выступает в роли своеобразного гида-рассказчика. Он путешествует по миру вместе со съёмочной группой и пытается понять, как приуменьшить количество отходов. Фильм переносит зрителя в Ливан, Великобританию, Исландию, Францию, Вьетнам, США. И везде мы видим лишь одно: мусор, мусор, мусор. Дымящиеся свалки; дети, играющие среди отходов; животные, пасущиеся рядом с хламом; океан, превратившийся в «пластиковый суп»; фермеры, теряющие скот и урожай. Всё это реальность сегодняшнего дня, которую многие не замечают. А режиссёр Кандида Брэди не даёт зрителю расслабиться – в её фильме даже мусоровозы выглядят зловеще.
Кадр из фильма «Мусор»: зловещие мусоровозы. |
Искания Айронса в картине перемешаны с комментариями экспертов и невесёлыми ремарками: «За один день по всему миру с прибрежной полосы убирают около трёх миллионов килограммов мусора». Необходимость переработки всех этих отходов – едва ли не главная тема фильма. Кстати, с момента его выхода произошли некоторые интересные подвижки. Например, в 2018 году популярный футбольный клуб «Ювентус» (Турин) представил комплект формы, выполненный из переработанного океанского пластика.
Другие заметные темы фильма – вред диоксинов и осознанное потребление. На конкретном примере Айронс и компания показывают, что отказ от пластиковой упаковки для товаров может приносить выгоду конечному потребителю. И окурки в подводке к статье были упомянуты не случайно. Им в «Мусоре» посвящён отдельный эпизод. В нём актёр выясняет, что современные окурки не являются биологически разлагаемыми. Они состоят из разновидности пластика, и в них остаются токсины, не попавшие в лёгкие. Ключевой диалог эпизода:
– Если окурок попадёт в воду, туда попадут и токсины. И это опасно.
– Насколько это серьёзно? Ведь окурки такие маленькие, а воды много. В чём же опасность?
– Мы проводили эксперимент с водяными блохами, и они отравились. Была всего одна сигарета и несколько литров воды.
– Именно поэтому я и бросил курить. Меня испугало то, что случилось с водяными блохами.
Откровенный минус у «Мусора» только один – не очень ясное представление отдельных героев и экспертов. Например, женщина, рассказавшая Айронсу о вреде окурков, представлена как доктор Сью Кинси (Dr. Sue Kinsey). Никаких подробностей о её месте работы и специализации фильм не предоставляет. Остаётся только догадываться или гуглить. И это немного расстраивает: а судьи кто?
«Объятия змея» (2015, Колумбия, Венесуэла, Аргентина, реж. Сиро Герра).
Место действия: колумбийская часть Амазонии. Немецкий исследователь путешествует по реке в поисках таинственного целебного растения якруны. Через сорок лет по его следам с той же целью отправляется учёный-американец. В обоих случаях гидом выступает местный индеец Карамакате, знающий тайну этого растения. Но если в первом случае Карамакате молод, суров и полон сил, то во втором – предстаёт в образе «поглупевшего» старика. Чем же закончатся эти опасные поиски длиной в сорок лет?
Фильм «Объятия змея» можно отнести к категории «hidden gem», то есть к «скрытым сокровищам», которые проходят мимо большинства зрителей. Это авторская работа, вызывающая отдалённые ассоциации с «Мертвецом» Джармуша и «Апокалипсисом сегодня» Копполы, но без чёрного юмора первого фильма и эпического размаха второго. «Объятия змея» – скромное низкобюджетное кино, в котором, однако, есть свой нерв. Ключевая тема картины – вред агрессивной колонизации. Жестокость каучуковых плантаторов; истерзанные деревья и искалеченные рабы; истребление туземцев; индейцы, забывшие о своих корнях. Колумбиец Сиро Герра не делает чрезмерного акцента на насилии, но показывает достаточно, чтобы сделать выводы.
