Умение вдохновить мужчину - важнейшее женское качество

Мария Городова - журналист, ведущая постоянной рубрики в «Российской газете», соавтор книг архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна «Любовь долготеприт» и «Корабль спасения» - размышляет о проблемах современных женщин на материале писем читателей, которые приходят в газету.

- Мария, Вы много лет работаете с женской аудиторией - сначала в глянцевом журнале, потом в «Российской Газете». Большая часть писем, которые к Вам приходят, тоже от женщин?

- Нет, не только,  много писем и от мужчин. У нас такая хитрость: мы поняли, что если письмо от мужчины, его обязательно прочитают мужчины, но и женщины тоже. А если письмо  от женщины, то его будут читать только женщины,  и мы потеряем мужскую аудиторию. Так что мы внимательно относимся и к мужской почте.

А внутрь вот эту (Мария Городова и архиепископ Иоанн Белгородский на презентации книги

- Когда женщина только воцерковляется,  она,  рано или поздно,  начинает  ощущать, что существует  некий разрыв между тем образом женщины, который нам предлагает Церковь,  и тем, который диктует современный  ритм жизни.  Приходилось ли Вам это преодолевать?

- Конечно, я с этим сталкивалась.  Когда я работала в «Крестьянке», и уже не первый год публиковала интервью с архиепископом Иоанном. Помню, однажды, я  сидела в конференц-зале, за столом в  красивом, но не вызывающем, платье - это была авторская работа одного дизайнера, так вот я сидела в этом платье  и сверяла цитаты из Библии по «Симфонии». И тут ко мне подходит молодой парень - компьютерщик и говорит: «Надо же, в таком платье и верующая! Так не бывает!». Если я блондинка,  в красивом платье, да и еще и смеюсь, то это, по его мнению,  с образом христианки никак не вяжется. Думаю, что сейчас этот стереотип верующей женщины - платье в пол, очи долу и семенящая походка - уже отходит  в прошлое. Посмотрите на очереди, которые стоят к матушке Матроне, там много молодежи,  все очень современно одеты. То есть мы уже начинаем понимать, какое это счастье, что мы разные, что допустима  индивидуальность, но при этом мы все вместе  - Церковь.

- Вы анализируете приходящие в «Российскую газету» письма, систематизируете их. Какие, на Ваш взгляд,  основные болевые точки в жизни современной женщины?

- Мне действительно много пишут, письма идут со всей России. И могу честно сказать:  люди, к сожалению, живут очень трудно. Одна из серьезнейших проблем -  проблема разрушения института семьи. На мой взгляд,  кризис семьи вызван целым рядом причин. Во-первых, не все адаптировались к новым экономическим реалиям. Мужчины, к сожалению, часто, гораздо чаще, чем женщины, позволяют себе «внутреннюю эмиграцию»  - вроде бы, номинально, мужчина в семье есть, но никакой ответственности за жизнь семьи он при этом на себя не берет. Просто «эмигрирует» - в алкоголь, в Интернет и так далее. Как показывает практика, женщины справляются с проблемами намного лучше.

      Вторая причина более тонкая - это изменение ролевых функций в семье: мужчина перестаёт быть главой семьи, и эту роль взваливает на себя женщина. А  это губительно для семьи. Словно произошел какой-то тектонический сдвиг -  в наших мозгах, в нашем поведении: женщина перестает быть женщиной, а мужчина - мужчиной.

К тому же сейчас в обществе СМИ идет агрессивная пропаганда вседозволенность. Обратите внимание, как мало у нас сейчас говорят о любви, тем  более о жертвенной любви, или о верности... Но зато везде вам напомнят о сексе. Более того,  секс сейчас своего рода раскрученный бренд: искусство обольщения используют и производители одежды,  и мэтры кинематографии. Так смещаются акценты в отношениях между мужчинами и женщинами, и это не может не сказаться на семье.

