Юрий Белановский: у молодежи есть огромное желание послужить Церкви

Первый заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития молодежи Юрий Белановский рассуждает о перспективах развития молодежной работы Церкви, обрисованных на Епархиальном собрании 23 декабря 2009 года. Кто и как будет готовить для приходов молодежных лидеров, социальных работников и катехизаторов?

— Сейчас часто повторяют фразу: «Церковь взяла курс на молодежь». Какие аспекты молодежной работы были подчеркнуты на Епархиальном собрании?

— Не один раз было озвучено, что работа с молодежью – одна из приоритетных, причем на всех фронтах: это как общецерковная работа, так и приоритет приходской и даже монастырской работы, если мы говорим о просветительской и воспитательной функции городских монастырей. На Епархиальном собрании эти приоритеты стали формулироваться как непосредственное задание для клириков. Можно надеяться, что приходы, клирики и церковные сотрудники воспримут это как творческое задание и смогут его выполнить.

Если говорить более предметно, было озвучено, что на приходах должны быть штатные ответственные за работу с молодежью. Наряду с этим – Патриарх Кирилл это несколько раз оговорил — наряду со штатными молодежными работниками должен быть штатный педагог-катехизатор и социальный работник. Это мне кажется очень важным и перспективным. Будем надеяться, что это тоже будет творчески воспринято. Понятно, что далеко не везде возможно сразу взять в штат новых "специалистов". Есть приходы достаточно бедные, с небольшим количеством прихожан, но есть и многолюдные и богатые, и думаю, что на некоторых приходах социальное, катехизаторское и молодежное служение возможно и необходимо.


                  На Епархиальном собрании города Москвы. Фото Владимира Горбунова, ЦДРМ

— Кто будет готовить этих работников?

— Что касается социальных работников, то Святейший Патриарх много говорил о Социальной комиссии, благодарил протоиерея Аркадия Шатова, и по логике будет совершенно уместно предложить подготовку социальных работников этой комиссии. Думаю, что это будет плодотворно, зная, как профессионально отец Аркадий наладил работу и в Комиссии, и в сестричестве.

Что касается молодежных работников. Святейший Патриарх Кирилл назначил нового главу комиссии по делам молодежи при епархиальном совете г. Москвы. Это епископ Игнатий. Его комиссии поручена организация молодежной церковной работы в г. Москве.

Святейший Патриарх – может быть, несколько неожиданно для нас, — озвучил, что возлагает надежды на Школу молодежного служения при Даниловом монастыре. Этот вопрос сейчас обсуждается. Если такое благословение будет дано Святейшим Патриархом наместнику Данилова монастыря архимандриту Алексию (Поликарпову), то наши курсы могут стать основой для воспитания таких молодежных работников.

Очень важно, что Святейший Патриарх использовал термин «молодежные лидеры». Этот термин звучит с 2005 года, но еще три года назад с ним активно боролись. Сейчас он предложен на Епархиальном собрании как официальный.

 
                   На Епархиальном собрании города Москвы. Фото Владимира Горбунова, ЦДРМ

Конкретных вопросов организации молодежной работы озвучено не было, хотя решения некоторых было вполне ожидаемо. Думаю, что было бы очень важно затронуть, например, вопрос взаимодействия с создаваемой на основе православного корпуса "Наших" новой православной молодежной организацией. Жаль, что здесь не были расставлены точки над «i». Ведь дело обстоит так: Москва — это конгломерат достаточно разрозненных молодежных групп, и не одна из них не может даже в малой части предложить то, что объединило бы их. Рассказы вроде «мы собрали тысячу-полторы человек», — это несерьезно. Святейший Патриарх дал оценку таким "масштабам", сказав, что несколько тысяч учащихся во всех воскресных школах для Москвы - это "капля в море". Важно, что это не просто несколько тысяч праздных людей, а учащихся. На марш 4 ноября вся православная Москва дала пять тысяч человек, а параллельные "марши" собрали в разы больше в тот же день. Я говорю это для сравнения с тем потенциалом, который есть у вновь создаваемой всероссийской православной молодежной организации. Жаль, что на Епархиальном собрании эта тема не была затронута.

К сожалению, я не предполагал, что будет такая живая практика с записками на которые отвечал Святейший Патриарх, иначе я бы обязательно задал этот вопрос.

— Более или менее понятно, где можно готовить социальных работников и молодежных лидеров. А где можно набирать катехизаторов на приходы?

— Во первых, надо понимать, что уже много лет при Синодальном отделе катехизации существуют специализированные курсы.

Во-вторых, я это знаю по опыту, очень большой процент православной молодежи — это люди с высшим образованием, которые с помощью самообразования достигли некоторой глубины в понимании церковного учения  церковной жизни. Если мы не говорим о специфически уставных вопросах, о богослужебной практике, к примеру, а говорим о мировоззренческих темах, о вероучении, о вопросах культуры и искусства, то уровень образования этой молодежи сравним, а иногда и превосходит уровень образования некоторых священников. Поэтому я думаю, что вполне достаточной  будет двухгодичная подготовка катехизаторов (по возможности, конечно, более длительная), в рамках которой человек будет вполне приемлемо подготовлен как катехизатор, тем более, что уровень запросов людей, впервые приходящих в храм, — это «кому поставить свечку». Перевести эти запросы на более глубокое отношение к Евангелию, к своей собственной вере — это вполне под силу молодым людям, которые будут катехизаторами.

— Если проблемы с катехизаторами не будет, не будет и проблемы с преподавателями ОПК хотя бы в Москве?

—ОПК – это совсем другая история. Наш Центр занимается этой темой уже лет семь. Здесь серьезная проблема в том, что школы посылают на обучение и переподготовку учителей, которым нужны дополнительные часы, и очень часто эти педагоги ни в какую не хотят учиться, они просто формально отсиживают то время, что выделяется на их переподготовку. Взять и привести в школу новых юношей и девушек, которые станут преподавателями ОПК, нельзя: школы их просто не примут. Дополнительные "копейки" и новые ставки, которые на это выделяются, действительно мудро перераспределить между учителями, у которых и так низкие зарплаты, но при этом безумно страдает уровень преподавания. А потом, все же, работать в школе с детьми – это гораздо серьезнее, чем сидеть в храме и провести получасовую беседу, ответив ему на вопросы, посоветовав литературу.

На катехизаторов молодые люди готовы учиться, я знаю это по опыту нашей работы. Они готовы сдавать достаточно серьезные экзамены, даже по азам психологии (общение с престарелыми, общение с детьми) и педагогики. Они будут "рыть землю", чтобы подготовиться. Я вижу, что у ребят есть огромное желание послужить Церкви, и это меня очень сильно обнадеживает. Но большая трудность, чем подготовка, состоит в том, что нет нормально обеспеченных рабочих мест для этих ребят. Очень хорошо, что Святейший Патриарх озвучил необходимость платить зарплату катехизаторам на приходах.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале