Метафорический язык скульптуры: открытие выставки Кирилла Протопопова
На этой выставке 12 работ – по ним сразу видно, что это работы одного автора, но среди них нет одинаковых. Бронза с цветными инкрустациями и тонировками, вставки из дерева и гипса – скульптуры интересно рассматривать, обходить кругом, приглядываться, искать самые интересные или трогательные детали. А возможно, в каждой черточке на бронзовой фигуре есть свой символизм.
Основная часть экспонируемых скульптур – из серии «Люди», самая большая – 170 см, в человеческий рост – из коллекции 1998 года «Объекты с неба». Внизу на скульптуре нанесен текст 90-го Псалма Царя Давида. Здесь мы встретим и льва, и другие неведомые творения.
В последнее время в тех московских храмах, где есть небогослужебные помещения, стали обычным делом разнообразные встречи – конференции, чтения, концерты духовной музыки, фотовыставки. Все пятнадцать лет существования прихода происходило подобное и в храме святой Татианы: не случайно же здесь такой просторный притвор.
Однако выставка скульптуры открылась здесь впервые. Именно о новизне такого начинания говорил настоятель храма прот. Максим Козлов, открывая выставку. Отметил он и еще один важный принцип: Кирилл Протопопов – не знаменитость «со стороны», а «своя знаменитость», тот, кто ходит в эту церковь постоянно, исповедуется и причащается, и при этом не выделяется среди других прихожан, хотя и остается известным российским скульптором, наделенным талантом от Бога.
Автор провел краткую экскурсию по экспозиции: большинство работ выполнены после 2000 года, использованы тонировки, различные металлы (позолота, серебро), различные техники (вкрапления смальты, инкрустации). Гипс напоминает об искусстве эпохи архаики: здесь оживает связь современной скульптуры с древней. В работе «Ведущий и говорящий» использовано дерево.
Больше всего Кириллу Протопопову хотелось бы услышать мнения зрителей.
Среди авторитетных ценителей на открытии была Елена Михайловна Суровцева – заслуженный художник Российской Федерации, скульптор, соседка Кирилла по мастерским. Главное, что, по мнению Елены Суровцевой, отличает Кирилла, – искренность. «Кирилл мне всегда напоминает лучших чеховских героев, когда он пишет об интеллигенции, – сказала она. – И работы Кирилла отличаются строгостью линий, пропорций, отбора: он никогда не позволит себе ничего лишнего». Елена Михайловна отметила также требовательность художника к себе и единство его творческой и жизненной позиции: «У Кирилла лучшее художественное образование, которое можно получить в нашей стране. Но он очень рано выбрал свой путь – причем путь очень строгий, и с тех пор его придерживается».
«Это особый оригинальный язык, нельзя спутать работы Кирилла с другими скульпторами, – согласился с Еленой Михайловной священник Владимир Вигилянский. – Это язык метафорический, с большой степенью условности, при этом своими корнями уходящий в древность, в Ветхий Завет». Самое главное, что отметил отец Владимир в искусстве Кирилла Протопопова, – «стержень Божественного замысла о красоте мира, без которого искусство жить не может».
Выставка продлится до 7 февраля. Особенно много людей увидят ее в дни престольного праздника храма – 24 и 25 января. Вход на богослужения престольного праздника и на выставку в часы, когда храм открыт, – свободный.
Во время открытия выставки прозвучал еще один анонс: 3 февраля здесь же, в притворе храма, Московский Синодальный хор под управлением заслуженного артиста России Алексея Пузакова исполнит «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова. Вход на концерт по пригласительным билетам.