      Однажды, при подготовки материала в «Российскую газету», я зашла на сайты знакомств, подчеркиваю, именно на сайты знакомств, а не на порнографические сайты. Я была просто в шоке от увиденного. Я и представить себе не могла, что женщины могут так активно, легко и охотно предлагать себя на продажу - прямо  как товар. Причем это были учительницы, экономисты, инженеры - люди с высшим образованием. И никто не воспринимал происходящее как что-то предосудительное. То есть в обществе сняты всякие табу. И это тоже одна из причин разрушения семьи.  Летом в «Российской газете» был опубликован материал «Хищница» - письмо мужчины, которого бросила жена, и не просто бросила, а еще и  полностью обобрала. После этого материала на нас обрушился просто шквал писем, причем от мужчин. Оказалось, что потребительский стереотип отношений между людьми переносится и в семью. Один мужчина написал, что к нему в семье относятся «просто как к кошельку, кошельку, который  еще смеет иметь свое мнение». Конечно, такое отношение не может не оскорблять. Такие семьи  погибают от отсутствия уже даже и не любви, а элементарного уважения.

          Вседозволенность приводит к каким-то очень странным явлениям: например, входит в моду влюбленность женщин старшего возраста в молодых ребят. Когда мы опубликовали материал об этом, пришло много писем очень агрессивных - от женщин, которые убеждали себя и окружающих, что жить с альфонсом - нормальное явление.

- Может ли, на Ваш взгляд, Церковь противостоять этим социальным сдвигам?

-  Никто другой этого не сделает. Нельзя прятаться от проблем, они от этого не исчезнут. Надо спокойно и твердо комментировать то, что происходит в обществе, вне зависимости от того, нравится это кому-то или нет. Надо называть вещи своими именами: грех грехом, распущенность распущенностью, растление растлением.  Надо объяснять людям, что табу, ограничения, которые установлены Церковью, диктуются совсем не ханжеством. Эти ограничения в первую очередь охранительны по отношению к самому человеку - его духовному, психологическому и даже физическому здоровью. Кстати, часто достижения современной науки только подтверждают необходимость этих запретов. Ну, например, сейчас доказано, что влюбленность сопровождается выделением эндорфинов - веществ,  которые снижают способность к критичному восприятию происходящего. И для молодых, когда они влюблены, понятно, что именно это некое «снижение критичности», эта некая эйфория влюбленности позволяет преодолеть барьеры, которые ставит наш эгоизм: девушка влюбляется в юношу, не замечая, какой он лопоухий, а юноша может и не заметить, что длинноногая красавица  не так уж и умна... Но, оказывается, если эти же процессы происходят с человеком уже в другом возрасте, например, в 45- 50 лет, когда у него другой гормональный фон - то тут  совсем  иное явление, подчас губительное - человек может стать просто одержимым объектом своей влюбленности, настолько сильно снижается порог критичности. Такое гипертрофированное «опьянение влюбленностью» способно разрушить и жизнь самого человека,  и жизнь его  близких. Получается, наука только сейчас доходит до тех вещей, которые давным-давно знали в Церкви.

           Мне кажется, еще одна из  причин разводов  в том, что в отношениях между мужчиной  и женщиной исчезла тайна. Мы сами не заметили, как произошло  опрощение отношений. У нас даже дети знают все про самые интимные моменты физиологии мужчин и женщин -  потому что  день и ночь по телевизору крутят ролики то про прокладки, то про  препараты для лечения мужских проблем. Человек снижается до уровня животного - причем, не очень чистоплотного, и не очень совершенного. Но мы-то не животные! Мы созданы по образу и подобию Божию. Обычно женщины, которые сами выросли в благополучных семьях, очень точно понимают эту грань, куда можно впустить мужчину, а куда нет. Но эта грань должна существовать, обязательно.

- Но если реалистично смотреть на вещи, очевидно, что таких благополучных семей не очень много, ведь даже в полных семьях роли мужчины и женщины перемешаны или отношения далеки от идеала. Можно ли  как-то еще научиться выстраивать отношения?