«Мусор» сигнализировал нам о том, что человек потребляет слишком много вещей. «Объятия змея» невольно откликаются на эту проблему. Карамакате искренне не понимает, зачем его спутник Эван таскает с собой так много вещей, ведь из-за чрезмерной поклажи страдает лодка. В конце концов, устав от претензий индейца, учёный выбрасывает почти всё своё имущество. Непохожесть этих двух персонажей подчёркивают и диалоги:
– Я посвятил растениям всю свою жизнь.
– Это самое разумное, что я когда-либо слышал от белого.
«Объятия змея» – художественное кино, но это не просто фантазия на тему колониализма. Источниками вдохновения режиссёра стали дневники Теодора Кох-Грюнберга (1872–1924) и Ричарда Эванса Шултса (1915–2001) – важных исследователей колумбийской Амазонии. А в рамках подготовки к съёмкам режиссёр посетил множество современных племён, живущих отдельно от цивилизованной Колумбии. Очевидно, это помогло ему настроиться на нужную волну – фильм получился убедительным, пугающим и притягательным.
А начинается он с такой цитаты об Амазонии: «Мне не дано знать, вызван ли бесконечностью джунглей начавшийся во мне процесс, который очень многих привёл к полному и бесповоротному безумию. И если дело в этом, мне остаётся только извиниться и попросить меня понять, поскольку в течение тех волшебных часов я стал свидетелем того, что невозможно выразить на человеческом языке так, чтобы другие поняли всю его красоту и блеск. Единственное, что я знаю: оттуда я вернулся другим человеком». В общем, фильм Герры пропитан местным колоритом, который редко встречается в современном кино. Если же вы хотите дополнительно ощутить то самое «безумие» из цитаты, то посмотрите классический шедевр Вернера Херцога «Агирре, гнев божий» (1972). Этот фильм, снятый на Амазонке, не менее ярко показывает, к чему приводит жадное вторжение в заповедные места.
«Благослови зверей и детей» (1971, США, реж. Стэнли Крамер).
Шесть подростков-неудачников живут в одной палате летнего лагеря для мальчиков. Один из них мочится в постель, другой – уже имеет проблемы с законом, третий – страдает от разлуки с отцом. Все они презираемы другими отрядами лагеря и даже собственным вожатым. Однако у них есть одна общая цель – мальчики хотят освободить бизонов из местного заповедника, где зверей отстреливают как на сафари. Однажды ночью ребята бросают всё и убегают из лагеря, чтобы спасти бизонов. Им предстоит долгий путь, полный ссор и приключений.
«Благослови зверей и детей» – не просто обычная летняя трагикомедия о приключениях подростков. Об этом говорит уже стартовый эпизод. В нём одному из мальчиков снится сон, что он вместе с друзьями находится в загоне для бизонов. Далее их выпускают из загона, после чего ребят, словно дичь, расстреливают хладнокровные родственники. Сон этот имеет огромное значение в контексте всего фильма. В «Благослови зверей и детей» тесно переплетены эти две темы – жестокое обращение с животными и жестокость по отношению к детям. Подростки пытаются освободить бизонов не только из жалости. Дети видят в измученных животных таких же изгоев, они чувствуют с ними настоящее родство. Это подчёркивает и ключевая песня из саундтрека: «Благослови зверей и детей, / Ведь в этом мире у них нет права голоса, / У них нет выбора». Другая музыкальная тема тоже звучит максимально серьёзно и пронзительно.
Любопытно, что никто из шестёрки подростков-актёров звездой так и не стал. В каком-то смысле все они так и остались изгоями. Особенно наглядна актёрская судьба Барри Робинса. Он исполнил в фильме важнейшую роль Коттона – импульсивного лидера группы неудачников. Небольшая популярность на фоне выхода фильма – и что дальше? Мелькнул пару раз в телепроектах, да и всё.
«Благослови зверей и детей»: Барри Робинс и бизон, фотография со съёмок. |
Снят фильм довольно просто, хотя в нём есть запоминающийся монтажный приём. В какой-то момент Коттон пытается открыть дверцу загона с бизонами. Он долго и отчаянно дёргает влево цепь с замком, и его движения накладываются на смену эпизода. Кадр с напряжённым Коттоном медленно «откатывается» влево, уступая место следующему эпизоду, происходящему в другой локации. Получается, что Коттон, дёргая цепь, как бы «перелистывает эпизод», «разрывает» сам фильм. Этот приём может показаться незначительным, однако он отлично иллюстрирует всю ту энергию, с которой дети борются за спасение животных. В какой-то момент ребята начинают сомневаться в своей затее, но их запал «сдвигает» историю с мёртвой точки.
Фильм «Благослови зверей и детей»: слева – Коттон, дёргающий цепь, справа – начало следующего эпизода. |
«В субботу» (2011, Россия, Германия, Украина, реж. Александр Миндадзе).
В ночь с пятницы на субботу 26 апреля 1986 года случилась авария на Чернобыльской электростанции. Фильм Александра Миндадзе («Милый Ханс, дорогой Пётр») показывает человека, ставшего невольным свидетелем трагедии.
Ночью молодой партийный работник Валерка замечает пожар на электростанции. Несмотря на противодействие начальства, он узнаёт ужасные подробности. Поняв, что нужно срочно бежать из города, Валерка задерживается, чтобы взять с собой подругу. Вместе они опаздывают на поезд, после чего отправляются обратно в город. Там Валерка невольно попадает на свадьбу старого друга и видит, как его знакомые и приятели наслаждаются выходными, ничего не зная о ночной аварии. Праздник затягивает Валерку и уже не отпускает.
Изначально Александр Миндадзе прославился как бессменный сценарист выдающегося режиссёра Вадима Абдрашитова (1945–2023), чьи фильмы отличал тонкий психологизм. Разумеется, сценарий к «В субботу» Миндадзе написал сам. И конечно, у него получается не типичный фильм-катастрофа, а психологическая драма. Как будет вести себя обычный человек, узнав об аварии, о которой «нельзя говорить»? Что он будет делать в минуты смертельной опасности? Миндадзе показывает тотальное преображение этого самого «обычного человека», создаёт свой тип «русского героя». Он жалок, смел, подл, совестлив, безрассуден, безумен. Он сам как реактор, который вот-вот взорвётся. Таким и должен быть русский фильм-катастрофа: даже если весь мир летит в тартарары, в центре всегда будет именно катастрофа человеческой души.
Поэтому картина прекрасно обходится без спецэффектов. Она предельно реалистична, и, кстати, это заслуга не только Миндадзе. За камеру тут отвечает Олег Муту – оператор из румынской новой волны («Смерть господина Лазареску», «4 месяца, 3 недели и 2 дня»). В фильме «В субботу» ручная «дёрганая камера». В некоторых лентах такое может раздражать, но тут этот приём к месту. Валерка весь фильм мечется, пытаясь понять, что ему делать и куда бежать. И камера отлично передаёт и его нервное возбуждённое состояние на грани обморока, и всю лихорадку свадьбы, этого «пира во время чумы». В фильме вообще нет ничего лишнего. Даже Вячеслав Петкун из группы «Танцы Минус» не кажется лишним в небольшой роли барабанщика. Ведь одна из самых известных песен «Танцев Минус» рассказывает, судя по всему, о ядерной зиме, и в ней есть такие слова: «И не рыбы вместо рыб, и не люди вместо нас. / Город был – остался дым, город просто погас».
К минусам фильма можно отнести разве что не очень хороший звук. Не все реплики звучат здесь достаточно чётко. Но это не сильно портит общее впечатление. А отдельные слова могут показаться невнятными из-за своей специфики. Например, «па́рнас» – это сленговое название чаевых в музыкальной среде.
В финале «Субботы» главный герой грозит кулаком разрушенному реактору. И этот красноречивый жест хочется показать всем тем, кто разрушает наш общий дом – планету Земля.