Пасха Красная
Катятся волны, чтобы принести верных к порогу двери райской. Пасха, двери райския нам отверзающая… Солнце Пасхи близится к своему вечному, незаходимому полудню, который сегодня увидят все любящие Христа.
Светлый праздник начинается со звона, благоухания всей Церкви фимиамом (для чего полагается установить два сосуда с горящим углем в церкви и алтаре). Священники облачаются во весь светлейший сан. И начинается крестный ход как бы навстречу грядущему в Небесный Сион – Горний Иерусалим – Победителю смерти. Во время крестного хода весь народ вместе с хором и священниками поет: "Воскресение Твое Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби, чистым сердцем, Тебе славити".
Крестный ход останавливается перед закрытыми церковными дверями и в первый раз мы слышим тропарь Пасхи, который будет сопровождать нас еще 40 дней (до праздника Вознесения): "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав". Поют священники, хор и весь народ. Отверзаются церковные двери, и крестный ход с этой радостной вестью шествует в храм, подобно женам-мироносицам, которые поспешили в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.
Пасхальный канон святого Иоанна Дамаскина – важнейший момент пасхальной утрени, средоточие радости, объяснение ее смысла. "Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное". Хор радостно поет "Боготец убо Давит пред сенным ковчегом скакаше играя", а в это время священники кадят храм, приветствуя верующих «Христос воскресе!».
Если душу пасхальной утрени выражает канон, то сущность пасхальной Литургии – это ее Евангелие. В храмах по всей России в этот день читают Евангелие на разных языках: как древних – церковно-славянском, греческом, еврейском, так и современных – русском, английском, немецком, французском и др. в знак того, что Евангелие (буквально с греч. «благая весть» о спасении всех людей) было проповедано всем народам по всей земле. Пасхальное евангельское чтение – это повесть о вечности Творца и о новом творении. И Церковь, подражая Ангелам, хвалившим Бога в дни миротворения, каждый стих Евангелия нового бытия встречает торжественным ударом в колокол, а последний стих – общим трезвоном.
Пасха празднуется сорок дней, а первая неделя Праздника называется Светлой Седмицей. Каждый день носит то же название – Светлый Понедельник, Светлый Вторник… Царские Врата открыты всю седмицу.
Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) православные приветствуют друг друга словами «Христос Воскресе!», отвечая «Воистину Воскресе!»
* Имеется в виду чудо, совершенное Богом во время бегства евреев из египетского плена: евреи, ведомые Моисеем, прошли по дну моря, "яко по суху", волны расступились перед ними, но поглотили фараона, преследовавшего их.