Легкость и глубина: В музее-мастерской скульптора Лазаря Гадаева (ФОТО)
Двухэтажный дом № 9 в Земледельческом переулке - вот она, мастерская. За белой дверью - удивительный мир: светлый, добрый, наполненный такимим удивительными вещами, что впору молчать и смотреть, пошире открывая глаза. Мир художника сам все расскажет о художнике. Может быть, не сразу. Но вам захочется вернуться сюда еще не раз.
Константин Гадаев рассказал, что у его отца было два любимых сюжета, точнее даже сказать, две основные линии в творестве: зарисовки из народной осетинской жизни и евангельские сюжеты, и шире - все, что связано с христианством.
Работы Лазаря Гадаева - это музыка, слова, диалог. Они словно живые, вот-вот начнут двигаться и говорить. И в принципе, так и происходит - главное, услышать и увидеть.
Константин рассказывает, что художник прежде, чем отлить большую скульптуру, делал миниатюры. И большое, и маленькое получалось, с одной стороны, похожим, а с другой - соверешенно разным. Это как два человека: у них две руки, две ноги, голова, глаза, душа, но они - отличаются друг от друга.
Часть мастерской "живет" на улице, во дворике, под небом. И тут работы Лазаря Гадаева тоже ведут себя иначе, не так, как в стенах мастерской.
Вообще, когда смотришь на работы скульптора, хочется характеризовать их глаголами. И это не случайно.
Мы уходим, а работы остаются. Но мы все равно уносим с собой невыносимое ощущение глубины и... легкости. Легкости, которую объяснил в свое время Юрий Норштейн: "Осязаемость пластики Гадаева – это еще и живопись. Я говорю не о цвете. Гадаев не лепит, он наращивает фактуру, наполняет, возвышает ее до невидимой в пространстве поверхности. Мне представляется, что Лазарь не любит твердых поверхностей – она у него многослойна, как может быть многослойна живописная фактура. Она текуча, объем его скульптур содержателен полным безразличием к правдоподобию. Меня поражает поверхность его скульптур. Она будто не часть тяжелого объема, а тонкая графическая амальгама. Наверное, отсюда ощущение легкости".
СПРАВКА
Лазарь Гадаев родился в 1938 году в селе Сурх-Дигора недалеко от г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ), в Осетии.
Сын крестьянина, не вернувшегося с войны, Лазарь Гадаев (Гадати Лазар) закончил художественно-графический факультет Северо-Осетинского педагогического училища (1960) и продолжил обучение в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. Его учителями стали живописец Дмитрий Жилинский, скульптор Матвей Манизер и система пластики Александра Терентьевича Матвеева.
В год окончания института (1966) Лазарь Гадаев был принят в Союз художников СССР.
С 1970-х годов его мелкую пластику стали включать в экспозиции. При разнообразии сюжетов, рожденных фантазией художника, основной предмет изображения — человек и владеющие им чувства, тонко переданные переживания персонажей, ведущих между собой застывший во времени диалог.
В настоящее время скульптуры Гадаева из различных материалов — камня, дерева, керамики, бронзы — находятся в собраниях Третьяковской галереи и Государственном русском музее в Санкт-Петербурге, Северо-Осетинском республиканском художественном музее им. М. Туганова, музее Петера Людвига в Кельне, частных собраниях в России, США, Германии, Франции.
Признанному мастеру «малой пластики» удалось реализовать и ряд монументальных замыслов — композиции в парках Еревана, Сеула, Владикавказа, Хоерсверде (Германия).
Автор памятников — Георгию Малиеву (Владикавказ, 1986), Темботу Керашеву (Майкоп, 1990), Александру Пушкину (Москва, 1999), Осипу Мандельштаму (Воронеж, 2008).
Скульптор Лазарь Гадаев увлекался графикой и писал стихи, рассказы на дигорском диалекте осетинского языка. В 1989 году была издана его книга миниатюр «Талант».
Скончался в Москве в 2008 году на семидесятом году жизни, похоронен на Троекуровском кладбище.
Читайте также: