Листовки против суеверий
Когда стоит очередь из тысячи человек, проповедь в обычном ее варианте невозможна |
- Жалко было людей, которые приходят за крещенской водой, и не знают, что это такое, - рассказывает инициатор проекта с листочками, иерей Алексий Яковлев. Клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери. - Когда стоит очередь из тысячи человек, проповедь в обычном ее варианте невозможна. Но можно сделать листовку. Чтобы каждый сам прочитал, и, придя домой, поделился своими знаниями с домочадцами.
Листовки начали делать в 2008 году. На принтере отпечатали 7 листов А4 с информацией о крещенской воде и раздали в Тихвинском храме. На следующий год сделали уже 250 000 и раздали на дружественные приходы.
В 2010-м году решили напечатать еще больше, чтобы раздать уже по всем храма Москвы, Это начинание благословил председатель Миссионерского отдела РПЦ архиепископ Белгородский Иоанн. Для Москвы епископ Игнатий написал сопроводительное письмо к настоятелям храмов. Развозили пачки листовок по московским храмам молодые прихожане Тихвинского храма - своим ходом и на машинах.
- У меня есть друг, студент Московского университета, который в своих религиозных убеждениях не «обрел себя», - рассказывает прихожанка Тихвинского храма. Студентка соцфака МГУ Татьяна Грудина. - Он был простужен, но взялся помочь мне. У нас было так: приезжаем в храм, показываем письмо, показываем листочки. Если это интересует, оставляем необходимое количество листочков.
Как правило, ребятам не отказывали, несмотря на их изначальные опасения.
- Я очень боялась определенной категории людей, которую можно назвать «бабушки на приходах», - делится Таня. - И я четко понимала, что именно с этой категорией мы столкнемся, поскольку мы раздавали в будние дни, когда священники не всегда в храме. И меня порадовало, что в какой бы храм мы не вошли, женщины в лавках и за свечными ящиками очень доброжелательно нас выслушивали и старались помочь. Прикидывали, сколько им нужно листовок. В одном говорят: «Наверное, на Крещение придет человек 500, но, может быть, 1000. Сейчас с батюшкой поговорим». Выходят - 1200.
В основном листовки развозили студенты, несмотря на то, что в январе идет экзаменационная сессия. С утра сдавали экзамены, потом планировали маршрут - и разъезжались по Москве по разным направлениям. Но не только они.
- Люди абсолютно разных возрастов объединились в единое целое, они функционировали вместе, как одна команда, и это было очень приятно! - рассказывает одна из прихожанок.
Кто-то ксерил, кто-то развозил, кто-то помогал найти машину...
- Те, кто постарше, и опытом могут поделиться, и финансами. А молодежи приятно и старшим помочь, и со своей стороны что-то сделать, - считает иерей Алексий Яковлев. -
Иерей Алексий Яковлев |
Даже с развозом листочков. У старших машина есть - у младших нет, зато есть силы, чтобы полдня поездить по московским храмам.
- Было очень много интересных моментов, - делится впечатлениями студентка социологического факультета МГУ Юлия. - Во- первых, когда едешь по центру Москвы - это одно, а когда по спальным районам - совсем другое. В центре все храмы более-менее знакомые. Виденные много раз... А тут - такие вот «сказочные теремочки» стоят посреди чистого поля или среди целого «леса» многоэтажек. Все тихо, спокойно... и в эти крошечные храмы приходит просто огромное количество людей за крещенской водой. А просят всего лишь 300- 500-1000-2000 листовок ...
Вчера мы заехали очень удачно, в усадьбу «Узкое». Священник рассказал много забавного: «Приходит ко мне бабушка с почти 10-литровой бадьей. Я ее спросил: «Зачем столько воды? «Ну как зачем, у меня соседка колдунья, я ей всю дверь оболью. Батюшка, дайте мне такую молитву, чтобы ее, прям, скрутило!». В другом храме нам тоже случай рассказали. Задают вопросы такие: «Вот у моей собачки глазки болят, можно ей закапать?»
Раздавали листочки не только в Москве. В Воронеже листовки согласились распространять сотрудники местного миссионерского отдела, в Лондон и Ригу их передали со знакомыми. Доехали просветительские листовки и до Санкт-Петербурга, и до многих подмосковных городов.
- Мы на Рождество с нашими прихожанами ездили в Дивеево. И я уже буквально перед выходом решила взять с собой одну листовочку, на всякий случай. Я не задумалась, что туда тоже можно отвезти. И я показала ее своей знакомой монахине, а та - настоятельнице. И матушка игуменья благословила привезти листочки в Дивеево. Когда мы уже уезжали, одна из сестер говорит игуменье: «А это девушки, которые помогали нам украшать монастырь и листовки привезли». И игуменья посмотрела на нас - и говорит: «Подарки им!». Было, конечно, приятно! - рассказывает студентка соцфака МГУ Татьяна.
Сделать листовки и раздать их по храмам - работа нехитрая. Удивительно, что до сих пор больше никто не догадался этого сделать. Зато принимали их с большой радостью. В одном из монастырей Екатеринбурга, как говорится в присланном с Урала письме, был «настоящий ажиотаж». Просили выслать еще. Председатель воронежского миссионерского отдела был очень благодарен и прислал отцу Алексию смс-ку: «Я впервые столкнулся с такой искренней поддержкой».
Конечно, эта «листовочная» работа требовала денежных затрат. Благотворитель предпочел имени не называть. Но впечатлениями поделился:
- Наше участие было минимальным. Для меня очень было важно прочитать текст, который напечатан в листочке. На самом деле, у меня не укладывается в голове, что один приход смог на пол страны листочки раздать. Это невероятно! Но силами молодежи, в которой столько энергии, это все стало возможно.
Конечно, можно критиковать и исполнение листочков (верстка «кирпичом», как у приходского листка 90-х годов), и сам текст: он написан чересчур велеречиво. Оказывается, упрощать язык не стали намеренно.
- Делать текст примитивным, на наш взгляд, не было никакого смысла. -рассказывает иерей Алексий Яковлев, - Он совершенно понятен, в нем нет каких- то дореволюционных оборотов, он удобочитаем. И если там говорится о святых, например, преподобных, то у человека есть возможность, наоборот, узнать об этих святых. Если же он слышал о них, то для него это является авторитетным.
Прихожане Тихвинского храма планируют повторить этот опыт не только на следующее Крещение, но и в ближайшую Пасху, с празднованием которой тоже связаны многие суеверия.