- Разумеется,  перед нами несметное богатство мировой литературы - читайте, думайте, учитесь.  У меня был счастливый брак, и  из него вынесла следующее: мне кажется,  главное умение женщины - умение  вдохновить мужчину. А сейчас женщины почему-то чаще   «гасят» мужчин, им нравится показывать мужу, что он никто. Но как можно соперничать с мужчиной, если ты изначально другая? Встань на ступеньку ниже. Кстати, это важно  учитывать и когда воспитываешь мальчиков.

Хотя сама иногда ловлю себя на том, что проще подавлять -  потому что послушное существо рядом это  удобнее. Но ведь Бог дает людям право выбора, право быть свободными, и мы уж тем более не должны его отнимать.

- Вы отметили, что существует индустрия эксплуатации секса в коммерческих целях, но с ней связана еще одна проблема - культ вечной молодости, формируемый индустрией красоты...

- Хороший вопрос... Когда я работала в глянцевой журналистике, то,  встречая за кулисами  актрис, часто испытывала настоящее разочарование. Видишь молодую подтянутую кожу на лице, полностью лишенном индивидуальности.

По-человечески понятно, что актеры «работают лицом», что они должны за ним следить, что хочется остаться молодой, но... Знаете,  у меня огромное уважение вызывают  те актрисы, которые не делали пластических операций - они  с достоинством воспринимают свои морщины, свой возраст, а значит, и свою жизнь. А как иначе? Ведь за каждой моей морщиной стоит отрезок моей жизни - моей боли, моих страданий, или, наоборот, моего счастья, моих радостей. Это мой опыт, это моя жизнь! Почему я должна ее стыдиться? В угоду кому от нее отказываться?

- Но это трудно объяснить женщине, которая нашла у себя первый седой волос или первую морщину. То, что Вы говорите, кажется отвлеченной теорией. А что делать, когда ты боишься, что работодатель посмотрит на тебя и скажет, что лучше взять молодую девочку?

-  Есть все-таки  разница между краской для волос, кремом от морщин и ножом хирурга, пластической операцией. И это даже не вопрос здоровья. Это вопрос того, как ты к себе относишься. Если ты воспринимаешь себя как товар, который ты предлагаешь другим, то понятно, что товар должен быть конкурентноспособным: сегодня  в цене молодость, поэтому необходима, как  говорится, «предпродажная подготовка»  -  и женщина ложиться под нож хирурга.  Но если ты ощущаешь себя не товаром, а личностью, когда за твоими прожитыми годами стоит то, что ты узнала, то, чему ты научилась, то, кем ты стала, тогда это другая история. Думаю, тогда любой работодатель возьмет именно тебя - потому что ты личность. Есть ограниченный круг профессий - модели, балерины, спортсменки, для которых возраст - это минус.  Но во всех других профессиях, в том числе и творческих, твои годы могут стать твоим опытом, твоим уникальным профессионализмом. Я часто вспоминаю французскую актрису Анни Жирардо, которая  не боялась быть некрасивой. А  с каким достоинством несли свои седины МХАТовские актрисы!

 - А что, по Вашему наблюдению, труднее всего преодолеть современной женщине, когда она приходит в Церковь? Вы и сами воцерковлялись уже во взрослом возрасте, и видите примеры подруг, знакомых?

- Лично я не очень коллективное существо. Мне, честно говоря, мешает, когда у меня много знакомых в храме, мне проще идти  туда,  где меня не знают.  Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн очень хорошо сказал: «ищи в церкви Христа, а не  христовых». Потому что после неофитского этапа, когда ты наделяешь святостью все, что с Церковью связано: и священника, и людей в храме, и бабушку за свечным ящиком, и  едва ли и не сам этот ящик, после такого этапа очарования неизбежно наступает этап разочарования. Оказывается, что люди в храме не святы, и даже более того - не лишены каких-то человеческих слабостей. Знаете, пример последних дней, пример отца Даниила Сысоева, нам показывает, что мы должны научиться отличать внешнее в человеке от внутреннего человека. Внешний человек может быть не чужд человеческой увлеченности, человеческой горячности, он не избежит ошибок. Но все это  не исключает его святости по внутреннему человеку.

 

Читать также:

Мать — героиня, отец?..

Киндер, кюхе, кирхе

Женщина создана, чтобы украшать жизнь

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале