Музыка - это благотворительность в широком смысле
- Николай Павлович, расскажите немного о себе: почему Вы, сын священника, выбрали карьеру светского музыканта?
- Это было естественно. Я родился в семье музыканта, а не священника: отец - профессиональный пианист, закончил Петербургскую консерваторию, преподавал в Гнесинке. Мама закончила Московскую консерваторию. Они постоянно играли дома - сольно, в четыре руки, в ансамбле, к ним часто приходили студенты, и я с самого рождения жил в атмосфере служения музыке. Мне кажется, что этот «навык служения» очень помог отцу в свое время - просто сперва он служил Богу через музыку, а потом стал это делать «напрямую». В пять лет я упросил родителей принести мне скрипку и первое музыкальное образование получил как скрипач. Но моя учительница по скрипке, Элеонора Львовна Полонская, «предрекла», что я когда-нибудь буду дирижером. Так и случилось.
Николай Хондзинский на репетиции |
- Почему Вам интересна старинная музыка?
- Барочная и до-барочная музыка -тоже музыка тех, кто свое творчество понимал как служение Богу, и это вполне христианское восприятие назначения человека на земле ощутимо отразилось в ней. Ее исполнители были зачастую и ее слушателями - ее совсем не обязательно писали для публики, - но всегда подразумевалось, что у нее есть главный слушатель - Бог.
- Не кажется ли Вам, что современному человеку трудно воспринимать такую музыку?
- Наоборот, кажется, что она весьма доступна для восприятия, особенно человеку верующему. Я бы даже сказал, что только верующему человеку она открывает себя такой, какая она есть на самом деле, потому что она и создавалась глубоко верующими людьми.
Процитирую слова, которые Зеленка написал в посвящении к одной из своих месс, мессе Dei Patris: «Великому Богу, Творцу всего сущего, Всеблагому Отцу, с величайшей покорностью, со смиреннейшим почитанием и совершеннейшим благоговением, с сердцем, исполненным покаяния и страха, Его недостойное создание, Ян Дисмас Зеленка...» И хотя время и традиция всегда накладывают свой отпечаток на творца, я согласен с моим учителем, Юрием Борисовичем Абдоковым, который считает, что творчество Зеленки принадлежит не только католической, но и общехристианской духовной и музыкальной культуре.
- Как Зеленка появился в Вашей жизни? Почему у этого столь яркого композитора такая трудная «музыкальная судьба», ведь он почти неизвестен сейчас?
- При жизни Зеленки он был малоизвестен. У него очень трогательная биография - Жил он в Дрездене, всю жизнь с трудом сводил концы с концами, был вынужден работать в театре контрабасистом и так и не удостоился должности придворного композитора, потому что все время кто-нибудь оказывался ловчее его. Как это часто бывает с очень яркими дарованиями, не вписывающимися в привычные шаблоны, современники не ценили его. Отчасти с этим связано и забвение его творчества, продлившееся до середины ХХ века, когда были найдены его ноты. С момента их издания начал развиваться интерес к нему, а в 1970-е годы Хайнцем Холлигером были сделаны первые записи. Я же «набрел» на него просто в силу своего интереса к барочной музыке вообще. Года три назад увидел в Интернете незнакомую фамилию, послушал - и захотелось самому что-нибудь исполнить. Первое, что мы сыграли, было «Miserere», которое прозвучит и на предстоящем концерте. Российская премьера этого произведения состоялась в октябре 2009 года. Это совершенно фантастический опус, ни на что не похожий, абсолютно не вписывающий в рамки эпохи. Надо сказать, что у Зеленки довольно много камерных произведений - трио, каприччио, - которые рассчитаны на 3-4 исполнителей. Может быть, их и играли где-то в России, а вот что касается жанров крупных, кантатных - мы первые, кто стал их исполнителями у нас в стране. В Европе же Зеленка - давно один из самых репертуарных композиторов: там вообще гораздо больше интересуются старинной музыкой.
- Почему Вы выбрали для концерта «Симфонию Ля-Минор»? Какие произведения собираетесь исполнять в дальнейшем?
- Составляя программу концерта, мы заботились о том, чтобы дать слушателю своего рода «музыкальный портрет» композитора, представить его творчество по возможности с разных сторон. Это музыка чрезвычайно яркая, свежая, я уверен, что она поразит слушателей своей новизной, мелодикой, тембровыми красками, оркестровой палитрой. Вообще, мы постепенно расширяем репертуар. В июне мы планируем мировую премьеру «Глории» Зеленки, которая пройдет в Международном Доме Музыки. Партитура еще не издана, манускрипт находится в дрезденской библиотеке.
- Музыка Зеленки сложна для исполнения?
- Старинная музыка сейчас исполняется довольно часто, но трогает слушателей (и исполнителей) далеко не всегда. Это связано, на мой взгляд, с пониманием или не пониманием этой музыки как духовной. Иногда исполнителям старинная музыка кажется скучной, потому что в ней, вроде бы, нет такого количества контрастов, как, скажем, в музыке романтической. Однако в барочной музыке тоже есть контрасты, только это не контрасты мятущихся страстей, а контрасты чистых тонов, чистых состояний: если радость, то радость, если скорбь, то скорбь. Музыкантам это сложно и непривычно. Есть также сложности штриховые, сложности артикуляции.
- Вы стремитесь к аутентичному исполнению старинной музыки?
- Сперва надо договориться о том, что такое аутентичность. Мы стараемся, чтобы музыка звучала в стиле своей эпохи, хотя и играем на современных инструментах.
- То есть, сыграть Моцарта на клавесине - это еще не аутентичное исполнение?
- Конечно. Наличие старинных инструментов само по себе ничего не дает. Даже интереснее играть на современных инструментах, но так, чтобы звучало в подлинном стиле и духе эпохи.
- Судьба Зеленки наводит на мысль о том, что талант композиторов далеко не всегда соответствует их известности. Правильно ли, на Ваш взгляд, выстроены композиторские иерархии?
- Я думаю, что здесь всегда присутствует некоторая несправедливость. Это касается не только Зеленки. То же было и с Бахом: в его время были популярны исключительно его сыновья, а сам он не был известен. Только в 19 веке обратили внимание на его сочинения и начали понимать, какого масштаба эта фигура. В музыке нет прогресса: разве можно считать, что эпоха Баха «ниже», чем наша? - абсурд. Тем не менее, на этом во многом строится современная система музыкального образования. Это касается и положения отдельных фигур на «музыкальном Олимпе». Например, считается, что есть Бах и «все остальные». Такие современники Баха как Рамо, Телеман, Кайзер отодвигаются во второй ряд, что, в общем-то, спорно. В ХХ веке тоже есть много незаслуженно забытых композиторов, и как раз с обращения к их творчеству и начинал свою деятельность наш коллектив. Наш первый диск, записанный по заказу лондонской фирмы «Токката классикс», - запись всех хоровых сочинений Виссариона Яковлевича Шебалина, композитора советской эпохи, пожалуй, лучшего ректора Московской консерватории. Удивительно и несправедливо, что до нас этого никто не делал. Так что большой пласт русской музыки ХХ века практически неизвестен. Знают Прокофьева и Шостаковича, а есть целая плеяда композиторов - Гавриил Попов, Мечислав Вайнберг, Борис Чайковский, Николай Пейко, Карен Хачатурян, чрезвычайно ярких, но обойденных вниманием исполнителей и слушателей. Даже великого Свиридова считают иногда композитором второго ряда. Так что и здесь имеет место «стандартная несправедливость».
- Как возникла идея благотворительного концерта? Принимали ли Вы раньше участие в подобных проектах? Каких результатов ждете от этого выступления?
- Насколько я знаю, общество «Милосердие» устраивает такие благотворительные концерты каждый год, и мы очень благодарны отцу Аркадию Шатову за приглашение: в благотворительном концерте такого масштаба мы участвуем впервые. Общество «Милосердие», на мой взгляд, одно из немногих, которые занимаются реальными делами. Так что для нас внести вклад в его деятельность - и честь, и радость. Конечно, здорово, если удастся поддержать «Милосердие» материально, но я очень надеюсь, что наше выступление будет благотворительным и в более широком смысле: сможет дать людям то, чего, мне кажется, сейчас больше всего не хватает: ощущение красоты и цельности Божьего мира.
***
Ян Дисмас Зеленка (1679 - 1745) - чешский и немецкий композитор. Автор духовных сочинений, которые ценили Телеман и Бах, светских концертов и сонат. Произведения поздних лет не исполнялись при жизни композитора. Возрождение интереса исполнителей и публики к творчеству Зеленки началось на рубеже 1950-1960-х годов, но в полной мере относится уже к 1970-1980-м годам: переломной здесь стала запись шести трио-сонат для двух гобоев и бассо континуо (фагот и чембало), сделанная в 1972 Хайнцем Холлигером и его коллегами.
***
Все денежные сборы от концерта будут переданы в поддержку 11 собственных социальных проектов Православной службы «Милосердие», работа которых на 90% осуществляется на пожертвования частных лиц. Проекты службы это -- два детских дома, богадельня для брошеных стариков, патронажная служба, служба помощи одиноким больным в московских больницах, служба помощи бездомным, автобус «Милосердие», школа для многодетных и малоимущих детей и другие. Подробнее о них на сайте Miloserdie.ru.