Немного старше Победы
Однажды (дело было в феврале, далеко от майских праздников) мы приехали в один из домов престарелых с журналистами федерального телеканала. Они должны были сделать сюжет о том, как молодежь общается с жильцами дома. Ради таких гостей все обитатели и все работники дома престарелых были в сборе и «при параде». В первый раз мы увидели большие ряды гранок на пиджаках знакомых дедушек, чьи рассказы о войне - кто был военным шофером, кто танкистом - мы уже слышали и пытались, сколько это возможно, записывать.
Тогда промелькнуло две мысли. Первой была неловкость: персонал дома престарелых и сотрудники соцзащиты настаивали, чтобы журналисты в первую очередь снимали ветеранов, - получалось как будто, что остальные не заслуживают внимания. Нами стали неожиданно «руководить»: в том доме у нас был привычный маршрут движения по комнатам, чтобы никого не пропустить и со всеми по очереди пообщаться после общего концерта, а тут рядом возник дяденька, который убеждал ветеранов посетить первыми. Мы помнили дедушек и бабушек иначе - не по статусу «ветеран труда» или «участник войны», а по имени и отчеству.
Вторая мысль была о том, что ветераны и те, кто не застали войну по возрасту, были в те годы детьми или трудились в тылу, сейчас одинаково одиноки и нуждаются в одном и том же. Да и вообще мы редко употребляем слово «ветеран».
Но с Днем Победы мы поздравляем всех - дошел ли человек до Праги и Берлина, знает ли по родительским рассказам о собственном голодном и трудном детстве конца сороковых.
Бабушки часто плачут, рассказывая о войне. Дедушки показывают на плечо или на ногу - вот здесь был осколок, вынули, три месяца провалялся по госпиталям. Пожелтевшая фотография не стене - «наш взвод в Берлине».
Мы даже не решали, не обсуждали, а просто сказали друг другу: всех нужно поздравлять - каждого лично, именно ему адресованными открытками, подарками, письмами. Это праздник каждого. Праздник старушек, чьи отцы не вернулись, праздник дедушек, мальчишками копавших окопы, праздник бабушек, в сорок четвертом набавлявших себе пару лет, чтобы пойти на медицинские курсы - готовиться к фронту. А уж когда мы встречаем бабушку, родившуюся в десятые годы, а уж когда она рассказывает, что пережила Блокаду или была медсестрой в Сталинграде, а другая подхватывает, что не видела боев, но все четыре военных года работала на лесоповале за ушедших на фронт мужчин, едва выживая от голода и надрыва сил.
Многие из них не расскажут обо всем этом в первую встречу - они не скрывают, им просто в голову не придет об этом в первую очередь рассказать. Спросишь: кем вы работали? - в колхозе работала. Поглядишь на дату рождения: а в войну где были? - и в войну в колхозе... Всем было тяжело - и им тяжело, и они не надевают орденов - даже для журналистов не надели бы, не скажи им об этом директор дома.
Среди постояльцев в домах престарелых очень много тех, кто хранит ордена в тумбочке, или потерял где-то при переезде в казенное учреждение, или оставил у детей и внуков...
Они красивы без орденов, они красивы в платочках, они красивы разные: не рембрандтовские старухи, не рокотовские, не с классических портретов, не «божьи одуванчики» -
Мы дарим бабушкам кремы так же, как дарим друг другу косметику, - как нечто само собой разумеющееся. Для них косметика бывает вещью неочевидной - может, они пользовались когда-то и кремами, а теперь даже не пытаются ни смягчить руки, ни разгладить морщины. Редкая из этих бабушек выглядит как бодрая хозяйка «домика в деревне».
Но какие красивые бывают бабушки, какими орлами глядят наши дедушки! Тут тебе и распутинское «Прощание с Матерой», и «Северная песнь» Попкова из Новой Третьяковки. Они - бабушки из преданий и сказок. Они - те дедушки, которых я не застала в живых. Они не всегда способны поддержать разговор, наши бабушки, они не трезвы после пенсии, наши дедушки, но как же они подчас красивы!
У них и молодые фотографии не похожи на наши - словно и правда какая-то другая красота отсюда, из дня сегодняшнего, отразилась на них тогдашних. Со старых фотографий, как в старых кинолентах, смотрят совсем не похожие на нас лица. Сегодня их, может быть, не назвали бы красивыми, этих девушек - но какие это прекрасные бабушки! Иногда я вижу отблеск того же стиля, то же выражение на лицах своих сверстников - и невольно думаю: какая красивая будет бабушка или какой залихватский дедушка!..
Они и не только с виду, они все и внутри разные. В поездках по деревням привыкнешь, что и разговаривать-то особо не надо: просто спроси, как зовут, да обними, сядь рядом, возьми за руку, спроси как себя чувствует человек - и сиди, послушай, дай поплакать... А приедешь случаем в городской дом престарелых - там совсем иное: не привыкли бабушки и дедушки обниматься, странно им это, неловко. Одергиваешь себя: ведь и сам горожанин, сам блюдешь свое и чужое privacy, а вот и не знаешь, что делать, когда бабушку нельзя обнять. Да и просто понимаешь однажды, что если не можешь взять человека за руку, в плечо ему ткнуться - тебе уже и не хватает средств для общения, для выражения благодарности, сочувствия.
Помню, однажды приехали в дом престарелых, где бывали многажды, и встретили там новую бабушку. Подошла я к ней с привычным - кто мы и откуда, не хочет ли она общаться. И вдруг - не просто горожанкой оказалась бабушка в деревенской больнице, в забытом на карте селе. Оказалась она дамой с высшим образованием, с ясным разумом, с пониманием жизни - с ясным пониманием, что свалил ее инсульт в 55 лет, и лежит она теперь здесь неподвижным грузным кулем, и пошевелить может только кистями рук, и долго ей,
Никому не пожелаешь этого: кровати у стены, стены у кровати - и даже по-человечески поймешь, если бабушка однажды скажет горько, что за лучшее считает умереть и не смотреть больше на эту стену, какие бы ни были заботливые медсестры и совершенные средства ухода, и нерусское слово «эвтаназия» произнесет. Но кто знает - что она передумает и переживет на своей кровати у стены, до какой мудрости дорастет.
А как просто и светло порой рассказывают бабушки, что давно молятся и ждут, чтобы их «прибрал Господь»: все уже там, на земле никого, кроме Бога, у них не осталось, а вот к Себе не зовет чего-то, хоть и заждалась. Без ноты трагизма порой говорят об этом, без тени рисовки. А как становятся они снова красивы, когда говорят: «А уж как я люблю людей!» Лежит бабушка после инсульта или с переломом бедра, и уже знает, что не встанет, а как сядешь к ней поговорить, она итожит жизнь именно так: «Люблю» - без всякого пафоса. И дедушка на вопрос, читает ли он книжки, отвечает: «Я читать не любитель. Я - жить люблю».
Мы можем рассуждать о том, что классическая античность не задумывалась о старости - не только в Спарте, но в классической культуре вообще в центре внимания было только молодое и совершенное тело, молодой и пытливый разум. А в Библии уже совсем по-другому: мы обращаем внимание на седину, на старость тех, кто оказывается в центре человеческой истории (не среди войн и политики, а в центре главной истории), - на преклонные годы Авраама, на старость Иоакима и Анны, Захарии и Елисаветы. Какие они красивые на иконах - дождался же Господь их старости, чтобы совершить главное в их жизни. Затем христианство - принесшее оправдание старости, ценность приобретаемой за некороткий путь мудрости, духовной опытности. Конечно, не всякий старик - старец, но вот пора подведения итогов, пора плодоношения и пора расплат... Пора созерцательная, пора для многих беспомощная. Но жаль вычеркивать ее из жизни, жаль ловить и себя на желании продлить молодость до возможных и невозможных пределов, пытаться быть молодым - до конца.
Уж если однажды и мне будет столько (тоже ведь никто не обещал) - то как бы взять пример с этих бабушек, светящихся нам навстречу: «И вас, дочечки, с Днем Победы», хлопающих нам - и опускающих на колени худые морщинистые руки с гладкой и тонкой, прозрачной кожей.
Фотографии с сайта http://starikam.ru