Как накормить сытого
Да и нами, христианами, на тему поста написано более чем достаточно. И о том, что он - в необходимость, и о том, что - в радость, и в духовном аспекте, и в кулинарном, и в каноническом, и в бытовом... И будет, мню, еще немало написано. Вот и я, грешник, взялся написать о том, что в этой связи волнует лично меня, - простите, если нижесказанное покажется вам не стоящим внимания или многословным...
Голос из-за левого плеча тут же советует: «О каком еще личном! Не имеешь права, в Церкви нет «личного», всё должно быть общественным. Ты - пастырь, не морочь овцам голову! Напиши проповедь, ты ж умеешь!.. Сдобри её цитатами из святых отцов, вверни подходящий анекдот, мораль выведи - главное, доведи себя до состояния учительности и обличительности, в миллионный раз наставь погрязшее в грехах человечество, что, мол, постимся постом благоприятным, что только ближнего своего не ешь, и проч., и проч... Пиши! Бумага, ой, то есть белая страница Ворда, всё стерпит!». Нет, однако, учительствовать и убеждать непостящихся поститься не стану. Подлинным и увлеченным аскетом и постником я себя, увы, не назову (для меня, например, Пасха куда важнее и долгожданнее поста, а есть и такие, для кого - наоборот), а повторять общие места не хочется. Я только озвучу два момента, которые, размышляя о наступающем посте, вижу для себя важными... Задам два вопроса - а тот, кто прочтет, может быть, увидит в них созвучное себе.
Первое - притча Христова в Неделю о Страшном суде. Господь говорит просто: что сделал ближним - то сделал Мне. И не спрашивает: постился ли, и как именно, и если нет, то как посмел? Так или нет? Так. И вряд ли стоит пускаться в сложные оговорки: вот, мол, на самом деле Господь имел в виду то-то и то-то, каковые рассуждения слышать и читать приходится нередко... Господь иногда говорил притчами - но никогда туману не напускал, даже наоборот, говорил иногда чересчур прямо, чем и шокировал две с лишним тысячи лет назад представителей религиозной общественности, да и до сих пор продолжает иных шокировать...
Итак, что сделал ближним... Любовь к Богу и любовь к ближним, конкретным, а не абстрактным, тому немногому количеству людей, которые по жизни тебе встречались. Исполнение заповеди - делом. Просто и понятно.
Тут опять мой воображаемый оппонент перебьет меня: «А вот как раз пост и есть дело любви к Богу, Который еще в Эдеме, указав на древо познания добра и зла, велел...». Стоп, стоп. САМОМУ Богу нужен ли наш пост? Что Он ответил пророку Исайе, когда тот взывал от лица всех иудеев: «Почему мы постимся - а ты не видишь?». Всё верно: «Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте» (Ис. 58). С Себя и поста Он переводит наш взгляд - на нас самих... Мы ему - пост как жертву или дар, а Он - отметает всё это в сторону: да что вы можете Мне подарить, Я ни в чём не нуждаюсь, Я Сам - Даритель. Дело не в том, ЧТО вы Мне преподносите - а в том, КАКИЕ ВЫ САМИ. Мне не нужны ваши жертвы - Мне нужны вы.
Да, у поста - много смыслов. Но я намеренно поворачиваю предмет размышления только одним смыслом, одной гранью, той, которая для меня сейчас важнее, и вот что думаю: Богу - пост не нужен, нет. Нужен он - мне, и то не всегда. Нужен - примерно как спортсмену процесс тренировок, строгий режим и всё такое. Тренировки - необходимы (кто-то тренируется день и ночь, а кто-то полчаса в день, у всех мера своя). Но если ты выйдешь во время соревнований на стадион и не сможешь взять высоту, показать результат - судья у тебя не спросит, как именно ты тренировался. Если ты не имеешь деятельной любви, которую мог бы показать Судье, - что толку, что ты постился, молился, коллекционировал святыньки в красном углу, бежал через проезжую часть взять благословение у батюшки, бичевал оппонента цитатами из богословов, подробно исповедовался в помыслах и прилогах, совершал паломничества, придерживался верной церковной «партийной линии», совершал многое из того, что описано в книгах типа «Училище благочестия»... Без любви - что толку. А Суд этот, кстати, давно идет... И я, например, чувствую, что не знаю, что отвечать, где моя любовь и ее дела, и мне страшно. Так что, прошу вас, чтоб утишить мой страх, приведите мне иные цитаты. Можно, например, из «Традиций постной трапезы» - книги, подобные последней, пользуются изрядным спросом у любителей стилизовать христианство под этнографию... Кто-то сможет наполнить эту дыру в моей душе, эту пустую чашу на весах, напоминанием о сухоядении в первую седмицу или рецептами томления брюквы в рыжиковом масле? Примерно такой - первый вопрос.
