Консервы надо выносить
Помню, что мне холодно, страшно, одиноко. Наверное, Фрейд с Юнгом мою дальнейшую нелюбовь к Ленину объяснили бы особенностями детского восприятия, но порой детская интуиция бывает достаточно верной. В дальнейшем Владимир Ильич подсознательно у меня особых симпатий не вызвал. Да, советская пропаганда старалась изо всех сил: конечно, я был в курсе и «доброй лукавинки в глазах», и апрельского броневичка, и апрельского же, кажется, бревна на субботнике, и о том как «тут и сел печник» в поэме Твардовского, но все это выглядело как-то не до конца убедительно. За всей этой бутафорией угадывался или голый король или, что еще хуже, экзистенциальный революционный ужас, эдакий Фредди Крюгер с когтями, но только не киношный, а вполне исторически реальный. В общем, когда с разгаром перестройки и демократизации стали появляться первые документы и исследования (к примеру, «При свете дня» Солоухина), посвященные обратной стороне ленинской луны, я не очень-то и удивился.
Со временем выстроился новый образный ряд уже антиленинианы - к примеру, нательный крестик, заброшенный в лопухи, избиваемые прикладом ленинского ружья шушенские зайцы, немецкие деньги на революцию, «яду мне, яду» - обращенное к Сталину, - но суть не менялась: монструозная сущность главного идеолога и вершителя русского бунта лично для меня уже давно была очевидной. Правда, оставался и остается вопрос с мавзолеем и мумией вождя в известном всем щусевском зиккурате. Тема эта, естественно, периодически (в особенности, применительно к тем или иным датам) будоражит общественное сознание, которое, как мы знаем, подогревается и, что греха таить, формируется нашим отечественным телевидением.
Выносить или не выносить Ленина из мавзолея - один из наиглавнейших и, как сказал бы сам вождь, архи-и архиважнейших вопросов современности. Поэтому, когда меня позвали в качестве «эксперта» на запись передачи «Честный понедельник» (НТВ), я, опять же, не очень удивился. Мало того, даже теплилась у меня небольшая надежда, что может приключиться разговор по существу - без лозунгов и воплей. Все же мы, христиане, часто бываем наивны и надеемся на лучшее там, где этому лучшему не из чего (или не из кого) появиться. В общем, когда в числе основных гостей оказались писатель Александр Проханов, режиссер Владимр Меньшов и политик Валерия Новодворская, то о серьезной дискуссии можно было забыть. Нет, я с почтением отношусь к Проханову-писателю и в свое время с интересом читал его батальные повести и романы. С огромным же почтением я отношусь к Меньшову-режиссеру, потому как вообще люблю кино, а режиссерские таланты Меньшова кажутся несомненными. Наверное, с наибольшей настороженностью, я отношусь к Новодворской-политику, потому что политика уже сама по себе, априори, находится у христианина под нравственным подозрением. Самое смешное, что мои взгляды на Ленина вполне совпали как раз-таки с высказываниями Новодворской. За это меня неоднократно упрекнули не только Проханов с Меньшовым, но и некоторые читатели моей странички в «Живом журнале», где я имел неосторожность разместить заметку о прошедшей телепередаче, но тут уж ничего не поделаешь: как говорится, Платон мне друг, но истина дороже, - Новодворская так Новодворская.
Прежде всего, замечу, что больше всего меня неприятно поразила лозунговость разговора. Причем лозунги были самые банальные, избитые. Проханов, правда, привнес толику новизны в своем заявлении, что рано или поздно Ленин воскреснет и придет к нам второй раз (не буду всерьез разбирать этот бред), Меньшов повторял сказки про хорошего кремлевского дедушку с «добро лукавинкой», еще один гость (забыл его имя-фамилию) озвучивал старый курехинский анекдот о том, что «Ленин - это гриб», ну а Новодворская, не стесняясь в выражениях, говорила, что Ленин превратил Россию почти на весь двадцатый век в некую черную дыру. Масла в огонь слегка подлил аз грешный, когда мне, как «эксперту», дали слово. Много сказать я не успел, но сформулировал, что, разумеется, Ленин есть разоритель не только церковной, но и вообще - народной жизни в России, что нас должно было быть сейчас не менее полумиллиарда, тогда как нас куда меньше полутора сотни миллионов с перспективой дальнейшей убыли. Этот общеизвестный тезис особенно взволновал Проханова, который начал развивать идею о том, что ленинская советская идеология есть вполне религиозная (и поэтому требующая жертв) идея - и, тогда, ведущий вновь обратился ко мне, как «эксперту», с вопросом - так ли это? Я легко согласился: да, ленинская коммунистическая идеология имеет в себе религиозные черты, но религиозность эта - сатанинская. Данное определение Проханову с Меньшовым по вкусу явно не пришлось - и всю вторую половину передачи они неоднократном пинали современных попов и церковников в моем лице за нетолерантное отношение к вождю мирового пролетариата и коммунистической идее как таковой. Проханов в частности заявил, что, мол, вот батюшка называет нашу победу в Великой Отечественной войне сатанизмом. Кстати, постоянные ссылки современных коммунистов на «нашу Победу», порождает ощущение, что никаких более серьезных аргументов у них, коммунистов, уже не остается. Правда, если трезво рассмотреть этот тезис, то ясно, что коммунистическая идеология никакого отношения к Победе не имеет. Победу осуществил русский народ ценой колоссальной жертвенности, которая в нем была воспитана тысячелетием русского православия, тогда как коммунистическая идеология до этой войны и довела и чуть эту войну не проиграла. Всех прочих банальностей, прозвучавших в передаче, можно не упоминать. Хотя одна реплика достойна того: тот же Проханов посоветовал мне побывать в пещерах Псково-Печерского монастыря, дабы убедиться, что Ленин лежит на Красной площади так же, ничуть не хуже. Впрочем, и это суждение писателя явилось в русле уже не раз звучавшей глупости, что останки Ленина вполне укладываются в христианскую традицию поклонения святым мощам. О том, каков бывает «по мощам и елей» (слова Патриарха Тихона), не буду повторяться.
Уже после передачи, на страницах «Живого журнала» мне досталось за то, что я, как священнослужитель, не служу делу примирения народа, но, напротив, своими заявлениями по ТВ способствую его расколу. Мол, не время еще, товарищи, вождя из мавзолея выносить. Надо подождать пока народ дозреет (правда, сколько народа к тому времени останется - вопрос). Еще некоторые (в Интернете же) присовокупили мнение, что им вообще все равно, кто там в этом самом мавзолее лежит, и впадать из-за этого в магический ужас или напрасные надежды (мол, вынесем, и все сразу наладится), скорее, тоже язычество, а не христианство. Так как же быть? Действительно ли, если вынести чучело вождя, все сразу само наладится? Нет, конечно, это просто вульгарная постановка вопроса. Но точки над «i» должны быть, наконец, расставлены. Долго ли еще этот морок коммунизма будет тяготеть над русским народом? Мы, как государство и общество, являемся наследниками тысячелетней традиционной России или советской империи со всей соответствующей атрибутикой и символикой (тогда и Ленин на своем месте в своем капище)? Наше общество по-прежнему прокоммунистическое или коммунизм, как идеология, должен быть официально осужден подобно тому, как осужден фашизм со своей национал-социалистической подоплекой, или мы все так же согласны, что утопия о «светлом будущем» стоила миллионных жертв?
Я не сторонник магических страхов перед той или иной внешней атрибутикой, но все же незахороненный труп вождя, которому воздавалось и еще может воздаваться определенное поклонение на главной площади столицы России - это слишком символично, чтобы с легким сердцем махать на это рукой. Духовная некрофилия -слишком опасное нравственное заболевание, чтобы предоставить ему развиваться самому по себе. Лично меня, как гражданина, эта некрофилия в общегосударственных масштабах совершенно не устраивает. В конце концов, это есть проявление невиданной в истории жестокости к самому так и не погребенному вождю (сколько ж можно над телом издеваться?) Не пора ли консервы вынести и по-человечески закопать? Если, конечно, вообще не сжечь, а пепел по ветру, чтобы и впрямь с глаз долой, из сердца вон, а то вдруг, согласно чаяниям писателя Проханова, «великий вождь» и впрямь, как Фредди Крюгер, сам по себе воскреснет?