Патриарх Кирилл и национальная модернизация
Внимательно посмотрим на окружающий нас пейзаж. Становится ясным, что для запуска инновационной экономики нам нужны всего лишь две стартовые инновации. Две, но зато какие. Это ответственный гражданин и солидарное общество. А публичные основания ответственности и солидарности не спроектировать на компьютере и не сделать на заводе. Эти основания находятся в духовной и культурной сфере.
Ныне Русская Православная Церковь остается чуть ли не единственным социальным, культурным и общественно-политическим институтом в пределах Отечества, способным к внесению в жизнь и деятельность смысла - в эпоху всеобщего дефицита смыслов, постмодернистской легкости их взаимопревращения и растворения.
В этой ситуации важнейшей общественно-политической задачей Русской Церкви и церковного народа естественным образом становится цивилизационное самоопределение, отстраивание современной национально-государственной идентичности России и русских. Конечно, всех наших сограждан и всех православных народов, как и молится Церковь о всех и за вся, но непременно и русских, может быть, в первую очередь русских, поскольку именно здесь сегодня наиболее распространенные, значимые и болезненные проблемы.
Отстраивание идентичности, покоящейся на вечных основаниях православной веры и при этом современной, деятельной, конкурентоспособной, привлекательной для всех, не только для церковных людей. Свидетельствующей нынешним языком о многовековом наследии всей восточнохристианской русской цивилизации, о ее нравственном праве быть в мире и лидировать в нем.
Именно в этом ключе, по моему разумению, строится повестка Патриарха Кирилла, пришедшего год назад на трон Московских Первосвятителей.
Прямое соположение церковной традиции и актуальной общенациональной и мировой проблематики - нравственной, культурной, общественно-политической.
Возвращение в церковную среду высоких стандартов культурности, образованности, профессионализма, социальной активности.
Приоритетное обращение к мирянам и к молодежи.
Каждый мог видеть, как последовательно разворачивалась эта повестка на протяжении минувшего года.
Говоря применительно к церковным делам об «общественно-политических задачах», я, конечно же, отчетливо понимаю, что главное и, по большому счету, единственное предназначение Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви есть спасение бессмертной человеческой души, ее присоединение к Церкви торжествующей, сонму праведников на небесах. Но поскольку Церковь земная, воинствующая действует ради спасения душ человеческих здесь, на земле, в грешном и поврежденном мире, ей по нужде приходится осваивать в необходимом и достаточном объеме земные средства - культурные, общественные, политические.
Единственное, чего следует в этом движении по-настоящему опасаться, это перепутать местами цели и средства, поскольку средства эти разнообразны, богаты, увлекательны и в своей собственной логике имеют тенденцию к самодовлению. При недостатке внимательности они могут закрыть собой духовные цели, ради которых применяются. В истории Церкви такое бывало не единожды.
С приходом Патриарха Кирилла связывалось много надежд. Были и опасения, в том числе подобные только что названным. Жизнь показывает, что эти опасения не оправдываются. Уже вскоре после 1 февраля 2009 года стало ясно: церковный народ в абсолютном большинстве своем принял нового Предстоятеля. Даже у тех, кому облик и стиль Патриарха не стали ближе, на первое место вышло спокойное рассуждение: «Это воля Божия, чтобы Патриарх был такой. Это сейчас надо для блага Церкви, а значит, и России».