Киндер, кюхе, кирхе
|
Писательница Майя Кучерская |
- Вы часто пишете «о женском»: в романе «Бог дождя» героиня - юная девушка, в рассказе «Кукуша», кажется, та же девушка или ее подруга, но уже взрослая, семейная. И оба этих произведения шокируют откровенностью, уязвимостью. По-женски не больно так раскрываться? Ведь ясно, что хотя лирическая героиня - не Вы или не совсем Вы, опыт Вы ей передаете свой.
- К сожалению, качество преподавания литературы в школе настолько низкое, что большинство наших сограждан не в состоянии отличить автора от рассказчика произведения. Я передаю свои наблюдения, и мой опыт состоит в осмыслении того, что проходит мимо меня. Этот опыт раскрывать не больно. И еще - его даже необходимо раскрывать, чтобы не разорвало изнутри.
- В предисловии к «Современному патерику» Вы писали, что Ваши интересы исчерпываются «киндер, кюхе, кирхе». И тем не менее, Вы много работаете - пишете, преподаете. Для многих женщин необходимость сочетать церковный образ жизни и существование в современном мире становится причиной внутреннего конфликта, когда идеальное не совпадает с реальным. У Вас есть эта проблема?
- Обе мои жизни настолько далеки от идеала, что ничто не мешает их счастливому сосуществованию. А если серьезно, то секрет тут, думаю, в том, что эти «три к» на самом деле - совершенно одно и то же! Дети, церковь, кухня - все это части единого целого, плавно перетекающие друг в друга, целого под названием «жизнь».
- У Вас трое детей, из них две дочки. Что бы Вы из Вашего женского опыта хотели им передать, от чего предостеречь, чего Вы для них больше всего боитесь?
- Умение выбрать мужа - хотелось бы передать. Ну, и чтобы они были людьми, просто людьми. Кажется, к этому призывал покойный Патриарх Сербский христиан, чтобы были людьми. Предостеречь же хотелось бы от иллюзий и излишней самоуверенности, только боюсь, это невозможно. Поэтому остается все равно первое - пусть будут хорошими, добрыми девочками, открытыми и чистыми сердцем.
- А что в воспитании девочек кажется Вам принципиально отличным от воспитания мальчиков?
- От девочки потребуется со временем гораздо больше терпения и любви, поэтому ее важно вырастить сердечно зоркой, чтобы она сумела вовремя увидеть, когда ее мальчиков, мужа, сына, нужно поддержать в их тяжелой мужской жизни - подать носовой платок, вытереть скупые мужские слезы, а когда этих слез не заметить вовсе, проявить такт. Словом, женский удел - это служение, реализация своей ипостаси, ипостаси его ребра. Вот к этому и надо готовить наших дочек. Но если честно, у своей младшей дочки я сама сейчас учусь. Неизвестно еще, кто кого тут воспитывает. Ей сейчас восемь месяцев, и она не знает обид, всем улыбается, источает постоянный свет и нежность, тепло и невинность, а когда возвращаешься домой, она тянет к тебе ручки и радуется тебе так, как никто на земле. От этого замирает сердце, и получаешь хотя бы приблизительное представление об ангелах небесных. И о том, как хорошо бы относиться к своим близким.
- На Ваш взгляд, есть ли смысл в каких-то объединениях по половому признаку? Какой должна быть Ваша мотивация, чтобы вступить в некий «женский профсоюз» или даже «православный женский профсоюз»?
- В объединениях по половому признаку безусловно есть смысл, смешанная команда по футболу, например, - нонсенс. Что же до профсоюзов, то если все дети уже выросли, внуков у них нет, к тому же и муж давно умер, то почему бы не собраться веселой компанией?
- Существует ли «гендерный вопрос» в церковной среде? Бывают ли «православные феминистки»?
- Упрямые тетки, которые уверены в собственной правоте и исключительности, существуют в любом сообществе. Такие православные феминистки точно есть в церковной среде. Но если представлять себе феминизм как достойное, полное самоуважения и уважения к другим поведение, то да, и такие православные феминистки существуют. Например, великая княгиня Елизавета Федоровна. И это пример очень важный, показывающий, как многое женщина в Церкви может, если только предоставить ей чуть больше свободы.
Читать также: