Радость и скорбь Благовещения
— Ты мой сын или мой
Бог? Ты прибит к кресту.
Как я пойду домой?
Как ступлю на порог,
не поняв, не решив:
ты мой сын или Бог?
То есть, мертв или жив?
Иосиф Бродский
Около двух тысяч лет назад в маленький городок Назарет был послан Богом Архангел Гавриил для того, чтобы возвестить юной Деве по имени Мария о том, что у Нее вскоре родится Сын, Который «наречется Сыном Всевышнего».
Мария в раннем детстве была отдана на служение при храме, но, когда Ей исполнилось 14 лет, по закону Она не могла больше оставаться там. Нужно было либо вернуться в отчий дом, либо выйти замуж. Но родители Ее уже умерли, а замужеству препятствовало то, что Дева Мария дала обет целомудрия. Тогда священники, не желая, чтобы Она осталась без покровительства, формально обручили Ее известному своей праведностью восьмидесятилетнему старцу Иосифу. К моменту явления Архангела Пречистая Дева была уже обручена Иосифу, но брак заключен еще не был.И вот Архангел является Богородице со словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Эти слова поразили и смутили Деву, но Архангел успокаивает Ее: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога...», а затем предрекает, что Она родит Сына и назовет Его Иисус, и Он будет не просто отмечен благодатию Божией, но будет Сыном Самого Бога.
Но Мария дала Господу обет девства, и поэтому закономерен Ее вопрос: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Архангел Гавриил же объясняет Ей, что зачатие будет бессеменным, что Дух Святой сойдет на Нее. Мария отвечает: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».Удивителен своей кротостью и покорностью воле Божией этот ответ. Ведь по еврейскому закону незамужних женщин, «имеющих во чреве», предавали мучительной и позорной смерти, побивая камнями у городской стены. Да и само известие о том, что у Нее родится Сын Божий, могло бы вызвать недоверие либо стремление избежать такой ответственности. Но Дева Мария всецело полагается на Господа и смиренно принимает повеление Архангела.
Старец же Иосиф был добр и праведен и, заметив в Марии признаки будущего материнства, не захотел предать Ее на казнь и хотел тайно отпустить Ее от себя. Но во сне Иосифу явился Ангел, который объяснил, что Мария родит Спасителя мира и в зачатии нет греха. Тогда Иосиф, чтобы не оставлять попечения о Пречистой Деве, сочетался с Нею браком и оберегал Ее в пути в Вифлеем, где и родился Христос, Сын Божий.
С Благовещения начинается приход в наш мир Господа, Который открывает людям двери спасения, и поэтому икону Благовещения помещают на Царские врата иконостаса. Важно помнить и то, что Богородица была той «дверью», через которую Спаситель пришел к людям, и воплощение Бога Слова стало возможным не только благодаря Божественному произволению, но и благодаря согласию с ним свободной воли человека. Если бы Дева Мария по какой-то причине отказалась от возложенного на Нее испытания, то невозможным стало бы рождение Христа и спасение человечества.Со многих храмах существует красивая традиция: на праздник Благовещения в небо выпускают голубей, ведь именно в виде голубя являлся Дух Святой… И в университетском храме мученицы Татианы в субботу после Литургии в небо полетят птицы.
Как же относиться к совпадению праздника Благовещения с Великой Субботой? Ведь Страстная Суббота — день, когда Господь после страданий на Кресте сошел во ад, и называется она Субботой Покоя подобно той ветхозаветной субботе, когда Господь «почил от всех дел Своих», создав наш мир. Как совместить радость известия о грядущем воплощении Господа с чувством потерянности, скорби, поколебленности всех основ от сознания того, что Господь умер и пребывает в аду?.. Как непривычно будет услышать на одной службе и скорбные песнопения Страстной Субботы, и радостный тропарь Благовещения…Но на самом деле совпадение праздников глубоко символично: в один и тот же день мы видим начало и завершение воплощения Спасителя, можем на одной только службе пройти вместе с Ним путь Его от начала и до конца... Но не все знают, что каждая служба в Церкви имеет такой же смысл, ведь на каждой литургии прослеживаются события всей земной жизни Спасителя: например, во время малого входа с Евангелием — выход Господа на общественное служение, во время Евхаристического канона — конец этого служения и крестная Жертва… А на всенощном бдении воспоминается история всего мира от его сотворения. Только эта символика служб менее заметна, чем совмещение песнопений и чтений совпадающих праздников. Поэтому, по сути, в службе Страстной Субботы этого года не будет ничего из ряда вон выходящего…
С другой стороны, совпадение праздников помогает нам глубже вдуматься в события Благовещения и посмотреть на них несколько под другим углом.Он говорит в ответ:
— Мертвый или живой,
разницы, жено, нет.
Сын или Бог, я Твой.