Церковь и государство в высшей школе

Церковь и высшая школа - эта тема охватывает и проблемы домовых храмов, и миссию в студенческой среде, и введение богословских дисциплин в образовательные стандарты. 26 января все эти вопросы были затронуты на пленарном заседании XVIII Рождественских чтений в Москве.

 

 

 
 Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий

К сожалению, ни один из заявленных в программе представителей Министерства образования и светских вузов не смог принять участия в пленарном заседании.  

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий поделился со слушателями опытом просветительской деятельности Московской епархии в последние годы: «если бы мы использовали только возможности духовенства, а не опирались на поддержку властей, родительского и педагогического сообщества, нам многого бы не удалось сделать».

В Московской епархии подписано соглашение с Министерством образования Московской области, так что церковно-школьное взаимодействие официально оформлено и приобрело юридическую базу. 60 тысяч учащихся в 900 школах области и около 7 тысяч учеников в 60 учреждениях дополнительного образования изучают такие предметы, как основы православной культуры, духовное краеведение Подмосковья.

Проводится целый комплекс просветительских мероприятий: губернаторские рождественские елки, встречи с митрополитом Ювеналием на Светлой Седмице, собрания «Подмосковная весна - дорога к храму», в сентябре - учительские конференции по основам православной культуры, областные рождественские чтения, проходят курсы повышения квалификации для учителей ОПК.

«В Московской области удалось реализовать эффективную систему церковно-школьного взаимодействия», - подытожил митрополит Ювеналий.

           
 Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк

Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк рассказал об опыте религиозного образования в Зарубежной Церкви. Характерной чертой ситуации за рубежом является двоякая цель пастырей Церкви: с одной стороны, сохранение православия в тех семьях, где оно укоренено, и насаждение его в тех семьях, где оно принято недавно; с другой стороны, сохранение русской культуры в тех семьях, где она донесена до сегодняшнего дня.

«Мы стремимся к тому, чтобы наши пастыри как можно больше общались с молодежью: они делают это как при преподавании Закона Божьего, так и при посещении семей прихожан, которое у нас является регулярным занятием священника», - сказал архиепископ Марк. Владыка сравнил эту ситуацию с российской традицией: паствы в России столь много, что у священников нет возможности посещать семьи. А в Европе священник принимается как свой - это помогает человеку потом исповедоваться без принуждения и стеснения.

«Не так важно, что преподавать, - важно общение со священником», - говорит архиепископ Марк о работе священников в детских садах, школах РПЦЗ.

В Баварии Закон Божий признан как школьный предмет - учащиеся получают оценки в табели. Программа при этом строится по циклам. Например, Ветхий Завет изучается в первом классе, затем в четвертом и в восьмом классах. Курс Закона Божьего согласован с курсом истории: никто не будет рассказывать о Никейском Соборе в тот период, когда на уроках истории рассказывают о гитлеровском фашизме.

Архиепископ Марк отметил, что признание Закона Божьего школьным предметом таит в себе серьезную угрозу: уроки могут оказаться принудительными, школьники могут ходить на них из-за посторонних интересов (например, мальчик может ходить не ради знаний, а ради общения с красивой девочкой), а также могут возникать конфликты с родителями, если дети окажутся более просвещенными в вопросах веры (ребенок знает, что нужно идти в храм, но родители настаивают на лыжной прогулке воскресным утром). Чтобы снять вторую проблему, в европейских приходах проводятся уроки Закона Божия для родителей. 


 Архиепископ Верейский Евгений

 Архиепископ Верейский Евгений, ректор Московской духовной академии и семинарии, рассказал о том, какую роль играют основы научного знания в духовной школе. Образование в духовной школе неразрывно связано с воспитанием и ставит целью подготовку молодого ученого-богослова. Само богословие не нуждается в опоре на рациональное мышление, но научные методы в духовном образовании необходимы, так как святые отцы пользовались понятиями, прежде уже известными в философии, и так как богословие ставит задачу передачи богооткровенного опыта на языке человеческого общения.

«Представляется целесообразным также ввести в духовных школах курс, эквивалентный университетскому курсу по основам научной и исследовательской работы», - подытожил владыка Евгений.

 
 Протоиерей Владимир Воробьев

Ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев посвятил свой доклад положению христианских университетов в образовательном пространстве. «Идеал университета, выпестованный христианской цивилизацией, дал мощнейший толчок для развития науки и культуры», - отметил отец Владимир. С его точки зрения, сегодня на Западе христианство удерживает свои позиции именно благодаря университетам.

Протоиерей Владимир подробно сравнил систему католических университетов и православных духовных школ. На Западе существует целая сеть католических университетов, разделяющихся на типы в зависимости от меры управляемости папским престолом. Для этой системы характерен большой плюрализм; имеется действующая Конституция католических университетов. Ватиканские ученые степени признаются многими государствами.

 
 Епископ Зарайский Меркурий

Председатель президиума пленарного заседания епископ Зарайский Меркурий выразил надежду, что на секциях и конференциях Рождественских чтений будет предложено не только сравнение западной и российской систем религиозного образования, но и конкретные шаги, которые необходимо предпринять, чтобы создать в России не менее совершенную систему обучения. Перечень таких шагов епископ Меркурий предложил включить в итоговый документ Рождественских чтений.


Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий

 Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий в своем докладе утверждает: «Нужно определить основания сотрудничества государственных структур и Церкви, определить, в чем состоит различие взглядов на образование у современного общества и Церкви».

Проблема в том, что в обществе нет единого взгляда на образование. Главным образом оно ориентировано на материальное благополучие, поэтому и образование нацелено на его достижение, то есть призвано служить практическим целям. Архиепископ Алексий противопоставил этому церковное понимание образования, не меняющееся со временем, основанное на святоотеческом учении. Смысл образования святые отцы видят в органичном преображении всей природы человека, поэтому для Церкви образование неразрывно связано с воспитанием. 

Архиепископ Алексий сформулировал, что препятствует церковно-государственному сотрудничеству в сфере образования. Во-первых, это сведение методик к простым системам тестирования, введение ЕГЭ. Во-вторых, еще сохраняются обязательные для преподавания материалы, антихристианские по сути, враждебные православию (особенно в курсах истории, литературы). Не может быть одобрена Церковью и тенденция к коммерциализации образования. 

 
 

Епископ Макаровский Иларий, председатель отдела религиозного образования и катехизации Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, рассказал о положении православного образования в украинском правовом поле.

Епископ Гатчинский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии, выступил с докладом «Интеграция православного духовного и нравственного образования в образовательное пространство России». Речь шла не о нивелировании очевидных различий двух систем и не о преобразовании одной системы по образцу другой. «Интеграция бывает там, где принимаются во внимание различия», - подчеркнул владыка. Необходимы: лицензирование и аккредитация учебных заведений РПЦ, введение в школьную программу ОПК в составе комплексного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики», дополнительное образование детей и взрослых (постдипломное), курсы повышения квалификации для учительских кадров.

Недостаточно просто согласовать учебные планы духовных школ со светскими образовательными стандартами, подчеркивает епископ Амвросий.

«Необходимо создать образовательную инфраструктуру православной миссии - богословское образование можно получать как первое или на основе высшего светского образования. Пока такие опыты носят фрагментарный характер. Однако эта тенденция отвечает европейским моделям непрерывного образования, - сказал епископ Амвросий. - 

Подобная программа в отношении исламского теологического образования уже имеет статус государственный - идет обучение студентов одновременно по программам теологических вузов и социально-гуманитарных светских факультетов».

 Секретарь Ученого совета Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов посвятил свой доклад теме «Опыт взаимодействия церковных и светских образовательных сфер в рамках образовательных проектов учебного комитета РПЦ». «Богоборческая власть сознательно вытеснила все церковное в маргинальную область, - сказал он. - До революции существовало не только образовательное, но и научное, и журнальное единое пространство». Теперь же со стороны светской образованности церковная наука стала восприниматься как нечто своеобразное и маргинальное. Церковная реакция - отторжение враждебной идеологической парадигмы и боязнь оказаться высмеянными. «В итоге к концу советского периода эти две образовательные сферы оказались надёжно изолированными, автономными и самодостаточными».

Преодоление этой автономности - одна из задач портала «Богослов.ру», работой которого руководит протоиерей Павел. «Именно портал как полноценное средство массовой информации является наиболее активным игроком на поле взаимодействия светского и церковного образовательного пространства», - считает отец Павел. Путём преодоления изоляционизма мыслилось максимально широкое информирование общества о нынешнем состоянии церковного образования и науки.

Протоиерей Павел Великанов рассказал о работе по оцифровке богословских текстов и религиозных журналов, а также о других проектах портала и о совместном проекте «Мир. Человек. Слово», который реализуется совместно с центральной государственной радиостанцией «Радио России».

Проблема, отмеченная редактором «Богослова», - неготовность определенной части церковного сообщества вести дискуссии и боязнь дискуссий. Необходимо предоставлять портал для публикации полярных мнений, потому что без дискуссии развитие невозможно.

«Главное - создать единую богословскую и научную среду и вернуть богословие и церковную науку в пространство академической фундаментальной науки», - подытожил отец Павел.

Протоиерей Александр Ильяшенко считает особенно важным воспитание патриотизма среди учащейся молодежи.

Доклад настоятеля храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова протоиерея Максима Козлова был посвящен миссии Церкви в высшей школе. Осветив опыт, накопленный в этой сфере до революции настоятелями домового храма Московского университета - профессорами богословия, протоиерей Максим обратился к сегодняшним проблемам. «Сфера церковно-государственных отношений в области высшего образования на сегодня остается совершенно неопределенной. Существуют определенного рода ножницы между законом о высшем образовании и законом о религиозных объединениях», - сказал он.

На сегодня пребывание различных церковных институтов в государственных высших учебных заведениях целиком зависит от симпатий или антипатий руководства данных вузов. Это касается и института домовых храмов. Для решения этого вопроса необходимо продвижение законодательных инициатив в этой области. Причем делать это надо в ближайшее время: если не сейчас, неизвестно, что можно будет сделать через пять или десять лет. Одна из таких инициатив - озвученное 25 января ректором МГУ Виктором Садовничим предложение заключить договор о сотрудничестве между Московской Патриархией и Российским союзом ректоров.

То же касается и теологических факультетов. Сегодня нет четкой законодательной процедуры церковного влияния на них. На уровне личных отношений конкретного правящего архиерея и губернатора или ректора вуза ситуация может быть благополучной. Но столь же реально проникновение на эти факультеты сектантов, людей со странными воззрениями, в том числе декларирующих свою православность, но не придерживающихся мировоззрения Православной Церкви. Преподаватели этих факультетов должны удовлетворять и критериям Министерства образования, и критериям той конфессии, основы которой они будут преподавать.

«Я не раз называл эти цифры: у нас более пятисот храмов в исправительных учреждениях и не больше тридцати - в высших учебных заведениях. Где государство видит желательным влияние Церкви: на заключенных или на студентов - потенциальных лидеров, будущую элиту общества?» 

В заключение протоиерей Максим Козлов напомнил, что, согласно инициативе ректора МГУ Виктора Садовничего, для разработки конкретных направлений будущего взаимодействия Московской Патриархии и Российского союза ректоров будет создана совместная рабочая группа. Вероятно, о первых итогах ее работы можно будет отчитаться уже на следующих Рождественских чтениях.

Фотографии взяты с сайтов:

hahovskoe-blag.ucoz.ru

bible-mda.ru

hamburg-hram.de

calendar.rop.ru

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале