Новые приключения на Святой земле
Пасха Христова
Монастырь Георгия Хозевита |
Литургия где-нибудь на севере Архангельской области точно такая же, как и в храме Гроба Господня. В общем, выбор был сделан в сторону миссии, и, как оказалось, не зря.
Было, конечно немного тяжеловато после предыдущей службы поспать удалось всего два часа. Пасхальная заутреня началась в два ночи, служило ее множество духовенства, человек 30 из разных уголков нашей родины, практически все приехали с паломническими группами. Спокойно, чинно, молитвенно и торжественно, прошла служба, пел мужской хор миссии. Все как в России: даже пасхальное послание Святейшего читали перед причастием. Радость духовная переполняла, все наши паломники причащались.
Гробница Лазаря |
Святыни здесь выше конфессиональных разногласий. Престолы, на которых совершается литургия, открыты для всех, и часто бывает, что разные конфессии христианские служат попеременно на одном престоле, и обычным людям позволительно их касаться.
В очередной раз, поспав не более двух часов, мы отправились на Елеонскую гору. Были в месте Вознесения Спасителя, в Гефсиманском саду, рядом же посетили Кедронский поток. Слов нет. Оттуда просто невозможно уйти!
Вифлеем
Иорданская пустыня |
Хорошо Светлую неделю провести в паломничестве по Святым местам. Так делают многие и в Москве, едут, например, в Троице-Сергиеву лавру или еще куда-нибудь. Так и мы решили не отставать от старой московской традиции и поехали на место рождения Спасителя и в Хеврон, где растет Мамврийский дуб.
День сегодня прошел под знаком любви к братьям нашим католикам, в лице итальянцев. Но про это чуть позже.
Вообще, нынче паломников возят на Палестинские территории редко. Хамас и все такое… Но здесь как-то в очередной раз все сложилось. Мы миновали большущую стену, которую строит Израиль вокруг Палестинских территорий и въехали в автономию. Чисто визуально она мало чем отличается от Иерусалима, правда, немного беднее, ну и евреев нет совсем.
Пещера Рождества Христова |
Приехали к базилике Рождества Христова. Это огромный храмовый комплекс, где все перемешано. Тут и пещера Рождества, и католический монастырь, и пещера где жил и подвизался блж. Иероним, и пещера Вифлеемских младенцев.
Основной храм ― православный, единственный сохранившийся со времен равноапостольной царицы Елены (начало IV века), с византийской мозаикой IV-VI веков. В храме шла служба на арабском, греческом и русском языках. Под алтарем храма находится пещера Рождества, и в момент окончания православной литургии, в пещере начиналась католическая месса (над Рождественской звездой тоже находится престол). И вот тут произошла первая встреча с католиками.
Когда начинается их служба, а это здесь происходит несколько раз в день, то доступ к святыне для паломников перекрывается. Очередь к пещере состояла в основном из католиков-итальянцев, которые, заслышав знакомые звуки стали ломится туда с невероятной энергией. Что заставило нас отступить. Через час мы вернулись, месса кончилась, а итальянцев ― только прибавилось. Пришлось, активно работая локтями, прокладывать себе путь, иначе бы нам туда и вовсе не попасть.
Также посетили и т.н. Молочную пещеру, где по преданию (католическому) Божия Матерь кормила Христа, и где произошло поклонение волхвов. Пели рождественские колядки, что на Пасху само по себе удивительно.
Хеврон
Мамврийский дуб |
После этого мы поехали в Хеврон, в котором живут всего четыре православных человека. Это служащий там отец Владимир, монах, и две монахини. Остальные в этом городе ― мусульмане. Но местное население уважает русскую Церковь. Правда, бывает, свистят пули, когда возобновляется интифада, но к этому насельники уже привыкли. Очень колоритный там сторож в 11-м поколении, мусульманин, кстати. Считает, что в независимости от того, куплена эта земля или нет ― все временно и она по-настоящему принадлежит только ему. Воспитывает своего сына в преемники.
Мамврийский дуб ― огромный высохший дуб в возрасте более четырех тысяч лет, который совсем недавно дал один маленький зеленый отросток, что само по себе чудо. Вообще чудо и появление самой дубравы, ведь растительность Святой земли не предполагает деревьев ― только кустарники.
Ох уж эти итальянцы...
И, конечно, по возвращении в Иерусалим, мы пошли ко Гробу Господню. И здесь второй раз встретились с нашими братьями. Опять началась месса, закрыли Кувуклию для паломников, а эмоциональная и бесцеремонная итальянская очередь к святыням опять выросла, и откуда они взялись, на Пасху столько не было. Ну да ничего, объяли друг друга радостью.
Заметил странную особенность: армяне и греки служат в основном по ночам, никого к себе особо из чужих не пуская, только по договоренности. Очень редко служат на престолах святынь, доступа к святыням не перекрывают. У католиков все наоборот: служат средь бела дня, во время наплыва паломнических групп, и только на престоле святыни. Народу ― тьма, а доступ к святыне закрыт. Православные ― терпеливо ждут, когда кончится месса.
Вот так, друзья мои, бывает на Святой земле.
Продолжение следует...
Впервые опубликовано 10 апреля 2007 года под названием «Новые приключения отца Павла на Святой земле»