И второе, тоже связанное с притчей о Страшном суде, - «накормил голодного»... Где-то в той самой современной проповеди на сию притчу прочел такое благочестивое поучение: накормить голодного означает преподать ему хлеб учения Христова, и т.д. Да, голодного накормить - согласен... А как накормить сытого (или того, кто считает себя сытым)? Это второй мой вопрос. Даже не сытого - пресыщенного? Мы, недавно воцерковившиеся, призыва 90-х годов, - не такие ли мы сытые, до которых сквозь слой особого духовного сала слово Христово, Его живой голос, уже не доходит? Евангелие мы уже прочитали, как и сотни православных книг, каноны изучили, применение Марковых глав Типикона нам известно, на все вопросы - ответы имеем, как и аргументированное мнение на темы судеб Церкви, России и мира, своих от врагов отличаем с закрытыми глазами, уверенно ожидаем - кто Антихриста и печатей в лице мировой закулисы, кто - победы православия в отдельно взятой стране и его сращения с властью, и вообще, чувствуем себя уверенно, обходя моря и земли в поисках, кого бы еще обратить в СВОЮ веру... Мы как-то совсем забыли - самих себя. Друг друга воспитываем, а сами-то!.. Вышли из себя, из того места, о котором Христос сказал: «Царство Божие внутрь вас есть», где Он нас ждет... Страшно сказать, на Литургии мы идем вместе к одной Чаше, мним себя по-настоящему единой Церковью - но КТО каждый из нас? Как часто Христос говорит нам - мне, тебе: «Я готов войти и вечерять с тобою, - но ГДЕ ты? Тот, кого Я вижу перед собой, - не ты. Я вижу маску. И Сионской горницы внутри тебя не вижу - не так важно, чисто вымытой или захламленной, ты знаешь, Я ел и пил с мытарями и блудницами и не гнушался входить в неприбранные дома... Но в твоем сердце - не вижу даже двери, в которую постучать, вижу вывеску, декорацию, нарисованный на старом холсте очаг с нарисованным пламенем, которое не греет... Ты знаешь, Я был и на кресте, и в аду, и готов идти туда вновь, - но крест и ад были НАСТОЯЩИМИ! А войти в твой придуманный, нарисованный мир, в иллюзию - Я не могу...».
Простите меня, возможно, кому-то увидится, что я говорю сумбурно и бездоказательно. Доказательный разговор - тяжелое и долгое дело, я только попытался обозначить сам в себе болевую точку... И вот, если наступающий пост придаст сил этой боли, даст возможность - мне, тебе или тебе - ощутить реальность своей жизни, пусть смрадную, невыносимую, нелицеприятную - вот от такого поста будет польза, это да.
Заглянув Великим постом в пакет с чипсами
И сколько всего вот так съедено - тьмущая тьма.
А представить, сколько вдобавок за жизнь мы извергли дерьма, -
Общего и конкретного, вот этого, твоего, моего!..
Уже на три трети земля состоит из него.
И нетрудно поверить мне,
Что все это остро нуждается в огне.
Огне, рушащемся с неба,
Вершащем гонение мусора, освобождение снега,
Таяние бетона, испарение влажной похоти очей,
Гордости (когда припекло, не вообразишь, что ты прохладно-ничей!),
Ожог трезвит, подбрасывает вверх, высекает вопль, ставит на вид,
Что раз болит, значит, живо то, что болит;
И пробужденье от липкого сна, и весна - как огненный взрыв!
Собственно, даже геенна - шанс ощутить через боль, что ты жив.